Мы рады приветствовать вас на сайте «АВТОКОВРИК»
НОВОСТИ
"Автоковрик" расширяет ассортимент ковриков в салон автомобилей. В продажу поступили резиновые и текстильные автомобильные коврики на следующие модели автомобилей: Ford Focus III; Nissan Juke; Hyundai Solaris, ELANTRA 2011, Kia Soul, PICANTO II, Sorento 2011; Mazda 3 2009, CX-5; Mercedes GL X164; Opel Astra J; Renault Sandero, Duster; Subaru XV; VW Polo sedan, Jetta 2011, Passat B7 2011; Mitsubishi ASX; VW Polo sedan. Огромный ассортимент автомобильных ковриков в наличии.
Розничные магазины:
г. Ростов-на-Дону,
ул. Красноармейская, 157
тел.: +7 (863) 292-30-66
г. Таганрог,
ул. Седова, 2/2,
тел.: +7 (8634) 32-76-32
г. Миллерово,
Рынок МТК, ул. Толстого,
пав. № 63, т.: +7 (86385) 2-99-19
с. Чалтырь
ул. Олимпийская, 1/82
т.: +7 (863) 247-10-66
Интернет-заказы:
E-mail: [email protected]
тел.: +7 (905) 428-29-55
«Владение являет самую глубинную связь, какой человек вообще может быть связан с вещами: не то чтобы они в нем оживали, скорее он сам живет в них» (Вальтер Беньямин. Я распаковываю свою библиотеку (речь собирателя книг) (Walter Benjamin, Illuminations))
«Понимание пространства как статичного среза времени, репрезентации, закрытой системы и так далее – все это способы его укрощения. Они позволяют не замечать его реальную суть: одновременное множество других траекторий и необходимость наглядной внешней реализации пространственной субъективности» (Дорин Мэсси. В защиту пространства (Doreen Massey, For Space))
«Если бунту суждено произойти, то это будет бунт пяти чувств» (Мишель Серр, Ангелы: современный миф. (Michael Serres, Angels: A Modern Myth))
Религиозная практика строится не только на текстологическом и идеологическом фундаментах, но и на бытовом сенсорно-эмоциональном опыте. Через воплощенный зрительный, звуковой, осязательный опыт и память происходит эстетизация этой практики.
С распространением транснациональной торговли и увеличением товарооборота в эпоху модерна и постмодерна определенные предметы приобретают новый сакральный смысл, отличный от того, что они имели ранее. Они становятся частью товарного потока, выводящего религию и религиозную практику за национальные рамки. В условиях товаризации сакральных предметов или сакрализации товаров ключевым для продления религиозных смыслов и практик является слияние религии и капитализма.
В повседневном предметообороте сакральное и мирское сливаются, оживляя и продуцируя, скорее, религиозные субъекты, нежели субъекты, имеющие какую-то религию. Потребление как материальная практика изменяет религиозные смыслы и практики, в результате определенные религиозные предметы, ритуалы и идеи приобретают ценность, в отличие от других.
С экспансией современной транснациональной потребительской культуры и религиозного туризма, а также развитием новых способов определения и манифестации класса, расы и гендера через то, что модно или стильно, на основании привычек и потребительских моделей людей, материальные объекты становятся все более важной составляющей мусульманской молитвы или намаза. Они являются средствами передачи звука, зрительного образа, прикосновения, запаха и месторасположения при ежедневном совершении намазов. Эти предметы производятся для удовлетворения нужд и желаний потребителя в зависимости от его гендерной идентификации, покупательской способности, религиозной принадлежности (шиитской, суннитской и различных традиций), этноса и/или географического положения.
Под влиянием транснационального капитализма и религиозного туризма, эстетические и сенсорные отношения, передаваемые материальными объектами в мусульманской молитве, приобретают новые формы.
Мусульманская молитва, совершаемая пять раз в день, является одной из обязательных ежедневных вещественно-сенсорных практик ислама. Намаз требует физического осознания границ между чистым и нечистым в повседневной жизни. Эти границы устанавливаются и осуществляются через ряд ритуалов. Во-первых, практикующий должен обладать осознанием времени (восхода и заката как начала и конца цикла молитвы) в конкретной географической точке, в которой он присутствует. Практикующий слышит звук азана (призыва на молитву), совершает ритуальное омовение тела (вуду), готовит место для намаза (оно должно быть аккуратным и чистым от любых жидкостей, выделяемых телом человека или животных, и отходов). И, наконец, практикующий должен правильно ориентироваться в пространстве (находиться лицом к Каабе в Мекке).
Украшению и эстетизации молитвы служит целый ряд предметов. Например, в Иране одним из важнейших предметов является джанамаз, особенно у женщин. Это слово означает место для молитвы (намаза). В материальном смысле джанамаз представляет собой два куска цветной ткани, вышитых орнаментом «бута» (у европейцев он называется «пейсли» или «огурцы»).
Мусульманская молитва начинается с того, что практикующий занимает положение стоя, затем переходит к руку, т.е. наклоняется вперед, кладя ладони на колени. За этим следует суджуд1, или земной поклон, когда, стоя на коленях, он касается лбом земли. Для суджуда используется джанамаз. Он является чистым и приятно пахнущим местом, на которое совершается поклон. Джанамаз ручной работы используется, преимущественно, женщинами. Женщины, принадлежащие к элите, пользуются джанамазами из терме – дорогой шелково-шерстяной ткани ручной работы. Зачастую такие джанамазы передаются по женской линии из поколения в поколение2. До появления массового производства большинство женщин ткали джанамаз сами или заказывали у мастериц, сами выбирая цвет и рисунок.
Шелковый джанамаз с мёхюром, тасбихом и цветочным саше, начало XX века
У иранских мусульман для украшения молитвенного пространства принято добавлять к дажанамазу другие предметы. Это может быть мёхюр (каменный круг для суджуда, по-арабски «турба»), тасбих (четки из дерева, пластика, полудрагоценных камней, в зависимости от цены, чадор-намаз (чадра; перс. чадор) – женское покрывало для головы и тела, а чадор-намаз – особое покрывало для намаза, оно отличается от других форм хиджаба и обычно изготавливается из мягкой ткани ярких цветов)3 и свежие цветы или саше из сухих цветов, в зависимости от личных предпочтений.
Каждый из этих предметов – джанамаз, мёхюр, тасбих, чадор-намаз, цветочные саше, свежий жасмин, лепестки роз – способствуют эстетизации и пространственной организации мусульманской молитвы, при этом зрение, осязание и обоняние используются для обращения к эмоциональной пространственно-временной памяти4.
Эстетизация мусульманской молитвы противопоставляется ригидности институциональных религиозных практик, открывая их для сенсорного восприятия – осязательного, обонятельного, зрительного. Кроме того, она обеспечивает доступ культуры потребления, так как эти предметы и товары можно купить на базарах, рядом со святынями и мечетями, в частности, в Мекке или онлайн. Эти предметы стали популярными сувенирами, предлагаемыми по самым разным ценам паломникам и тем, кто выбирает другие формы религиозного туризма.
Небольшие коврики используются для индивидуального намаза. Вместе с коврами большего размера они являются важными переносными объектами, демонстрирующими то, как мусульманское архитектурное проектирование регулирует время и пространство5. Молитвенные ковры больших размеров применяются в мечетях и других культовых сооружениях для коллективного использования во время соборной молитвы.
Молитвенный коврик массового производства |
Однако молитвенные ковры имеют не только религиозное и духовное назначение, одновременно это и предмет декора. Размер молитвенного ковра во многом зависит от предназначения. Хотя для намаза чаще используют молитвенные коврики, нередко их заменяют молитвенными коврами небольших размеров, например, из шелка. Однако в силу того, что они стоят дороже и весят больше, ими чаще пользуются для домашнего намаза. Молитвенные ковры больших размеров можно встретить в домах, мечетях, усыпальницах, музеях. Здесь ими застилают пол, используют как декоративный элемент или экспонат. Маленькие молельные коврики используют индивидуально для организации пространства для намаза. Такие коврики самых разных цветов и узоров давно стали доступным товаром широкого потребления.
Ковры могут иметь разный узор, однако каким бы он ни был, в нем прослеживается повторение определенных символов. Узор молитвенного коврика отличается от узора на других подобных изделиях тем, что в качестве центрального организующего мотива композиции используется арка или молитвенная ниша (михраб). Часто михраб воспроизводит направление на Мекку, или киблу, которая является ориентиром при совершении намаза. На молитвенных ковриках может быть изображен проем в виде арки, окно, открывающееся в сад, возможно, райский сад или древо жизни в самых разных видах. В обеих темах доисламское и исламское сочетается с реальными, воображаемыми или абстрактными элементами природного окружения, характерного для разного географического местоположения (это могут быть стилизованные деревья, птицы, цветы, беспредметные символы)6.
Молитвенный коврик с изображением древа жизни, 1880-е годы
Молитвенный коврик обозначает территорию молитвы, создавая материальную границу между священным и мирским, или тем, что может испортить молитву. Можно сказать, что изображением повторяющихся воображаемых пространственных мотивов, таких как древо жизни или райский сад, молитвенные коврики и ковры добавляют пространственности в будничные модели существования в этом мире. Благодаря им индивидуальное принимает пространственно-временную ориентацию на универсальность исламской практики. Кроме того, через очищение пространства и обеспечение непрерывности времени они являются посредником между материальным и духовным, связывают физическое присутствие «здесь и сейчас» с виртуальным и гетеротопным «там»7.
В условиях повышенной политизации религии чувственные аспекты религии часто недооцениваются и нивелируются. В современном мире ислам и исламская практика со своими политическими и идеологическими проявлениями характеризуются как модернистский «другой». Под пристальным взглядом западных историков искусства и антропологов сенсорная, эстетическая и бытовая культуры ислама и мусульман нередко оказываются заключенными в музейные залы, ограничены рамками ориентализма, попадают в подчинение политическим идеологиям. Таким образом, принципиально важно, чтобы ученые обратили внимание на исламские материальные объекты с их культурными, сенсорными и эмоциональными особенностями. Это предметы искусства, ремесленные изделия, товары или простые предметы быта, связывающие материальное с виртуальным, идеальным, духовным. Помещение этих элементов опыта в область эстетики, политики и экономики раскрывает эту функцию капитала вне модернистских дихотомий религиозного и светского, материального и духовного, рационального и иррационального.
Молитвенный коврик с изображением врат, ведущих в цветущий райский сад, XVIII век
Источник: MAVCOR
islam.plus
Говорят, что намаз – единственный способ общения с Богом напрямую. Современным мусульманам повезло: у них появилась возможность совершать намаз с комфортом. Обращение к Всевышнему у представителей разных вероисповеданий выглядит по-разному. У мусульман, например, оно сопряжено с определенными физическими усилиями.
Пять раз в день правоверные мусульмане, обращаясь лицом к Мекке, преклоняют колени, а затем низко склоняют голову, касаясь челом земли.
Миллионы мусульман совершают намаз на протяжении многих веков, и никогда еще, пожалуй, не возникал так остро следующий вопрос: как совершать намаз тем, для кого подобные «упражнения» непосильны, чьи коленные суставы и позвоночник отказываются повиноваться?
Михраб укажет верный путь
Желая помочь своим престарелым родителям, владелец магазина ковров в немецком городе Карлсруэ Тургай Йенерер (Turgay Yenerer), решил придумать невиданный доселе «оздоровительный» молитвенный коврик. Тургай представляет свое изобретение с гордостью. Коврик называется «Михраб». Слово это означает молитвенную нишу, указывающую направление к Мекке, куда обращаются лицом мусульмане во время молитвы.
Коврик «Михраб» толщиной всего в полтора сантиметра, но оснащен специальной прослойкой из поролона (или эластичного пенопласта). Материал мягкий и, в то же время, достаточно упругий, позволяющий верующему, стоящему на коленях, без боли и напряжения совершать намаз. «Мусульманин должен полностью отдаваться намазу, на все сто процентов. А как же это сделать, если его отвлекает боль?» - рассуждает Тургай Йенерер.
Почти два года понадобилось Йенереру и помогавшим ему братьям, чтобы изготовить такой коврик, который отвечал бы всем нормам и требованиям Ислама. Каждый шаг обсуждался с имамом. Ведь хотя облегчить страдания верующего – дело богоугодное, но при этом коврик не должен быть слишком удобным: мусульманин на нем поклоняется Всевышнему, а не отдыхает… Впрочем, по словам имама, с тех пор, как первые коврики появились в мечети, верующие стали внимательнее слушать проповеди.
Намаз и профилактика
Весть о столь полезном во всех отношениях изобретении молниеносно облетела чуть ли не весь мусульманский мир. Только в первые же два месяца после выпуска первой партии нового коврика Йенерер продал две тысячи штук. Между прочим, ортопедические коврики для намаза предназначены не только для пожилых и больных людей, ими можно пользоваться и в целях профилактики, утверждает изобретатель.
Популярность коврика «Михраб», выполненного в шести цветовых вариантах, растет стремительно. Вскоре должна расшириться цветовая палитра, добавятся новые варианты дизайна. Самое главное, считает предприимчивый торговец, что пользователи довольны. Тургай получает массу писем со словами благодарности в свой адрес. «Мусульмане упоминают мое имя в своих молитвах - большего и желать нельзя», - с гордостью говорит он.
Автор: Инга Ваннер
Редактор: Ефим Шуман
Deutsche Welle Russian
www.islam.uz
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.
Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Дорогой брат Игорь! Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
Одним из положений, единогласно принятых богословами-суннитами является то, что совершение молитвы именно на земле - например, стоя на грунте или камнях, не является обязательным условием. Шейх аль-Хатиб аш-Ширбини (богослов шафиитского мазхаба) сказал в "Мугниль-мухтадж"; (1/426): "Все мусульмане, за исключением шиитов, единогласны во мнении о дозволенности совершения молитвы на шерстяном покрытии и в шерстяной одежде. В таком совершении молитвы нет ничего нежелательного. Только имам Малик считает желательным избегать этого. Шииты же сказали, что так совершать молитву нельзя, потому что шерсть не относится к растениям, произрастающим на земле". Никак не влияет на действительность молитвы толщина и мягкость покрытия - главное, чтобы поза при земном поклоне была устойчивой. Имам Бухари передал от 'Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир и благословение Всевышнего ему и его семье) совершал молитву на постели в своем доме, в то время как она лежала между ним и киблой - подобно тому, как совершается молитва над покойником. Бухари озаглавил этот хадис: "Глава о совершении молитвы на постели". Имам Ибн Хаджар сказал в "Фатх аль-бари": "Этим заглавием Бухари имел в виду то, что было достоверно передано Ибн Аби Шайбахом от Ибрахима ан-Наха'и от аль-Асвада и его учеников о том, что они считали нежелательной молитву на коврах, мехах и дерюгах. И указал на дозволенность такой молитвы на основании единогласного мнения сподвижников и табиинов".
Имам Ахмад в своей книге "Аль-муснад", Табарани в "Аль-му'джам аль-кабир", а также Абу Дауд передали хадис от аль-Мугиры ибн Шу'ба (да будет доволен им Аллах): "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) совершал молитву на шубе из дубленого меха". Ибн Хузайма и Хаким утверждали достоверность этого хадиса, последний сказал так: "Достоверный хадис, соответствующий условиям (принятия хадиса) у Бухари и Муслима. Однако они не связывают его с темой меха. Муслим передает его от Абу Са'ида в разделе о молитве на циновке". Аз-Захаби сказал: "Соответствует условиям Муслима. Несмотря на то, что в цепочке передатчиков этого хадиса присутствует слабое звено, он считается хорошим хадисом, в силу того, что существуют другие хадисы, указывающие на этот же смысл. Так, имам Ахмад передал в "Аль-Муснад" от Мухаммада ибн 'Абдуррахмана ибн Аби Ляйла, что один из сподвижников сказал:"О посланник Аллаха! Можно ли мне молиться на мехах?" Тот ответил:"А зачем же иначе нужна выделка?"
Шейх ас-Синди в своих комментариях к "Аль-муснаду" (31/407) поясняет: "То есть если ты не будешь молиться (на мехах), то пропадет польза от выделки, ибо она имеет целью очищение и подготовку меха для совершения молитвы, и если молитва на нем будет недозволенной, то от выделки не будет пользы".
Также ученый ханбалитского мазхаба ат-Туюри передал в своей книге"Ат-туюрият" (стр. 740) от 'Абдуллаха ибн 'Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву на ковре.
Дозволенность такого совершения молитвы передается от группы сподвижников и ученых-богословов, живших позже. Они иногда совершали молитву на мягких и толстых покрытиях, таких как различные матрацы, подлокотные и обычные подушки, ковры, меховые накидки, дерюги, попоны, войлок и т.д.
Имам Абу Бакр ибн Аби Шайба в "Аль-мусаннаф" передал слова 'Абдуллаха ибн 'Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) касательно совершения больным человеком земного поклона (суджуда) на обычную и подлокотную подушку: "Больной может совершать земной поклон на подлокотную подушку и чистую одежду". Также он передал от Умм Салама (да будет доволен ею Аллах), что у нее однажды заболелся глаз, и она совершала земной поклон на кожаную подушку. От Анаса (да будет доволен им Аллах) также передается, что он совершил земной поклон на подлокотную подушку. От Абу аль-'Алийа передается, что будучи больным, он совершал земной поклон на подушку. Аль-Хасан аль-Басри считал, что нет ничего плохого в совершении земного поклона на подлокотную и обычную подушки во время нахождения человека на корабле.
В той же книге, в разделе о "Молитве на постели" передается, что Анас (да будет доволен им Аллах) совершал молитву на своей постели, а также что Тавус совершал молитву на постели, в которой он лежал, будучи больным.
Также в разделе о "Молитве на дерюгах" (1/436-437) сказано, что такие сподвижники как 'Али, Джабир, Абу ад-Дарда, Ибн Мас'уд, Ибн 'Аббас (да будет доволен ими Аллах), а также 'Умар ибн 'Абдул-Азиз из табиинов (да смилуется над ним Всевышний Аллах) - все они совершали молитву на дерюгах (одежда из грубого холста). Однако от Ибрахима передано, что аль-Асвад и его ученики считали нежелательным совершение молитвы на коврах, мехах и дерюгах.
В разделе о "Молитве на коврах" (1/437-438) передано, что Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я не вижу никакой проблемы, если я совершу молитву на шести коврах, расположенных один поверх другого". Са'ид ибн Джубайр сказал: "'Абдулла ибн 'Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) совершил с нами вечернюю молитву на ковре, застланным на всю комнату". 'Абдулла ибн 'Аммар сказал: "Я видел, как 'Умар совершил молитву на толстом ковре". Аль-Хасан аль-Басри сказал: "Совершение молитвы на ковре дозволительно". От него также передается, что он совершал молитву на небольшом коврике, и в земном поклоне его стопы и колени были на нем, а руки и лицо касались земли или тростниковой циновки. Также от Кайса ибн 'Аббада аль-Кайси и Мурры аль-Хамадани передается, что они оба совершили молитву на войлоке.
Еще имам Ибн Аби Шайбах передал в той же книге, в разделе о "Молитве на меху" (1/441-442), что Масрук выделывал шкуру своего жертвенного животного для совершения на ней молитвы. Это же передается и от 'Алкамы. Также от 'Абдуррахмана ибн аль-Асвада передано, что он совершал у себя дома молитву на овечьей шкуре с шерстью. В то же время он передал от аль-Асвада и его учеников, что они считали нежелательным совершение молитвы на мехах.
Ибн Хазм сказал в "Аль-мухалла" (1/402-403): "Дозволяется совершать молитву на шкурах, на шерсти, и на всем том, на что можно садиться, если они являются чистыми. Женщине можно совершать молитву на шелке. Это является также и мнением Абу Ханифы, Шафи'и, Абу Сулаймана и других. 'Ата сказал, что нельзя совершать молитву кроме как на земле или гальке. Малик сказал, что нежелательно совершение молитвы на чем-то другом, кроме земли и того, что на ней произрастает. А 'Али (Ибн Хазм имеет в виду себя) сказал: "Это мнение не имеет доказательства, подтверждающего его верность. Земной поклон должен совершаться семью частями тела: ступнями, коленями ног, руками, лбом и носом; Малик разрешает, чтобы все части тела в суджуде касались упомянутых ранее поверхностей, за исключением лба. А какая разница между лбом и остальными частями?! Ведь нет ничего того, что указывало бы на разницу между ними ни в Коране, ни в сунне, ни в консенсусе ученых. Нельзя это вывести ни путем аналогии, ни из слов какого-либо сподвижника, или даже авторитетного мнения. Пусть Всевышний Аллах дарует нам успех! Нам было передано от Ибн Мас'уда, что он совершил молитву на дерюге из шерсти. Также и от 'Умара ибн аль-Хаттаба, что в молитве он совершал земной поклон на толстый ковер. И от Ибн 'Аббаса, что он также совершал земной поклон на шерстяной ковер. Также это передается и от Абу ад-Дарда, от Шурайха, аль-Хасана и аз-Зухри. И не было того, кто был бы не согласен с мнением упомянутых нами сподвижников (да будет доволен ими Аллах). И у Всевышнего Аллаха мы ищем успех!"
Ученые-богословы разных школ ставили условием устойчивость поверхности при касании ее лбом в земном поклоне.
У ханафитов имам ас-Сарахси говорит в книге "Аль-мабсут": "Дозволяется совершать молитву на снегу, если он плотный и позволяет совершение земного поклона. Если же он недостаточно плотный, то земной поклон на нем недействителен, так как подобен поклону в воздухе. То же касается и суджуда на мягкой траве, хлопке; лоб должен ощущать устойчивую поверхность. Совершение молитвы на толстом ковре также считается у ученых действительным при условии его плотности. Исключение составляет лишь имам Малик (да смилуется над ним Всевышний Аллах). Передается, что некоторые сподвижники говорили:"Нет ничего страшного, если совершать молитву на десяти и более коврах". (1/205-206)
Имам аль-Касани сказал в "Бадаи' ас-санаи'" (1/210): "Если молящийся совершит земной поклон на траву или хлопок, и его лоб достаточно опустится, чтобы почувствовалась твердость земли, то молитва будет считаться действительной; если же этого не произойдет, то она недействительна. Также и молитва на толстом ковре считается действительной, если он плотный. И на снегу - если место совершения земного поклона будет плотным, то это разрешается, а иначе – нет".
Имам аль-Камаль ибн аль-Хумам сказал в "Фатх аль-кадир" (1/304): "Разрешается совершать земной поклон на траве, соломе, хлопке и ковре, если почувствуется твердая поверхность. Это же относится и к плотному снегу. Если же его лицо будет утопать в нем и земля не будет прощупываться, то совершение земного поклона таким образом не разрешается. Позволительна молитва на повозке, стоящей на земле, подобно молитве на кровати. Если же повозка будет опираться на животного (двухколесная), то совершение в ней молитвы недействительно, подобно молитве на подвешенном между деревьями гамаке. Также разрешается совершать молитву на пшенице и ячмене, но не дозволяется совершать молитву на просе и рисе, ибо в таком случае будет отсутствовать устойчивость".
В книге "Аль-фатава аль-хиндийя" (1/70) сказано: "Можно совершать земной поклон на траве, соломе, хлопке, ковре или снеге, если положение лба и носа будет устойчивым, и будет ощущаться твердость земли. Иначе - нет. Именно так сказано в книге "Аль-хуласа".
Шейх Ибн 'Абидин сказал в своем комментарии (1/472) к словам аш-Шурунбуляли , что условие действительности земного поклона - устойчивое положение лба. То есть необходимо, чтобы молящийся в земном поклоне почувствовал твердую землю, и сколько бы не пытался опустить голову ниже, не смог этого сделать. Поэтому недействителен суджуд на рисе и кукурузе, если они будут не в мешках. Также недействителен на хлопке, снеге и постели, если не будет ощущаться твердая поверхность.
Еще он сказал там же (1/523): "Слова "и нужно чтобы он почувствовал твердость земли" означают, что сколько бы ни старался молящийся опустить голову ниже изначального положения во время первого касания, он не сможет этого сделать. Посему действительна молитва на ковре, подстилке, пшенице, ячмени и кровати, а также и на стоящей на земле повозке, если она не опирается на спину животного, подобно подвесному гамаку между деревьями. Также молитва недействительна на рисе или кукурузе, если они находятся не в мешках, на рыхлом снегу, если лицо молящегося погружается в снег, и он не чувствует твердую поверхность, также как и на траве, если не чувствуется твердость земли. Отсюда становится известной дозволенность совершения молитвы на хлопковом матраце, если будет чувствоваться твердость земли; если же она не будет чувствоваться, то совершение на ней молитвы не дозволяется. Так сказано в книге "Аль-Бахр".
У маликитов считается нежелательным совершение молитвы на ковре, матрасе и т.д., если молитва совершается за пределами мечети и необходимости (в мягкой подстилке) нет. В мечети и при необходимости нежелательность отпадает.
Шейх ад-Десукий приводит в своем комментарии к книге "Аш-шарх аль-кабир" (1/252)слова имама ад-Дардира: "Нежелательно совершать земной поклон на одежду или ковер, который не предназначен для застлания мечети. Нет нежелательности в его совершении на подстилке, не считающейся роскошью, к примеру, сплетенной из травы. Тем не менее, лучше не совершать земной поклон на подстилке. Если же подстилки мягкие, то его совершение на них нежелательно". После этого ад-Десуки комментирует: "Имеется в виду, что ковер не только не предназначен для мечети, но и отсутствует необходимость совершения земного поклона на него, как например жара, холод, жесткость земли. Если же такая необходимость существует, то нет нежелательности. Если ковер предназначался специально для мечети, то нет нежелательности в совершении на нем земного поклона. И неважно, постелил его человек, основавший мечеть, или же он куплен на средства из пожертвованного имущества, или же он был пожертвован другим человеком специально для мечети".
У шафиитов имам аш-Шафи'и (да будет доволен им Аллах) говорит в книге "Аль-умм" в разделе об одежде и подстилочных материалах, на которых можно совершать молитву (1/111): "Посланник Аллаха (мир и благословение Аллаха ему и его семье) совершил молитву в одежде из шерсти. Поэтому можно совершать молитву в одежде из шерсти, волос и пуха. Также разрешается совершать молитву на изготовленных из них подстилках. Кроме того, посланник Аллаха (мир и благословение Всевышнего ему и его семье) сказал: "Любая выделанная шкура считается чистой". Поэтому можно совершать молитву в выделанных шкурах животных, умерших без закалывания, в выделанных шкурах хищников, и в выделанных шкурах всех животных, за исключением собаки и свиньи. Также можно совершать молитву в шкуре любого заколотого животного, пригодного для употребления в пищу, даже если она не выделана.
Имам ан-Навави сказал в "Аль-маджму" (3/398): "Если молящийся совершит земной поклон на хлопок, траву или вещь, наполненную ими, то он должен так надавить (головой), что если бы под покрытием была рука, на ней остался бы след. Если он не этого не сделает, то его поклон не будет считаться действительным. Имам двух Запретных Мечетей (аль-Джувейний) сказал: "Мое мнение - достаточно просто свободно положить голову (на место поклона), и нет нужды надавливать". Однако утвержденным положением в мазхабе является первое мнение, которое в категоричной форме было принято также и шейхом Абу Мухаммадом аль-Джувейни и авторами книг "Ат-татимма" и "Ат-тахзиб".
Аль-Хатиб аш-Ширбини сказал в "Мугниль-мухтадж" (1/373):
"Тяжесть его головы должна ощущаться на месте совершения земного поклона - согласно упомянутому ранее утверждению: "И когда ты будешь совершать земной поклон, то ставь свой лоб в устойчивое положение". Тяжесть головы означает, что должно быть давление (головой на место совершения поклона) так, что если представить под этим местом вату или траву, то они помнутся, или если предположить существование под этим местом руки, на ней останутся следы поклона. Имам (двух Запретных Мечетей) считал, что достаточно простого опускания головы. Он даже сказал, что такое положение головы ближе к смиренному положению молящегося, чем попытки надавливания".
У ханбалитов Ибн Таймийа говорит в "Аль-фатава аль-кубра" (2/68): "Среди обладателей знания нет разногласий относительно дозволенности совершения молитвы на покрытиях, сделанных из растительных материалов - к примеру на циновке и т.п. Разногласие существует только относительно того, что не произрастает из земли - например, подстилки из шкуры домашнего скота и ковра из шерсти. Большинство ученых-богословов разрешают совершать молитву на них. Такого мнения придерживаются последователи хадиса, такие как Шафи'и и Ахмад, а также и ученые из Куфы, такие как Абу Ханифа и другие. В доказательство они приводят хадис 'Аиши, где говорится о подстилке, которая была не из растительного материала, а из кожи или шерсти".
Аль-Мардави пишет в "Аль-инсаф" (2/70): "Ученые нашего мазхаба сказали:"Если (молящийся) совершит земной поклон на траву, хлопок, снег или лед, и т. п., и не ощутит их твердость, то его поклон недействителен, по причине отсутствия устойчивости".
Аль-Бухутий сказал в "Кашшаф аль-кина" (1/298): "Совершение молитвы на снегу считается действительным, будь то с наличием подстилки или без нее, если он плотный, ибо в таком случае все части тела будут устойчивы. Также действительна молитва на траве и взбитом хлопке, если под ними ощущается твердость земли. Если же нет, то молитва недействительна, так как лоб в неустойчивом положении".
Следовательно, Вы можете молиться и без коврика на чистой поверхности (примечание редакции).
Всевышний Аллах знает лучше.
По материалам сайта www.dar-alifta.org
islam.plus
Говорят, что намаз – единственный способ общения с Богом напрямую. Современным мусульманам повезло: у них появилась возможность совершать намаз с комфортом. Обращение к Всевышнему у представителей разных вероисповеданий выглядит по-разному. У мусульман, например, оно сопряжено с определенными физическими усилиями.
Пять раз в день правоверные мусульмане, обращаясь лицом к Мекке, преклоняют колени, а затем низко склоняют голову, касаясь челом земли.
Миллионы мусульман совершают намаз на протяжении многих веков, и никогда еще, пожалуй, не возникал так остро следующий вопрос: как совершать намаз тем, для кого подобные «упражнения» непосильны, чьи коленные суставы и позвоночник отказываются повиноваться?
Михраб укажет верный путь
Желая помочь своим престарелым родителям, владелец магазина ковров в немецком городе Карлсруэ Тургай Йенерер (Turgay Yenerer), решил придумать невиданный доселе «оздоровительный» молитвенный коврик. Тургай представляет свое изобретение с гордостью. Коврик называется «Михраб». Слово это означает молитвенную нишу, указывающую направление к Мекке, куда обращаются лицом мусульмане во время молитвы.
Коврик «Михраб» толщиной всего в полтора сантиметра, но оснащен специальной прослойкой из поролона (или эластичного пенопласта). Материал мягкий и, в то же время, достаточно упругий, позволяющий верующему, стоящему на коленях, без боли и напряжения совершать намаз. «Мусульманин должен полностью отдаваться намазу, на все сто процентов. А как же это сделать, если его отвлекает боль?» - рассуждает Тургай Йенерер.
Почти два года понадобилось Йенереру и помогавшим ему братьям, чтобы изготовить такой коврик, который отвечал бы всем нормам и требованиям Ислама. Каждый шаг обсуждался с имамом. Ведь хотя облегчить страдания верующего – дело богоугодное, но при этом коврик не должен быть слишком удобным: мусульманин на нем поклоняется Всевышнему, а не отдыхает… Впрочем, по словам имама, с тех пор, как первые коврики появились в мечети, верующие стали внимательнее слушать проповеди.
Намаз и профилактика
Весть о столь полезном во всех отношениях изобретении молниеносно облетела чуть ли не весь мусульманский мир. Только в первые же два месяца после выпуска первой партии нового коврика Йенерер продал две тысячи штук. Между прочим, ортопедические коврики для намаза предназначены не только для пожилых и больных людей, ими можно пользоваться и в целях профилактики, утверждает изобретатель.
Популярность коврика «Михраб», выполненного в шести цветовых вариантах, растет стремительно. Вскоре должна расшириться цветовая палитра, добавятся новые варианты дизайна. Самое главное, считает предприимчивый торговец, что пользователи довольны. Тургай получает массу писем со словами благодарности в свой адрес. «Мусульмане упоминают мое имя в своих молитвах - большего и желать нельзя», - с гордостью говорит он.
Автор: Инга Ваннер
Редактор: Ефим Шуман
Deutsche Welle Russian
www.islam.uz
Вашему вниманию предлагается перевод ответа на вопрос о хукме оставления края молитвенного коврика подвернутым, чтобы в дом не проникли джинны, с сайта уважаемого шейха, Мухаммада Салиха аль-Мунаджида – islamqa.info
Вопрос:
У нас сложился обычай подворачивания уголка молитвенного коврика после завершения намаза на нем. Говорят, что джинны приходят и совершают на нем намаз, если не подвернуть его уголок, или, что джинны заходят в дом. Но эта мысль мне не до конца ясна, потому что, даже если они и действительно совершают на нем намаз, это является великим благом, не так ли? Есть ли у этого действия основа в шариате или же оно является нововведением?
Ответ:
Вся хвала принадлежит Аллаху!
Это поверье является одной из сказок, придуманной обычными людьми, у которой нет основы в религии Аллаха. На это действие нет довода в шариатских текстах, наоборот — это чистая выдумка, ложь и сказка простых людей.
Значит, если дело обстоит так, то мусульманину нельзя говорить такое и быть убежденным в этом, потому что мир джиннов – это скрытый мир, о котором мы не знаем ничего, кроме того, что пришло в текстах священного Корана и достоверной пророческой сунны. То, что не пришло из этих источников нельзя ни подтверждать, ни верить в них.
Но даже, если мы допустим, что джинны заходят в дом и совершают намаз на ковриках с неподвёрнутым уголком, то оставлять коврик в таком положении было бы лучше, потому что это праведный джинн-мусульманин и его молитва в этом доме и на этом коврике является благом и благодатью для него, а также для жителей дома.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил нам, что шайтан входит в дом, если его хозяин не поминает имя Аллаха при входе.
Возможно, что поверье, приведенное в вопросе, исходит от некоторых родителей, которые повелевают своим детям заворачивать коврики после намаза в целях чистоты, порядка в доме и так далее.
Наряду с тем, что данное утверждение является ложью, существует и большая опасность – маленькие дети вырастают, веруя в неправильные вещи и эти сказки становятся их убеждениями (акидой).
Аллах знает лучше!
Малик абу Хатим [islamcivil.ru]
islamcivil.ru
Ас саляму алейкум уа рахматуллах
• «Намаз является опорой религии. Тот, кто совершает молитву, укрепляет свою религию. А тот, кто не делает этого, конечно же, рушит её.» (Байхаки)
• Пророк (мир ему и благословение) повелел «Намаз является опорой религии» поскольку намаз, упомянутый в Коране семьдесят раз, является самой большой истиной после веры.
• Визуальный образ на коврике для Намаза, такое явление называется техникой "Сублиминальных/подсознательных знаков, сообщений". Ее суть заключается в том, что в любой объект/элемент встраивается скрытый визуальный образ. Он не виден человеческому глазу, не слышен человеческому уху, однако действует на человеческое подсознание, посылая ему определенные сообщения, знаки, звуки.
* Если посмотреть внимательно, туда куда именно мы всегда смотрим, всегда есть 2 точки(квадратики какие то) или что то похожое на Глаза.
minbar.kz
Обращение к Всевышнему у представителей разных вероисповеданий выглядит по-разному. У мусульман, например, оно сопряжено с определенными физическими усилиями.
Пять раз в день правоверные мусульмане, обращаясь лицом к Мекке, преклоняют колени, а затем низко склоняют голову, касаясь челом земли.
Миллионы мусульман совершают молитвенные обряды на протяжении многих веков, и никогда еще, пожалуй, не возникал так остро следующий вопрос: как молиться тем, для кого подобные "упражнения" непосильны, чьи коленные суставы и позвоночник отказываются повиноваться?
Желая помочь своим престарелым родителям, владелец магазина ковров в немецком городе Карлсруэ Тургай Йенерер (Turgay Yenerer), решил придумать невиданный доселе "оздоровительный" молитвенный коврик. С гордостью Тургай представляет свое изобретение. Коврик называется "Михраб". Слово это означает молитвенную нишу, указывающую направление к Мекке, куда обращаются лицом мусульмане во время молитвы.
Коврик "Михраб" толщиной всего в полтора сантиметра, но оснащен специальной прослойкой из поролона (или эластичного пенопласта). Материал мягкий и, в то же время, достаточно упругий, позволяющий верующему, стоящему на коленях, без боли и напряжения совершать молитвенный обряд. "Мусульманин должен полностью отдаваться молитве, на все сто процентов. А как же это сделать, если его отвлекает боль?" - рассуждает Тургай Йенерер.
Почти два года понадобилось Йенереру и помогавшим ему братьям, чтобы изготовить такой коврик, который отвечал бы всем нормам и требованиям Ислама. Каждый шаг обсуждался с имамом. Ведь хотя облегчить страдания верующего – дело богоугодное, но при этом коврик не должен быть слишком удобным: мусульманин на нем молится, а не отдыхает… Впрочем, по словам имама, с тех пор, как первые коврики появились в мечети, верующие стали внимательнее слушать проповеди.
Весть о столь полезном во всех отношениях изобретении молниеносно облетела чуть ли не весь мусульманский мир. Только в первые же два месяца после выпуска первой партии нового коврика Йенерер продал две тысячи штук. Между прочим, ортопедические коврики для молитвы предназначены не только для пожилых и больных людей, ими можно пользоваться и в целях профилактики, утверждает изобретатель.
Популярность коврика "Михраб", выполненного в шести цветовых вариантах, растет стремительно. Вскоре должна расшириться цветовая палитра, добавятся новые варианты дизайна. Самое главное, считает предприимчивый торговец, что пользователи довольны. Тургай получает массу писем со словами благодарности в свой адрес. "Мусульмане упоминают мое имя в своих молитвах - большего и желать нельзя", - с гордостью говорит он.
http://www.dw-world.de.
islamdag.ru