Коврик тактильный своими руками: Тактильный коврик — 2 | Коврик, Поделки, Для детей

идеи, особенности создания комплекса для детей

Отличный вариант развивающей игрушки от рождения до трех лет — сенсорный коврик для детей своими руками. Ведь с рождением малыша перед новоиспеченными родителями встает большое количество задач. Это не только кормление и уход за ребенком, но и его всестороннее развитие. Может показаться, что при наличии детских магазинов с самыми разнообразными товарами ничего сложного нет. Но не все из них вызывают интерес, к тому же стоят недешево.

Содержание

  1. Предназначение развивающего коврика
  2. Основные параметры и требования
  3. Материалы и инструменты
  4. Советы родителям

Предназначение развивающего коврика

Развивающий детский коврик — это универсальная игрушка для малышей от рождения до 3 лет, которая имеет вид небольшого одеяльца или полотенца с разнообразными элементами для обучения и игры. Иногда над полотнищем крепят каркас в виде дуги для подвешивания игрушек, музыкальных деталей и грызунков.

Детский коврик — предмет, который долго будет в центре внимания и не надоест малышу. Это очень удобно и маме, ведь такая игрушка — своеобразное пособие, которое дает возможность развивать кроху с первых дней жизни. Развивающий коврик помогает малышу во многом, например:

  • научиться концентрировать внимание на предметах;
  • развивать мелкую моторику;
  • изучить самые простые фигуры, формы и фактуры;
  • тренировать память и логическое мышление;
  • научиться различать цвета, считать и даже читать.

Конечно, все эти способности малыш может приобрести с помощью родителей, ведь именно они должны помочь на начальном этапе развития и обучения. Совсем маленький ребенок от месяца до полугода может лежать на коврике и рассматривать яркие детали и предметы. Малыш постарше с помощью мамы изучает и пробует на зуб каждый элемент коврика, а ребенок от года и до трех может самостоятельно использовать коврик для развития мелкой моторики. Цель создания развивающих ковриков тот же, что и у бизибордов — познание мира.

Своими руками созданный развивающийся центр — это отличная возможность выразить фантазию и создать уникальный подарок крохе. Конечно, можно без особых временных затрат купить подходящий вариант в магазине, но сшитый своими руками дидактический коврик имеет ряд преимуществ, а именно:

  • самостоятельный выбор подходящего размера и формы. Обычно в супермаркетах и детских магазинах представлены несколько вариантов, не всегда отвечающие запросам родителей;
  • оригинальность и полное соответствие требованиям малыша и его родителей;
  • изготовление и выбор декораций, тканей и развивающих элементов на свой вкус.


Главный бонус при изготовлении коврика самостоятельно — возможность вложить в игрушку всю свою любовь, нежность и заботу. Малыш обязательно почувствует это, а выражать благодарность будет своей увлеченной игрой и хорошим настроением.

Основные параметры и требования

При создании коврика для детей своими руками можно использовать любые задумки и концепции. Но даже если фантазия работает плохо, не стоит отчаиваться. Идею развивающего коврика своими руками можно без труда позаимствовать в интернете, а еще лучше — просмотреть несколько пошаговых мастер-классов и скомбинировать понравившиеся элементы из разных игрушек.

Комплекс должен быть составлен таким образом, чтобы развивать сенсорное восприятие, крупную и мелкую моторику, фонетическую память и музыкальный слух. Вот основные требования, которые нужно учесть. Но есть еще и второстепенные, но тоже не менее важные, а именно:

  • Использование качественных материалов. Правило относится ко всем элементам, которые могут вызвать аллергическую реакцию у малыша.
  • Отсутствие повреждений декоративных элементов, а также прочность креплений.
  • Универсальность комплекса и возможность дополнить его и усовершенствовать по мере взросления ребенка. Не стоит создавать большое количество сложных элементов для новорожденного, лучше добавлять нужные детали, делая акцент на возрасте малыша и его потребностях.
  • Разнообразие во всем. Чем больше будет различных по фактуре, цвету, размерам, форме элементов, тем больше игра заинтересует малыша и удержит его внимание. Это очень удобно в том случае, когда родителям нужна передышка или время на домашние дела и заботы.
  • Мобильность и маневренность. Возможно, коврик придется взять с собой в поездку или постирать в стиральной машине. Нужно учесть эти моменты и заранее подумать об удобных размерах, а также легком откреплении электронных и музыкальных деталей.

Материалы и инструменты

Для начала необходимо определиться, какие именно элементы будут присутствовать на коврике, и нарисовать на листе бумаги примерный эскиз, а затем и выкройку. Затем подобрать подходящий по размеру и фактуре материал для основы коврика и для его подкладки. Если использовать синтепон или теплую пальтовую ткань, он будет лучше держать форму и не сомнется во время игры.


Вырезанные детали (их должно быть три — верхний текстильный слой, синтепон и подкладочная ткань) необходимо сшить между собой и обработать оверлоком. Можно дополнительно простегать ткань, если это не помешает задумке. Основа для коврика готова, но это всего лишь часть работы, ведь самое интересное — впереди.

Второй этап — самый сложный. Это подбор материала в соответствии с развивающей методикой, а именно:

  • ленты, резинки и липучки;
  • металлические и пластмассовые кольца;
  • погремушки, пуговицы, цветные молнии с пластиковыми зубьями;
  • шнуровка, тесьма и веревки;
  • шумовые и тактильные элементы, к примеру, мешочки с фантиками от конфет;
  • музыкальные элементы от старых поломанных игрушек;
  • грызунки для прорезывания зубов.

Предметы могут быть самыми разнообразными. Если в домашнем обиходе нет такой ненужной мелочи, тканей и инструментов для шитья, то придется основательно потратиться. В последнее время особой популярностью пользуются развивающие коврики из фетра своими руками, но тогда цена комплекса значительно возрастает.

Советы родителям

Загоревшись идеей сделать дидактический коврик своими руками, родители порой не сразу могут понять, за что хвататься. Четкий план или инструкция, написанная на бумаге, поможет упорядочить процесс и выполнить его быстрее. Специалисты, а именно психологи детских садов и методисты других развивающих учреждений, обычно рекомендуют родителям:

  • Выбирать натуральные нескользящие ткани. Это может быть хлопок, ситец, лен, габардин или шерсть. Все полотна перед сшиванием лучше простирать и прогладить.
  • Не использовать игрушки с мелкими деталями, материалы, которые крошатся, а также зеркала. Безопасность малыша — прежде всего, поэтому если есть какие-то опасения по поводу выбранного декора, то лучше его вообще не использовать.
  • Надежно пришить или пристегнуть мелкие детали, ведь малыши все без исключения тянут в рот и могут подавиться пуговицей или бусиной.
  • Использовать одну идею или тематику коврика. Часто обилие мелких деталей и не развивает, а утомляет кроху.
  • Выбирать яркие, но не кричащие цвета. Холодные тона, как и теплые, тоже должны присутствовать в гамме коврика.

Правильное соотношение различных текстур и элементов декора, а также зонирование полотна поможет крохе всесторонне развиваться и не потерять интерес к игрушке в течение долгого времени. Для дальнейшего совершенствования игрового комплекса можно оставить немного свободного пространства и понемногу усложнять композицию. В целом, создать развивающий сенсорный коврик для детей своими руками совсем не сложно.

Развивающие игрушки своими руками. Коврик


Перед современными родителями часто встаёт вопрос – какую игрушку купить ребёнку? С чем он будет просто играть, а что поможет ему развиваться? Какие игрушки экологически чисты и безвредны для организма малыша? Какие игрушки будут помогать ребёнку развивать воображение и мышление?


 


Именно эти вопросы задавал я себе… Некоторые игрушки действительно лучше купить в магазине – они будут более высокотехничными. А вот некоторые игрушки лучше сделать для ребёнка собственными руками – так и полезнее, и лучше. Кстати, если вы сами создаёте игрушку – вы вкладываете в неё частичку себя, частичку своей души. И это уже может быть не просто игрушка, но и даже оберег (если конечно делать с нужным намерением и правильными мыслями), о чём мы с вами пообщаемся в следующей статье.


 


Сегодня я хочу представить вашему вниманию одну из моих самых первых игрушек для сына. Она очень простая, её совершенно не сложно сделать, и при этом она многофункциональна и многопланова. 


 


Аналогов этой вещи в магазинах хватает, однако мне захотелось создать свой неповторимый шедевр. Долго ходил и выбирал ткань: выбирал и рисунок, и структуру ткани. Потом удивлял и вызывал взгляд непонимания продавщиц, просьбой отрезать мне 30 или 40 сантиметров от разных полотен. Правда, когда я объяснял, зачем мне нужны такие небольшие кусочки на их лицах появлялись улыбки и следующий отрез ткани они подавали мне с уважением (видимо не часто сталкивались с такими папами). Даже советовали и показывали ткани, на которые я сначала не обратил внимания. 


 


Покупки сделаны – теперь домой и кроить, кроить и ещё раз кроить… Это девочек на уроках труда обучают премудростям кройки и шитья, у парней материалы совсем другие. Сначала надо определиться, какой именно площади у нас будет коврик, а затем можно приступать к вырезанию подходящих кусочков ткани. Честно признаюсь – задача не из лёгких. Хочется ведь чтобы в итоге коврик выполнял задачи как тактильные, так и эстетические. 


 


Поработать за швейной машинкой я сам не решился, попросил жену. Раз кусочек, два кусочек…(всё рассчитано до сантиметра) шесть кусочек и готово! Получилось очень даже интересненько.


Презентация новой игровой поляны прошла успешно! Малыш заинтересовался сразу. Сначала просто посидел, затем стал рассматривать рисунки. Когда окончательно убедился, что вещь принадлежит ему и забирать её не будут, начал ползать и изучать более детально — жмякать руками.


 


С такой нехитрой вещью можно заниматься совершенно по-разному:


1) ребёнок может просто ползать по коврику;


2) ребёнок может рассматривать рисунок;


3) ребёнок может изучать структуру ткани;


4) при помощи родителей малыш может изучать цвета;


5) при помощи родителей малыш может изучать нарисованные предметы;


6) малыш может учиться складывать и раскладывать коврик.


 


А какие способы применения видите вы? 


Может быть, у вас есть такой коврик и вы делаете с ним что-нибудь, что я не написал?


 

Будкевич Кирилл


консультант по развитию


 


 


 


 


 


Обратиться за консультацией к этому специалисту


 


Статьи и истории на тему игрушек на нашем сайте

Ковер-самолет, который поможет вашему ребенку развить тактильную защиту

от Mendability

Дети в спектре аутизма обычно испытывают трудности с осязанием, что часто называют тактильной защитой. Это может привести к ритуалам или отвращениям, связанным с одеждой, едой и полом.

Как ни странно, избыток тактильной самостимуляции — это способ мозга восстановить свою функцию серотонина.

Порочный круг прикосновения

Серотонин — это гормон в головном мозге, который транслирует сенсорную информацию. Его производство будет увеличиваться за счет специфических сенсорных входов, поэтому для ребенка с аутизмом ситуация представляет собой почти невозможный порочный круг: мозг требует прикосновения, но в то же время делает ошибки перевода, поэтому ребенок жаждет прикосновения и испытывает избыток. , не имея возможности дать мозгу тот тип сенсорной информации, который ему действительно необходим для улучшения регуляции серотонина. Значительная проблема здесь заключается в том, что давление, удары или другие тактильные излишества приводят к стрессу, который фактически разрушает серотонин.

Крайне важно, чтобы родители ребенка с аутизмом работали над восстановлением его осязания, зная один важный факт: рецепторы осязания расположены внутри первых слоев кожи. В коже есть пять типов сенсорных рецепторов. Нас интересует текстура; не давление, не боль, не жар, не холод, а текстура.

Вся тактильная информация, производимая с терапевтической целью , должна оставаться на очень легком уровне и должна быть нежной и мягкой.

Тактильная защита

Конечно, первым препятствием является сопротивление ребенка любому мягкому прикосновению. Опять же, неправильный перевод мозга приводит к тому, что ребенок избегает мягкого прикосновения, как если бы оно было болезненным. Некоторые вербальные дети сообщают, что им кажется, будто их царапают острым лезвием.

Есть одно место на теле, где мозг обычно не делает столько ошибок просто потому, что он постоянно используется, а правильный перевод является ключом к безопасности: подошва стопы. Подошва стопы имеет огромное количество рецепторов прикосновения, давления, движения и положения. Если ребенок стоит, то мозг работает над обработкой, даже если ребенок не двигается.

Терапевтический инструмент, описанный ниже, включает в себя ступни, но сначала следует обсудить еще одну область:

Пусть ребенок откроет для себя

Другим фактором, который следует учитывать с большим вниманием, является влияние контроля на способность ребенка обрабатывать Информация. Когда вы каким-либо образом ставите себя между входной информацией и ребенком, например, держите его или ее за руку или предъявляете устные требования, вы значительно снижаете эффект сенсорной информации, поскольку мозг вашего ребенка с аутизмом в первую очередь будет отдавать приоритет тому, что исходит от него. вы, то что исходит из окружающей среды.

Многие хорошие эффекты размываются искренним желанием родителей добиться большего воздействия, когда они вмешиваются, чтобы добиться стимуляции. Например, когда они говорят: «Вот, Боб, коснись этого, коснись еще раз».

Любое качественное сенсорное воздействие, организованное самим ребенком, имеет многократно терапевтический эффект.

Если вы наступите на текстуру, а затем встанете на нее, просто чтобы насладиться открытием, это приведет к повышению уровня серотонина, а также к развитию самосознания и самооценки.

Одна из наших терапевтов помнит, как она впервые положила «ковёр-самолет» в терапевтическую комнату. Она наблюдала за реакцией детей на грубое ощущение и забавный внешний вид коврика.

Очень простой пластиковый половик, он лежал там, интересно, часть окружающей среды. Терапевт не говорила об этом детям с аутизмом, с которыми она работала, или детям с синдромом Дауна или церебральным параличом. В Mendability мы стремимся использовать недорогие терапевтические инструменты и идеи, которые родители могут легко реализовать.

Терапевт помнит, что реакции детей всегда были немедленными и положительными: они тянулись к коврику, вставали на него, ложились на него и даже катали его вокруг себя.

Было много захватывающих событий после контакта с ковриком, но одно из самых примечательных произошло с 2,5-летним ребенком, который приехал из далекой страны со своими родителями. Он простоял на ковре почти все время тренировки с семьей. В тот же вечер он сказал свое первое слово.

Это также помогает с речью

Связь между сильным, интересным и независимым тактильным опытом и речью очевидна: на карте мозга центры речи соседствуют со стопой и рукой в ​​зоне тактильной обработки . Очень новый и богатый опыт открыл процесс вербальной коммуникации.

  • Пойдите в местный магазин и купите зеленый, серый или коричневый половик, как можно ближе к картинке для этой статьи. Любое отклонение от этого идеального инструмента сделает его менее полезным. Избегайте использования короткой искусственной травы, которую часто устанавливают вокруг бассейнов.
  • Оставьте его в любой комнате, где ребенок любит играть, может быть, перед телевизором или в любом другом месте, где он любит проводить время.

Не забудьте даже не упоминать о коврике, но время от времени сами наступайте на него, чтобы ребенок знал, что прикасаться к нему безопасно и нормально, а затем подождите, пока он исследует его.

Вы увидите, как быстро ребенок полюбит ходить по коврику, сидеть на нем или потирать о него руки. Этот инструмент недорог и принесет большую пользу, в том числе оказывает успокаивающее действие в напряженные моменты эмоциональной дисрегуляции.

Ссылки

  • Предварительная оценка подотактильной обратной связи у зрячих и слепых пользователей.
    Velazquez R, Bazan O. Conf Proc IEEE Eng Med Biol Soc. 2010;2010:2103-6.
  • Новый подход к механической стимуляции стопы при передвижении человека с поддержкой веса тела. Гравано С., Иваненко Ю.П., Макчони Г., Макеллари В., Поппеле Р.Э., Лакуанити Ф. Hum Mov Sci. 2011 Апрель; 30 (2): 352-67. Epub 2010 24 апр.
  • Влияние снижения соматочувствительности на равновесие в положении стоя: систематический обзор.
    Kars HJ, Hijmans JM, Geertzen JH, Zijlstra W. J Diabetes Sci Technol. 2009 г., 1 июля; 3(4):931-43. Обзор.
  • Интеллектуальная сенсорная платформа для классификации паттернов передвижения.
    Эллиотт МТ, Ма Х, Бретт ПН. Proc Inst Mech Eng H. 2009 Jul; 223 (5): 567-75.
  • Доказательства сильной синаптической связи между одиночными тактильными афферентами от подошвы стопы и мотонейронами, иннервирующими мышцы ног.
    Fallon JB, Bent LR, McNulty PA, Macefield VG. J Нейрофизиол. 2005 Декабрь; 94(6):3795-804. Epub 2005 3 августа.
  • Рефлексы в руке: сильная синаптическая связь между одиночными тактильными афферентами и спинальными мотонейронами.
    McNulty P, Macefiel V. Adv Exp Med Biol. 2002;508:39-45.
  • Неустойчивость походки, вызванная вестибулярными расстройствами – анализ тактильным датчиком.
    Ангунсри Н., Исикава К., Инь М., Оми Э., Шибата Ю., Сайто Т., Итасака Ю. Гортань Аурис Насус. 2011 авг; 38 (4): 462-8. Epub 2011 2 марта.
  • Скорость ходьбы и распределение пикового подошвенного давления при ходьбе босиком у людей с диабетом.
    Ко М., Хьюз Л., Льюис Х.
    Physiother Res Int. 2011 г., 14 января. doi: 10.1002/pri.509. [Epub перед печатью]
  • Постурография на пене: стояние на пене не эквивалентно стоянию со сниженной быстроадаптирующейся механорецепторной чувствительностью.
    Патель М., Франссон П.А., Йоханссон Р., Магнуссон М.
    Exp Brain Res. 2011 февраль; 208 (4): 519-27. Epub 2010 1 декабря.

Сенсорные коврики «Сделай сам» для младенцев и малышей

Сделайте потрясающие сенсорные коврики «Сделай сам» для младенцев и малышей, используя переработанные материалы на деревянных подставках! Это так просто и приятно создавать и делать фантастическую сенсорную игрушку для маленьких рук на экспорт. Эти сенсорные коврики для младенцев и малышей, сделанные своими руками, также станут отличной идеей для подарка!

Вы знаете, как мы любим делать игрушки и обучающие материалы здесь, на Древе воображения. За прошедшие годы мы сделали так много суперпростых ресурсов, используя повседневные материалы, такие как эта игра с помпонами, корзина с детскими стишками, игра с кувшинами для молока, картонная сортировочная коробка, узорчатые блоки, бутылочки для открытий и корзины с сокровищами! [Вы можете просмотреть нашу полную коллекцию простых самодельных игрушек здесь!]

Малышу уже 16 месяцев, и он полностью увлечен всем, до чего может дотянуться. Это возраст обучения через прикосновения, а сенсорные игрушки являются ключом к раннему развитию. Тем не менее, на рынке на удивление мало хороших игрушек, которые действительно отвечают всем требованиям. Эвристическая игра (т. е. игра с предметами повседневного обихода) лучше всего подходит для младенцев и малышей, и после перехода от «Игры с корзиной сокровищ» я подумал, что мы можем сделать несколько сенсорных игровых ковриков для изучения.

Я заказал в Интернете несколько деревянных подставок для поделок, а затем обыскал наши ящики для творчества и игр в поисках тактильных материалов, чтобы украсить их.

[партнерская ссылка]

Ключом к созданию этих сенсорных ковриков своими руками является использование очень хорошего крепкого клея. Мы использовали этот, и я был действительно впечатлен тем, насколько хорошо все приклеилось и осталось на месте. Я суетливо отношусь к канцелярским материалам, поэтому очень рад, что нашел что-то, что будет работать и в будущем.

[партнерская ссылка]

Я нашел следующие материалы, чтобы добавить их к верхней части ковриков, но все, что вы можете найти, подойдет, если есть хороший выбор текстур и контрастов (и материалы безопасны в использовании, конечно!)

Маленькие кусочки бамбука

Шелковистая ткань от старого костюма для переодевания

Плотная скомканная упаковочная бумага

Кусочек губки

Небольшая бусина

Мягкая блестящая пряжа

Шипастые помпоны0003

Смятая фольга

Измельченная бумага

Фетр

Смятый целлофан

Я просто нанесла слой клея, затем добавила сверху материал и держала его на месте, пока он не склеился. На следующий день я сложил их в маленькую корзину и отдал ему на поиски. Конечно, его старшие сестры так же хотели прикоснуться к ним и любили описывать свои чувства!

Бэби провел довольно много времени, забирая и вынимая их из корзины, затем складывая их в стопки, накладывая их друг на друга и переворачивая, чтобы исследовать их дальше.

Ему очень нравилось ощущать скомканные материалы и проводить кончиками пальцев по неровностям и краям различных поверхностей и текстур. Помпоны стали его фаворитом.

Было бы здорово сделать гигантский набор из них в качестве ступенек для ходьбы! В данный момент ему действительно нравится чувствовать вещи ногами, а также ходить по объектам и использовать их, чтобы лазить по ним. Я думаю, что это будет прекрасный прогресс — я опубликую снова, если мне это удастся!

Помещенные в корзину, они станут чудесным и уникальным подарком на первый или второй день рождения ребенка! Родители любят продуманные и сделанные своими руками подарки, а эти особенные! Они также станут идеальным дополнением к игровым полкам в детском саду и дошкольном учреждении, готовым к свободному исследованию и игре.