Мы рады приветствовать вас на сайте «АВТОКОВРИК»
НОВОСТИ
"Автоковрик" расширяет ассортимент ковриков в салон автомобилей. В продажу поступили резиновые и текстильные автомобильные коврики на следующие модели автомобилей: Ford Focus III; Nissan Juke; Hyundai Solaris, ELANTRA 2011, Kia Soul, PICANTO II, Sorento 2011; Mazda 3 2009, CX-5; Mercedes GL X164; Opel Astra J; Renault Sandero, Duster; Subaru XV; VW Polo sedan, Jetta 2011, Passat B7 2011; Mitsubishi ASX; VW Polo sedan. Огромный ассортимент автомобильных ковриков в наличии.
Розничные магазины:
г. Ростов-на-Дону,
ул. Красноармейская, 157
тел.: +7 (863) 292-30-66
г. Таганрог,
ул. Седова, 2/2,
тел.: +7 (8634) 32-76-32
г. Миллерово,
Рынок МТК, ул. Толстого,
пав. № 63, т.: +7 (86385) 2-99-19
с. Чалтырь
ул. Олимпийская, 1/82
т.: +7 (863) 247-10-66
Интернет-заказы:
E-mail: [email protected]
тел.: +7 (905) 428-29-55
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14
10 баллов | – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек. |
8-9 баллов | – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек. |
6-7 баллов | – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек. |
4-5 баллов | – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек. |
2-3 балла | – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек. |
0-1 балл | – за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка. |
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
«
10 баллов | – ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек |
8-9 баллов | – ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. |
6-7 баллов | – ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. |
4-5 баллов | – ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. |
2-3 балла | – время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. |
0-1 балл | – ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек. |
studfiles.net
Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. Для исследования должны быть подготовлены два ряда слов, в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют (см. прил. 11). Испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10-15 пар слов первого ряда с интервалом в 5 сек. между парой. После десятиминутного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10-13 секунд, а ученик записывает запомнившиеся слова правой половины. Такая же работа проводится со словами второго ряда.
Обработка и оценка результатов: Следует подсчитать, какое число пар слов воспроизведено правильно. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, можно делать вывод, что смысловая память развита удовлетворительно.
Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в табл. 8:
Табл. 8. Оценка результатов
Объем логической памяти | Объем механической памяти | ||||
Количество слов перво-го ряда (Ai) | Количество запомнившихся слов (Bi) | Коэффициент смысловой памяти Сi = Bi /Ai | Количество слов второ-го ряда (А 2) | Количество запомнив-шихся слов (В 2) | Коэффициент механической памяти |
Исследование мышления
Методика предназначена для диагностики наглядно-образного мышления. Детям показывают рис. 3 и объясняют, что задание к этой методике заключается в том, чтобы с помощью карандаша или ручки как можно быстрее и как можно точнее воспроизвести на правой половине этого же рисунка тот контур, который представлен в его левой части. Все линии необходимо стараться делать прямыми и Рис. 3. Стимульный материал для
методики «Обведи контур»
точно соединить углы фигур Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках-образцах в левой части. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.
Оценка результатов осуществляется в баллах (уровнях развития) в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания.
Табл. 9. Оценка уровня развития наглядно-образного мышления
10 баллов (очень высокий) | Ребенок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 90 сек, причем все линии на рисунке прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам |
8-9 баллов (высокий уровень) | На выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно |
6-7 баллов (средний уровень) | На выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно |
4-5 баллов (средний уровень) | На выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно |
2-3 балла (низкий уровень) | На выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые; от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно; от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура; от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно |
0 – 1 балл (очень низкий уровень) | На выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми; почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно |
Методика «Четвертый лишний» (вербальный вариант)
Методика направлена на изучение вербально-логического мышления и операций анализа и синтеза. Инструкция: «Я зачитаю пять слов, четыре из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Тебе надо найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее». Например, чтение, письмо, пятерка, рисование, математика. Одно слово здесь лишнее, его надо исключить. Какое слово здесь лишнее? (...). Объясни, почему?» («Лишние» слова выделены курсивом.)
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, пруд.
3. Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла.
4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.
7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.
10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Оценка результатов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный — 0 баллов. 10-8 баллов — высокий уровень развития обобщения; 7-5 баллов — средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов; 4 и менее баллов — способность к обобщению развита слабо.
studfiles.net
Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.
Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.
Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.
Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.
К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.
Показатели – баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пятишестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста
Поясним сказанное на примере. Допустим, что ребенок пятишестилетнего возраста в результате его психодиагностики по методике оценки восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его уровень психологического развития должен быть, соответственно, оценен как очень высокий. Если же по данной методике тот же ребенок получит 2-3 балла, то из этого следует, что его уровень психологического развития низкий. Однако, если по той же самой методике 2-3 балла получает ребенок трех-четырехлетнего возраста, то о нем уже нельзя будет просто сказать, что его уровень развития низкий. Таким он будет только по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое можно сказать и о высоких показателях. 6-7 баллов для ребенка пяти-шестилетнего возраста действительно могут означать среднюю оценку, но те же баллы, полученные ребенком трех-четырехлетнего возраста, могут свидетельствовать о высоком уровне психологического развития данного ребенка по отношению к основной массе сверстников. Поэтому всякий раз, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-шестилетнего возраста, в словесном заключении относительно уровня их развития должна содержаться фраза: «...по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает только в том случае, если при пользовании данной методикой установлены соответствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста» необходимо говорить: «по сравнению с нормой».
Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста.
В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка (см. табл. 4).
Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка
– ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов
8-9 баллов
– время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек
6-7 баллов
– время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек
4-5 баллов
– время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек
2-3 балла
– время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек
0-1 балл
– время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий.
Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т е по части или фрагменту восстановить целый рисунок
Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом Ребенку показывают рис 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь На решение данной задачи отводится 10 сек Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке
Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение
Оценка результатов
– ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака
7-9 баллов
– ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек
4-6 баллов
– ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек
2-3 балла
– ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек
0-1 балл
– ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в»
Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14
– ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов
– ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов
– ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов
– ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла
– ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0-1 балл
– за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
«
– ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек
8-9 баллов
– ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов
– ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов
– ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла
– время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл
– ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
Обработка и оценка результатов
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;
t – время работы;
n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
– показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов
– показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла
6-7 баллов
– показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла
4-5 баллов
– показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла
– показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0-1 балл
– показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так
– все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
8-9 баллов
– все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом
1 Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания
2 Кривая, представленная линией типа Это график низкопродук тивного, но устойчивого внимания
3 Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – –. Представ ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания
4 Кривая, изображенная с помощью линии –––– Является графиком сред-непродуктивного, но неустойчивого внимания
5 Кривая, изображенная линией – – – – –. Представляет график среднепро дуктивного и крайне неустойчивого внимания
– все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.
4-5 баллов
– все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4
3 балла
– все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
баллов
-- продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8-9 баллов
– продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4-7 баллов
– продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2-3 балла
– продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0-1 балл
– продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рис. 8 и объясняют, как с ним работать Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
где S – показатель переключения и распределения внимания;
N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.
Оценка результатов
– показатель S больше чем 1,00.
8-9 баллов
– показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.
6-7 баллов
– показатель 5" располагается в пределах от 0,50 до 0,75.
– показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.
0-3 балла
– показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов – средний.
4-5 баллов – низкий.
0-3 балла – очень низкий.
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 9 Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 10) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
– ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек
8-9 баллов
– ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек
6-7 баллов
– ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов
– ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла
– ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов - средний.
4-5 баллов – низкий.
0-3 балла – очень низкий.
infourok.ru
Выводы об уровне развития
Рис 4 Картинки к методике «Чем залатать коврик?» Оценка результатов
Выводы об уровне развития
Рис 2 Картинки к методике «Узнай, кто это».
Выводы об уровне развития
Оценка результатов
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ
Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция … в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.
Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка
10 баллов | – ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов |
8-9 баллов | – время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек |
6-7 баллов | – время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек |
4-5 баллов | – время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек |
2-3 балла | – время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек |
0-1 балл | – время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек |
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий.
Рис 1. Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках»
Методика № 2 «Узнай, кто это»
Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т е по части или фрагменту восстановить целый рисунок
Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом Ребенку показывают рис 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь На решение данной задачи отводится 10 сек Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке
Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение
Оценка результатов
10 баллов | – ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака |
7-9 баллов | – ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек |
4-6 баллов | – ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек |
2-3 балла | – ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек |
0-1 балл | – ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в» |
Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий
Методика № 1 «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14
Рис 3 Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»
10 баллов | – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек. |
8-9 баллов | – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек. |
6-7 баллов | – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек. |
4-5 баллов | – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек. |
2-3 балла | – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек. |
0-1 балл | – за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка. |
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Методика «Чем залатать коврик?»
Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
«
10 баллов | – ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек |
8-9 баллов | – ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. |
6-7 баллов | – ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. |
4-5 баллов | – ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. |
2-3 балла | – время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. |
0-1 балл | – ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек. |
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.
Методика 5. «Найди и вычеркни»
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
Рис 5 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трех до четырех лет
refac.ru
С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Оценка результатов
10 баллов— ребенок правильно запомнил и воспроизвел 12 слов за 6 или меньше попыток.
8-9 баллов— ребенок правильно запомнил и воспроизвел 10- 11 слов за 6 или меньше попыток
6-7 баллов— ребенок правильно запомнил и воспроизвел 8-9 слов за 6 или меньше попыток
4-5 баллов— ребенок правильно запомнил и воспроизвел 6-7 слов за 6 или меньше попыток
2-3 балла— ребенок правильно запомнил и воспроизвел 4-5 слов за 6 или меньше попыток
0-1 балл— ребенок правильно запомнил и воспроизвел не более 3 слов за 6 или меньше попыток
Выводы об уровне развития
10 баллов— очень высокий.
8-9 баллов— высокий.
4-7 баллов— средний.
2-3 балла— низкий.
0-1 балл— очень низкий.
МЕТОДИКИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОБРАЗНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире ио логическихсвязях иотношениях, существующих между некоторымиобъектамиэтого мира: животными, их образом жизни, природой.С помощьюэтой же методики определяется умение ребенка рассуждатьлогически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показываюткартинку, изображенную на-рис. 17. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматриваниякартинки ребенок получает инструкцию примерно следующегосодержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Оценка результатов
10 баллов— такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов— ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов— ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов— ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла— за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл— за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание.4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностьювыполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но неуспел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов— очень высокий.
8-9 баллов— высокий.
4-7 баллов— средний.
2-3 балла— низкий.
0-1 балл— очень низкий.
Методика «Времена года»
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рис. 18 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года
Оценка результатов
10 баллов- за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов— ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6-7 баллов— ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение
4-5 баллов— ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения
0-3 балла— ребенок не смог правильно определить ни одноГо времени года и не назвал точно ни одного призна. ка (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится{ зависимости от того, пытался или не пытался ре. бенок это сделать).
Выводы об уровне развития
10 баллов— очень высокий.
8-9 баллов— высокий.
6-7 баллов— средний.
4-5 баллов— низкий.
0-3 балла— очень низкий.
Рис. 18. Картинки к методике «Времена года». 101
Методика «Что здесь лишнее?»
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рис. 19), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов— ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предме' ты на всех картинках и правильно объяснив, по* чему они являются лишними.
8-9 баллов— ребенок правильно решил задачу за время от 1 миндо 1,5 мин.
6-7 баллов— ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4-5 баллов— ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла— ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин
0-1 балл— ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10 баллов— очень высокий.
8-9 баллов— высокий.
4-7 баллов— средний.
2-3 балла— низкий.
0-1 балл— очень низкий.
studfiles.net