Мы рады приветствовать вас на сайте «АВТОКОВРИК»
НОВОСТИ
"Автоковрик" расширяет ассортимент ковриков в салон автомобилей. В продажу поступили резиновые и текстильные автомобильные коврики на следующие модели автомобилей: Ford Focus III; Nissan Juke; Hyundai Solaris, ELANTRA 2011, Kia Soul, PICANTO II, Sorento 2011; Mazda 3 2009, CX-5; Mercedes GL X164; Opel Astra J; Renault Sandero, Duster; Subaru XV; VW Polo sedan, Jetta 2011, Passat B7 2011; Mitsubishi ASX; VW Polo sedan. Огромный ассортимент автомобильных ковриков в наличии.
Розничные магазины:
г. Ростов-на-Дону,
ул. Красноармейская, 157
тел.: +7 (863) 292-30-66
г. Таганрог,
ул. Седова, 2/2,
тел.: +7 (8634) 32-76-32
г. Миллерово,
Рынок МТК, ул. Толстого,
пав. № 63, т.: +7 (86385) 2-99-19
с. Чалтырь
ул. Олимпийская, 1/82
т.: +7 (863) 247-10-66
Интернет-заказы:
E-mail: [email protected]
тел.: +7 (905) 428-29-55
PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
gbhfn.livejournal.com
Описание презентации по отдельным слайдам:
Е. Пермяк «Хитрый коврик». Презентация к рассказу
2 слайд Описание слайда:Евгений Пермяк (1902 – 1982) Пермяк – псевдоним автора. Настоящая фамилия его была Виссов.
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:Хитрый коврик
5 слайд Описание слайда:крапива Дикорастущее растение, Листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков, поэтому при соприкосновении с ними, мы испытываем неприятные ощущения.
6 слайд Описание слайда:Словарная работа добудь прясть Найди - Добудь, Машенька, рукавички… Крутить нить из волокон Задумалась Маша, а потом решила: коли есть волокно, то из него можно нитки прясть.
7 слайд Описание слайда:пословица
9 слайд Описание слайда:Читаем книги Е. Пермяка
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-514711
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Просмотров: 2692
Босс с придурью (СИ)
Марина Весенняя
У всех боссы как боссы, а мой — с придурью. Нет, он не бросается на подчиненных с воплями дикого…
Просмотров: 2521
Ришик или Личная собственность медведя (СИ)
Анна Кувайкова
Жизнь - штука коварная. В один момент она гладит тебя по голове, в другой с размаху бьёт в спину.…
Просмотров: 2326
Никуда не денешься (СИ)
Татьяна Карат
В новый год случается разное. Все ждем чуда, сказки, и сказка приходит, хоть и не совсем такая о…
Просмотров: 2062
Босс-обманщик, или Кто кого? (СИ)
Ольга Обская
Антон Волконский, глава успешной столичной компании, обласканный вниманием прекрасного пола,…
Просмотров: 2030
Горничная особых кровей (СИ)
Агата Грин
Чужакам, которые покупают титулы, у нас не место! Так думали все, глядя на нашего нового владетеля…
Просмотров: 1792
И при чем здесь лунный кот? (СИ)
Nia_1976
В Империю демонов прибывает эльфийская делегация со странным довеском. Кто эта мелкая человечка, и…
Просмотров: 1783
Притворись, что любишь (СИ)
Ева Горская
Он внезапно появился на пороге их дома, чтобы убить женщину, которая Ее воспитала. Он считал, что…
Просмотров: 1763
Босс в нокауте (СИ)
Tan Ka
Чёрный пояс по каратэ кому-нибудь помог найти свою любовь? Мне - нет. Зато, благодаря ему, я…
Просмотров: 1606
Мужчина моей судьбы (СИ)
Алиса Ардова
Когда-то герцог Роэм Саллер позволил невесте сбежать, чтобы избавить ее и себя от нежеланного…
Просмотров: 1585
Похищенная инопланетным дикарем (ЛП)
Флора Дэр
Любовь? Это для подростков.Не поймите меня неправильно, я в восторге, моя подруга Жасмин нашла…
Просмотров: 1548
Вас подвезти? (СИ)
Татьяна Карат
Никогда не замечала за собой излишней сентиментальности. А тут решила подвести бомжеватого…
Просмотров: 1398
Наложница дракона (СИ)
Диана Хант
Оказавшись в мире, где правят драконы и магия я, обычная студентка, получила ипостась дракона. И…
Просмотров: 1281
Мой Нежный Хищник (СИ)
Регина Грез
Девушка Катя отправилась на болото за клюквой и увидела Волка. А Волк увидел Катюшу и решил…
Просмотров: 1209
Магическая сделка
Елена Звездная
Всегда помни — драконы выполняют свои угрозы, особенно если речь идет о Черном драконе. Всегда знай…
Просмотров: 1160
Мы не будем друзьями (СИ)
SashaXrom
— Давай, будем друзьями? — Ну, конечно, давай.— Я не буду тебя трогать, ты не будешь меня…
Просмотров: 1130
Не пара (ЛП)
Саманта Тоул
Дэйзи Смит провела за решёткой полтора года своей жизни, отбывая наказание за преступление, которое…
Академия десяти миров (СИ)
Снежана Альшанская
Меня прокляли. Наложили чары, от которых нельзя избавиться. Проклятие угрожало всем вокруг.…
Просмотров: 1060
Шантаж чудовища (ЛП)
Джорджия Ле Карр
ЧелсиКогда я была маленькой, моей любимой сказкой была "Красавица иЧудовище". Я мечтала…
Просмотров: 1059
Купи меня. Книга 1 (ЛП)
Алекса Райли
Братья Кортес встретили ее и сделают все, чтобы обладать ею… включая ее покупку.Их одержимость…
Просмотров: 1049
Костолом (ЛП)
Джоанна Блэйк
Я завязал с женщинами много лет назад. Мне лучше быть одному.Пока великолепная мать-одиночка не…
Просмотров: 1014
Паучий заговор (СИ)
Дарья Острожных
Союз заложницы короля и его честолюбивого вассала не обещал стать радостным. Но у героини есть…
Просмотров: 978
Скажи, что любишь (СИ)
Ева Горская
Стая оборотней – это все, что у меня было. Все, что я хотела. Все, что я любила. Единственное…
Просмотров: 876
Предел риска (СИ)
Натализа Кофф
Главное правило Яги: Если у вас имеется любимое хобби, и вы от природы наделены талантом и тягой к…
Просмотров: 858
Сюрприз (СИ)
Евгения Кобрина
"Разве могут люди кардинально меняться за несколько минут? Или просто вся накопившаяся лавина…
Просмотров: 853
Воровство не грех, а средство выживания (СИ)
Ольга Олие
Я дипломат, уважаемый в своих кругах человек. Но никому невдомек, что есть у меня еще одна…
Просмотров: 781
Неправильный (СИ)
Грета Шелест
А ведь план освоения в этой школы был так прост: молча учиться, забрать золотую медаль, безупречную…
Просмотров: 740
Миллионер на выданье (СИ)
Zzika Nata
В этом мире так, порою, сложно,Что не понимаю ничего -Почему без сотен тысяч можно,Но никак нельзя…
Просмотров: 685
Муж на час (СИ)
Катерина Ши
Когда ты устраиваешься на работу, то никогда не показывай все свои таланты. Иногда может получиться…
itexts.net
Пермяк Евгений Андреевич (1902-1982) — русский советский писатель, драматург. Сказки Пермяка вошли в золотой фонд детской литературы. Они по праву считаются современной классикой сказочного повествования, донося до детей понятия честности, ответственности, трудолюбия и веры в себя. Самые известные сказки Пермяка: «Чужая калитка», «Хитрый коврик», «Как Миша хотел маму перехитрить», «Пичугин мост», «Волшебные краски» и многие другие.
1. Волшебные краски (ил.)
2. Чужая калитка (ил.)
3. Березовая роща
4. Пропавшие нитки
5. Некрасивая Елка
6. Двойка (ил.)
7. Хитрый коврик (ил.)
8. Как Миша хотел маму перехитрить (ил.)
9. Про нос и язык (ил.)
10. Бумажный змей (ил.)
11. Знакомые следы (ил.)
12. Пичугин мост (ил.)
13. Смородинка (ил.)
14. Замок без ключа
15. Свечка
1. Ах!
2. Березовая роща
3. Бумажный змей (ил.)
4. Вечный король
5. Волшебные краски (ил.)
6. Далматова Фартуната
7. Двойка (ил.)
8. Дедушкины глаза
9. Дедушкины очки
10. Дежурные сестры (ил.)
11. Для чего руки нужны (ил.)
12. Долговекий мастер
13. Дочь луны
14. Замок без ключа
15. Знакомые следы (ил.)
16. Золотой гвоздь
17. Как Маша стала большой (ил.)
18. Как Миша хотел маму перехитрить (ил.)
19. Как Огонь Воду замуж взял
20. Как самовар запрягли
21. Кто мелет муку
22. Кто? (ил.)
23. Луна, лужица и бельмо на вороньем глазу
24. Маркел-самодел и его дети
25. Мелкие калоши
26. На все цвета радуги
27. Надежный человек (ил.)
28. Недовольный человек
29. Некрасивая Елка
30. Новое платье королевы
31. Новые имена (ил.)
32. О трех сердцах
33. Обманное озеро
34. Первая рыбка (ил.)
35. Первая улыбка
36. Пичугин мост (ил.)
37. Про два колеса
38. Про дедушку Само
39. Про нос и язык (ил.)
40. Про торопливую куницу и терпеливую синицу
41. Пропавшие нитки
42. Птичьи домики (ил.)
43. Раки (ил.)
44. Рукавицы и топор
45. Саламата
46. Самое страшное (ил.)
47. Самоходные лапотки
48. Свечка
49. Семьсот семьдесят семь мастеров
50. Сказка о большом колоколе
51. Сказка-присказка про родной Урал
52. Смородинка (ил.)
53. Страничка юности
54. Счастливый прибор
55. Тайна цены
56. Тонкая струна
57. Торопливый ножик (ил.)
58. Трудовой огонек
59. У кольца нет конца
60. Удачливый рыбак (ил.)
61. Филя (ил.)
62. Фока — на все руки дока
63. Хитрый коврик (ил.)
64. Четыре брата
65. Четыре брата (ил.)
66. Чугун и Сталь
67. Чужая калитка (ил.)
68. Шестой малахай
69. Шоша-шерстобит
70. Шумливое море
Пермяк Евгений Андреевич (настоящая фамилия Виссов) родился в Перми, од нако практически сразу же после рождения он переехал с матерью в Воткинск, где и прошло его детство и юность. Там он учился в церковно приходской школе, затем в гимназии.
В начале 20-х годов прошлого столетия Евгений Андреевич попадает в Сибирь, где трудится на продовольственном фронте, именно эти впечатления и лягут в основу многих его произведений: «Саламата», «Страничка юности», «Счастливое крушение». Позже, в 1930 году Пермяк заканчивает педагогический факультет Пермского университета и переезжает в Москву. Там он и начинает свою профессиональную писательскую деятельность, появляются первые наброски, которые впоследствии превратятся в сказки Пермяка.
Евгения Андреевича можно по праву считать создателем современной сказки. Используя классические формы и сказочную манеру повествования, он наполняет свои произведения современным содержанием. Герои пермяка не рассчитывают на волшебство, они преодолевают трудности благодаря трудолюбию, усидчивости и несгибаемой воле. Идея важности труда в жизни человека красной лентой проходит через все сказки Пермяка. Пермяк уверен, что счастье добывается только через тяжелую и самоотверженную работу. Труд является смыслом жизни человека, его могуществом и самой главной привилегией.
Идейной основой сказок Пермяка является столкновение личностей и событий, которые и выражают дух времени. Основным содержанием в его произведениях является именно современность, в отличии многих писателей, для которых она просто яв ляется фоном. Литературная проникновенность, публицистический накал и сатириче ская окраска – вот основные особенности сказок Евгения Андреевича. Хотя критики не раз упрекали писателя в изрядной публицистичности, он всегда оставался верным себе, продолжая в произведениях отстаивать свою активную гражданскую позицию. Именно благодаря несгибаемости Пермяка перед критикой его сказки имеют стреми тельно развивающееся действие, множество неожиданных и оригинальных авторских поворотов, а также крайне лаконичные авторские характеристики персонажей.
Многие сказки Пермяка состоят из кратких, но сюжетно цельных глав, благодаря чему, произведения писателя легко охватывают значительные временные промежутки. Пермяк устраивает для читателя экскурс в прошлое (или, наоборот, в будущее), чтобы отследить жизнь героя, посмотреть, как изменились судьбы связанных с ним людей. Повествование развивается очень быстро, втягивая читателя с головой и не давая опомниться до самых последних страниц.
Сказки Пермяка сопровождаются волшебными вставками, которые плотно про ходят через все повествование, и объясняют идейный замысел произведения. Благо даря своей легкости, сказки великолепно воспринимаются детьми, развивая в них трудолюбие и целеустремленность. Целый ряд произведений присутствует в школьной программе.
Евгений Андреевич всегда считал себя уральцем. Именно Урал и его труженики давали писателю вдохновение для многих произведений, например, «Горбатый медведь». Сказки Пермяка вошли в золотой фонд детской литературы. Они по праву считаются современной классикой сказочного повествования, донося до детей понятия честности, ответственности, трудолюбия и веры в себя.
Всю свою жизнь писатель посвятил поиску ответа на один вопрос: какова же це на человеческого труда? Героями всех произведении Пермяка являются простые труженики, люди, которые достигли истинных высот в своем непростом деле. Писатель восхищается их талантом, творческим поиском и духовным богатством. Сказки Пермяка написаны живым и простым народным слогом, их чтение доставит удовольствие, как детям, так и взрослым!
hobbitaniya.ru
-----------------------------------------------------------------------Е.Пермяк. Избранное: Романы, рассказы, сказы и сказкиМ.: Советский писатель, 1981OCR & SpellCheck: Zmiy ([email protected]), 22 августа 2003 года-----------------------------------------------------------------------
Евгения Пермяка по праву считают мастером современной сказки.Обратившись к народной поэзии, писатель наполнил ее новым содержанием,созвучным современности, приблизил язык сказки к современному народномуязыку.Главной темой рассказов, сказов и сказок, включенных в "Избранное",является труд и утверждение высоких нравственных начал.
Содержание
Кто мелет мукуПропавшие ниткиПро торопливую куницуи терпеливую синицуУ кольца нет концаХитрый коврикЧетыре братаСвечкаШумливое мореВечный корольЛуна, лужица и бельмона вороньем глазуО трех сердцахЧугун и СтальМелкие калошиСчастливый приборПро два колесаНовое платье королевы
Жил в мельничном ларе мучной червь Дармоед. Наелся он как-то свежеймуки, выполз на край ларя, зевнул и спросил:- А кто мелет муку?- Как это - кто? - проскрежетал жернов. - Я!- Нет, я, - проскрипела на это деревянная рабочая шестерня. - Я кручуось, на который ты, жернов, сидишь. Значит, я и мелю муку.- Это еще что? - заспорил главный вал мельницы. - На ком ты надета,шестерня? Не на мне ли? Не я ли мелю муку?Тут мельничные крылья не утерпели и засвистели на ветру:- Мы, крылья, всех вас вертим, крутим и двигаем! Значит, мы и мелеммуку.Услыхал это ветер и сильно разгневался. Рванул он дверь мельницы,выдул прочь мучного червя Дармоеда и так задул, что только крылья умельницы замелькали.От этого главный вал, деревянная шестерня и жерновзаработали-завертелись быстрее. Веселее пошел помол муки.- Поняли вы теперь, кто мелет муку?- Поняли, батюшка ветер, поняли! - ответили все.- Ой ли? - ухмыльнулся мельник. - Не всем дано понимать, кто мелетмуку, кому подвластны все ветры, все воды, кто строит все мельницы наземле.Сказал так мельник и повернул главный ветровой рычаг. Остановиласьработа на мельнице. Все замерли. И жернов, и вал, и шестерни. Потом смазалмельник скрипучие места, засыпал нового зерна, выгреб смолотую муку и опятьпустил мельницу.Плавно заработали крылья. Молча завертелись главный вал и рабочаяшестерня. Без болтовни, без пустого скрипа.- Так-то оно лучше, - молвил старый мельник.Запер на замок мельницу, пригрозил ветру пальцем: "Смотри у меня,мели!" - и пошел обедать да эту самую сказку своим внучатам рассказывать,чтобы они знали, кто мелет муку, кому подвластны все ветры, все воды, всемельницы на земле.
Жила-была сварливая старуха. К тому же неряха. Стала как-то она шить.А у неряхи все нитки спутаны.Распутывала их, распутывала нерадивая торопыга да и крикнула:- Пропадите вы пропадом! Чтобы глаза мои не видели вас со всем вашимнитяным отродьем!А нитки возьми да и пропади со всем своим нитяным отродьем: кофтами,юбками, платьями и бельем. Ничего нитяного в доме сердитой старухи неосталось.Сидит старуха голышом и вопит на всю горницу:- Батюшки-матушки, где же моя одежда?Кинулась старуха за овчинным тулупом, чтобы себя прикрыть. А тулуп поовчинам на куски распался. Потому как овчинные куски тоже нитками былисшиты.Мечется старуха из угла в угол, а по избе пух летает. Наволочки уподушек тоже из ниток тканые. Не стало в доме ни варежек, ни чулок, ниодеял, ни половиков. Ничего нитяного не стало.Накинула старуха на себя рогожный куль да и давай у ниток прощенияпросить:- Ниточки льняные, ниточки шерстяные, ниточки хлопковые, ниточкишелковые! Простите меня, старуху сварливую, торопливую, нерадивую.Вернитесь в мою избу.И так-то жалобно старуха голосит-причитает, просит, что даже нитки,испокон веков молчальницы, и те заговорили.- Назови, - говорят нитки, - половину того, что из нас, ниток, ткется,плетется, вьется и вяжется. Тогда вернемся, простим.- Только-то и всего? - обрадовалась старуха. - Мигнуть не успеете,назову.И принялась старуха называть. Назвала десяток-другой нитяныхизделий-рукоделий да и осеклась.Не всякий, кто круто берет, далеко идет. Спотыкается. Останавливается.Отдыхает.Стала старуха вспоминать, что из ниток ткется, плетется, вьется ивяжется. День вспоминает, два вспоминает - десятой доли не вспомнила.Шелка, бархата, сукна, ковры, половики, ситцы, кружева, одеяла,скатерти. Платки, шали, шарфы, ленточки разные...Отдохнет и опять вспоминать примется: пояски, опояски, к ботинкамзавязки, сапожные ушки, накидки на подушки, тюлевые шторки, плетеныеоборки, сети-мережи и косынки тоже...Месяц проходит, другой начинается. А нитки не возвращаются. Старуха изсил выбивается. Другой день больше двух-трех нитяных поделок и назвать неможет.Соседи старуху жалеть начали, подсказывают.Сороки и те, как только выведают, где что новое из ниток делают, -старухе перестрекочут. Тоже жалеют. И вы ее пожалейте. Может быть, тожедесяток-другой нитяных поделок назовете.Поняла она теперь, что нитки весь свет одевают, нигде без них необходится.
Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Весьшелк искромсала - изрезала в лоскутки. И не то что сарафан - платка из этихлоскутков нельзя сшить.Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, тамсмекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила. Все высчитала,все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ниодного лоскутка не пропало даром.Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:- Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?- Бабушка меня шитью выучила.- А как она учила тебя?- Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.- Каких?- "Семь раз отмерь - один отрежь".
Заспорила Туча с Рекой, кто кого породил. Туча ли Реку дождемнаполнила. Река ли Тучу из себя выпарила?Заспорил Арбуз с Семечком, кто кого вырастил. Арбуз ли Семечко илиСемечко - Арбуз?Заспорила Рыба с Икрой, кто кому мать. Рыба ли Икре, Икра ли Рыбе?Глядя на них, и Яйцо с Курицей старинный спор подняли - кто раньше насвет появился.Мать-Земля слушала их, слушала да и сказала:- У кольца нет конца, а у глупца - начала. Грамоты.
Умной Машенька росла, да не все понимала.Пошла она как-то в лес и ужалилась о Крапиву.- Ах ты такая-сякая, колючая. Зачем только ты на свете живешь? Одинвред от тебя!А Крапива рассмеялась на это и сказала:- Так и о пчеле можно только по жалу судить. А пчела ведь еще и меддает.Тут Маша как крикнет на весь лес:- Да как ты можешь, бездельница, себя с пчелой-труженицей сравнивать!- Вот что, - говорит Крапива, - приходи сюда осенью, я тебе ума-разумадобавлю.Не верилось Машеньке, что у Крапивы можно ума набраться, но пришла. Авдруг Крапива что-то дельное скажет? А Крапива пожелтела по осени.Состарилась. Голос у нее стал скрипучий, жесткий.- Добудь, Машенька, рукавички, - говорит Крапива, - да выдергай меня исвяжи в пучки.Надела Машенька рукавички, выдергала Крапиву и связала в пучки.- А теперь, - говорит Крапива, - вымочи меня в речке и потом подсуши.Вымочила Маша Крапиву, подсушила и снова спрашивает:- Еще что придумаешь?- Теперь, - говорит Крапива, - ломай мои стебли, мни, выколачивай изних лишнее. А дальше увидишь...Опять Машенька сделала все то, что Крапива просила, и получилосьдлинное, прочное крапивное волокно.Задумалась Маша, а потом решила: коли есть волокно, из него можнонитки спрясть. Спряла Маша нитки и снова задумалась. Думала, думала ирешила из ниток коврик выткать. Выткала она коврик и вышила на нем молодуювеселую крапиву. Повесила коврик на стенку и сказала:- Спасибо тебе, Крапива, что ты мне ума-разума добавила. Теперь-то ужя знаю, что не все на свете пустое да негодное, что пустым да негоднымкажется.И стала с тех пор Маша обо всем думать, во все вникать, везде, вкаждой мелочи для людей пользу выискивать.
У одной матери было четыре сына. Всем хороши удались сыновья, толькодруг дружку братьями признавать не хотели. Ничего схожего между собой ненаходили.- Уж если, - говорит один брат, - кого я вздумаю братом назвать, тактолько лебяжий пух или, на худой конец, хлопковое волокно.- А я, - говорит второй брат, - на стекло похожу. Только его и могусвоим братом признать.- А я белому дыму брат, - говорит третий. - Недаром нас одного сдругим путают.- А я ни на кого не похож, - сказал четвертый брат. - И некого мнебратцем назвать, разве только слезы.Так и по сей день спорят четыре родных брата: белый Снег, синий Лед,густой Туман да частый Дождь - друг друга братьями не называют, а матушкуВоду все четверо родимой матерью величают.Бывает такое на свете... Не всегда брат брата узнает!
Горела Свечка в Старом Подсвечнике, горела да и отгорела. Погасла.Кончилась.- Какая она недолговекая, - весело сказал Таракан, выползая из щели. -Мало пожила Свечка.- Да, она мало пожила, - сказал, вздохнув, Старый Подсвечник, - затоярко горела. Многим от нее было светло и радостно.Ничего на это не ответил Таракан, уползая к себе в щель. Потому что вПодсвечник вставили новую свечу и зажгли. А Таракан не любил света и боялсяего.
И о чем только не рассказывает Говорливый камень на реке Вишере!Хорошая у него память. Он знает даже и то, что было много миллионов леттому назад. Вот что рассказал он как-то прибрежным хвойным лесам и крутымберегам Вишеры.Может быть, вы не поверите, только там, где сейчас растут леса,высятся Уральские горы и наливаются колосья ржи и пшеницы, было Пермскоеморе. Оно было достаточно велико, но мелководно, и поэтому шумливо,чванливо и заносчиво.Заносчивость Пермского моря переходила всякие границы. Оно сталогрубить родной матери - Земле.- Кто ты такая? - однажды сказало Море. - Зачем ты нужна? Из-за твоихберегов и островов негде разгуляться моим волнам.- Перестань дерзить, - предупредила его Мать-Земля. Я породила тебя. Я- твои берега, твое дно. Я - чаша, в которую ты налито.- Что-о? Что ты сказала? - вскипело Пермское море. - Да я тебя дочистазатоплю и смою твои негодные леса вместе с холмами, горами и полянами.Сказав так, Море заключило союз с морским разбойником Ветром икинулось на Землю.Увидев это, деревья, звери, травы, птицы и насекомые очень испугалисьи с плачем бросились к своей матери-Земле.- Родимая! Не дай нам пропасть! Что будет с нами, когда Море затопиттебя. Мы не хотим превращаться в рыб и морские растения.- Не буйствуй, глупец! - еще раз предупредила Земля. - Перестаньводить дружбу с этим бездомным бродягой Ветром. Расти вглубь, а не вширь.Иначе у тебя не хватит воды и ты обмелеешь, а обмелев - высохнешь.А Море в ответ на это подняло свою бесчестную мутную волну на роднуюмать и крикнуло, угрожая:- Молчи, старуха! Готовься к своему последнему часу.Тогда мать-Земля распрямила свою грудь. Возвысилась Уральскими горами.Потом она сделала глубокий вдох, и дно Пермского моря поднялось выше егомутных и шумливых волн.Вскоре Море стекло Печорой, Камой, Вычегдой, Вяткой и другими реками вразные моря. На его месте зазеленели леса, поселились звери и птицы. Амного тысяч лет спустя появился человек, построивший деревни, села игорода.Вот что рассказал Говорливый камень, который высится и по сей день нареке Вишере.
Один надменный король сказал другому королю:- Как ты смешон и мал! Тебе никто не воздает королевских почестей.Тебя даже не называют "ваше величество". Какой же ты король?- Увы, - ответил тот, - между тем я король. К тому же я самыйизвестный из всех королей! Меня знает весь свет. Обо мне написаны тысячикниг. Я беспрерывно нахожусь в сражениях... Но меня никто не назоветкровавым королем. Побеждая в битвах, я не проливаю ничьей крови. Оказываясьпобежденным, я остаюсь невредимым. Пусть моя армия малочисленна, но онабессмертна. Пусть в моем флоте всего лишь два судна, но они непотопляемы. Яединственный из королей, которого нельзя свергнуть. Я единственный изкоролей, кому революции приносят новую популярность в народе и признание...Так говорил при общем молчании, ничего не преувеличивая, не произносяни единого слова неправды, всемирно известный король, стоя рядом со своейкоролевой в окружении свиты на... шахматной доске.
И БЕЛЬМО НА ВОРОНЬЕМ ГЛАЗУОднажды ночью одна одноглазая Ворона сделала крупные открытия.Вечером над лесом поднялась полная румяная Луна.- Посмотрите, какая я большая! - сказала Луна. - Я больше Солнца.- Да, это так! - подтвердила одноглазая Ворона, заночевавшая на деревеблиз болота.К полуночи Луна отразилась в маленькой болотной Лужице. Тогда Лужицаобрадованно воскликнула:- Смотрите, а я, оказывается, больше Луны! Луна полностью уместилась вмоих берегах, да еще осталось достаточно места для звезд.- Да, это верно, - согласилась одноглазая Ворона и приняласьразмышлять. - Если Луна, отразившись в тебе, уместилась в твоих берегах иосталось еще место для звезд, ты больше ее. Но мой глаз больше тебя.- Это каким образом? - спросила болотная Лужица.- Очень просто, - сказала одноглазая Ворона. - Ты, Лужица, умещаешьсяв моем глазу вместе с Луной и звездами, да еще остается место, чтобыуместить все болото.Бельмо, сидевшее на левом глазу Вороны, важно сказало:- Самое большое в мире - это я. Стоит мне пересесть на твой правыйзрячий глаз, Ворона, и я закрою не только Лужицу с Луной, но и весь мир.- Да, это правда, - еще раз согласилась Ворона и снова приняласьрассуждать о величайших открытиях, которые были ею сделаны в эту ночь.И пусть себе мелет чепуху, а мы тем часом новый памятный узелокзавяжем.
Жил да был сталевар. Вдовец. Большого огня мастер. А сердце у негобыло еще больше. Пока его дочь-малолетка не подрастет, он решил нежениться. Любила дочь отца. Как братца старшего любила, как верногосоветчика. Невылюбленную любовь к матери на него изливала.Когда же заневестилась дочь, сталевар ввел в дом жену. Хорошую женщинувзял. Полюбила она доброго мужа незнамо как. Пылинки сдувала, волосу с егоголовы упасть не давала. Первой не уснет, второй - не проснется. Работница,Мастерица. Красавица.Лучше придумать нельзя, а счастья не было.То мачеха на падчерицу жалуется, слезьми обливается. То дочка ревмяревет, мачеху клянет.- Сердце мое выскочить готово, на части разрывается, - причитает жена,- пожалей меня, сокол ясный.Жалко сталевару милую жену. Сердце болит за нее и против дочеризакипает. А та:- Слушай ты ее... Околдовала она тебя. Приворожила чарами. Кровь изменя пьет. Сердце мое леденит. Без тебя я круглая сирота. Ты мне отец имать.Больно сталевару за дочь. Любит он ее. Сердце за обиженное дитя противжены закипает. Перебои дает.Начнет он жене внушать да втолковывать. А та ему на дочкину правдусвою правду выкладывает. Опять его сердце болеть за жену начинает и противдочери стучать.Долго ли, коротко ли так кипело сталеварово сердце между двух огней,двух сердец да и откипело. Остановилось. Не выдержало.Зарыдали тогда на весь белый свет по любимому мужу, по дорогому отцумачеха с падчерицей. Все теперь они поняли. Да уж поздно было. Хоть в семьручьев слезы лей - сердца не оживишь.Кончился богатырь-сталевар. И сказка кончилась, которую мне ой какнелегко рассказывать. А что сделаешь, коли она сама собой сказывается, внарод просится. И наверно, не зря. Не перевелись ведь на свете такиесердца, которые только для себя стучат и других, даже самых близких сердец,не жалеют.
Пролилась огневой струей из жаркой печи горячая Сталь. Засверкалазолотыми звездами, остыла дорогими слитками и зазналась. Перед серымЧугуном так стала себя выхвалять, что тот чуть не изоржавел со стыда.- Я, - говорит Сталь, - нержавеющая, нетемнеющая, хитро сваренная! Какалмаз крепка, как змея гибка. Закалюсь - не отколюсь! Пилить, сверлить,резать - все могу, на все пригодна. Хочешь - булатом стану, хочешь - иглой!Мостом лягу. Рельсами побегу. Машиной заработаю. Пружиной совьюсь. А тычто, Чугун? На сковородки, на утюги только и годен. Ну да разве еще настанины второсортные да на шестерни молотильные! Не ковок, не ловок,хрупок, как лед. Не модный металл.Говорит так Сталь, на весь цех себя славит. И самолетом-то онаполетит, и кораблем-то поплывет, и чем только, чем она не станет... Дажеперо писчее не забыла. Часовую стрелку и ту не пропустила. Все перебрала.Столько наговорила про себя, что в семи коробах не свезти. Но ничеголишнего не прибавила. Была в ее стальном звоне правда.Конечно, Чугуну далеко до Стали. Только об одном ей забывать не надобы: о том, что Чугуну она родной дочерью доводится, что она ему своейжизнью обязана...Ну, а в остальном все правильно, если, конечно, совесть во внимание непринимать.
Ах!.. Вы даже не можете представить, как мне не хочется рассказыватьэту прескверную историю о мелких калошах. Она произошла буквально на днях впередней нашей большой квартиры, в которой так много хороших людей и вещей.И мне так неприятно, что это все произошло у нас в передней.Началась эта история с пустяков. Тетя Луша купила полную кошелкукартофеля, поставила ее в передней, подле вешалки, а сама ушла.Когда тетя Луша ушла и оставила кошелку рядом с калошами, все услышалирадостное приветствие:- Здравствуйте, милые сестрички!Как вы думаете, кто и кого приветствовал подобным образом?Не ломайте голову, вы никогда не догадаетесь. Это приветствовалирозовые крупные Картофелины новые резиновые Калоши.- Как мы рады встрече с вами, милые сестрички! - перебивая однадругую, кричали круглолицые Картофелины. - Какие вы красивые! Как выослепительно блестите!Калоши, пренебрежительно посмотрев на Картофель, затем надменносверкнув лаком, довольно грубо ответили:- Во-первых, мы вам никакие не сестры. Мы резиновые и лаковые.Во-вторых, общего между нами только первые две буквы наших имен. Ив-третьих, мы не желаем с вами разговаривать.Картофелины, потрясенные высокомерием Калош, умолкли. Зато вместо нихстала говорить Трость.Это была весьма уважаемая Трость ученого. Она, бывая с ним всюду,очень многое знала. Ей пришлось походить с ученым по разным местам иповидать чрезвычайно интересные вещи. Ей было что рассказать другим. Но посвоему характеру Трость была молчалива. Именно за это ее и любил ученый.Она не мешала ему размышлять. Но на этот раз Трость не захотела молчать и,ни к кому не обращаясь, сказала:- Бывают же такие зазнайки, которые, попадая всего лишь в переднююстоличной квартиры, задирают носы перед своей простой родней!- Вот именно, - подтвердило Драповое Пальто. - Так и я могловозгордиться моим модным покроем и не узнать своего родного отца -Тонкорунного Барана.- И я, - сказала Щетка. - И я могла бы отрицать свое родство с той, нахребте которой я росла когда-то щетиной.На это легкомысленные Калоши, вместо того чтобы задуматься и сделатьнеобходимые для себя выводы, громко расхохотались. И всем стало ясно, чтоони не только мелки, надменны, но и глупы. Глупы!Трость ученого, поняв, что с такими гордячками церемониться нечего,сказала:- Какая, однако, у Калош короткая память! Ее, видимо, затмил ихлаковый блеск.- О чем ты говоришь, старая суковатая палка? - стали защищатьсяКалоши. - Мы все очень хорошо помним.- Ах так! - воскликнула Трость. - Тогда скажите, сударыни, откуда икак вы появились в нашей квартире?- Мы появились из магазина, - ответили Калоши. - Нас там купила оченьмилая девушка.- А где вы были до магазина? - снова спросила Трость.- До магазина мы пеклись в печи калошной фабрики.- А до печи?- А до печи мы были резиновым тестом, из которого нас слепили нафабрике.- А кем вы были до резинового теста? - допрашивала Трость при общеммолчании всех находившихся в передней.- До резинового теста, - слегка заикаясь, отвечали Калоши, - мы былиспиртом.- А кем вы были до спирта? Кем? - задала Трость последний, решающий иубийственный вопрос высокомерным Калошам.Калоши сделали вид, что они напрягают память и не могут вспомнить.Хотя та и другая отлично знали, кем они были до того, как стать спиртом.- Тогда я напомню вам, - торжествующе объявила Трость. - До того какстать спиртом, вы были картофелинами и росли на одном поле и, может быть,даже в одном гнезде с вашими родными сестрами. Только вы росли не такимикрупными и красивыми, как они, а мелкими, плохонькими плодами, которыеобычно отправляют в переработку на спирт.Трость умолкла. В передней стало очень тихо. Всем было неприятно, чтоэта история произошла в квартире, где жили очень хорошие люди, которыеотносились с уважением к окружающим.Мне больно рассказывать вам об этом, тем более что Калоши не попросилиизвинения у своих родных сестер.Какие мелкие бывают на свете калоши. Фу!..
Нож и Вилка долго служили хорошим столовым прибором. У них быликрасивые костяные ручки, затейливая резьба. Их подавали к столу даже послетого, когда они несколько устарели. Потому что все любовались ими иговорили:- Ах, какая это заслуженная антикварная пара!И все было бы хорошо, но Нож начал портиться. Или годы, или что-то ещеподействовало на него, только он в пылу раздраженности сказал Вилке:- Ты мне не пара, трехрогая отсталость. Теперь в моде четырехрогиевилки из нержавеющей стали, с ручками из пластической массы.Вилка, как известно, остра от природы. И она тотчас же больно укололаНож:- Ты посмотри на себя в никелированный поднос, молодящийся тупец, и,может быть, тебе будет над чем задуматься.С тех пор она его колола ежедневно. Нож от обиды чернел и покрывалсяржавчиной. Его сделали кухонным ножом. Им чистили рыбу, щепали лучину длярастопки плиты, а иногда открывали консервные банки. Нож вскоре пришел внегодность, и его выбросили на свалку.Вилка злорадствовала, но недолго. Ее перестали подавать к столу. И ейстало ясно, что без ножа она не может быть столовым прибором.Тоскуя, Вилка долго валялась в буфетном ящике. Валялась до тех пор,пока с горя у нее не лопнула ручка, после чего и она была выброшена насвалку. Там-то и произошла печальная встреча Ножа и Вилки. Там-то и былипроизнесены слова признания, полные отчаянья.- Ах! - плача, сказала Вилка. - Я так была несправедливо колюча ктебе...- Ох! - рыдая, воскликнул Нож. - И зачем только я обратил внимание наэту штампованную, четырехрогую ширпотребную вилку. Мы могли бы до сих поржить счастливым прибором, и нас бы по-прежнему подавали к веселому столу. Атеперь уже ничего нельзя изменить. Все кончено! Все кончено, Дженни... -Так он называл ее в юности.
В одном новом велосипеде жили-были два колеса. Переднее и Заднее -ведущее и ведомое. Так как ведущего от ведомого отличить иногда оченьтрудно и на этой почве нередко возникают споры, велосипедные колеса тожезаспорили.Заднее Колесо утверждало:- Если я двигаю велосипед, если я его веду, - значит, я и есть ведущееколесо.Переднее Колесо на это резонно отвечало:- Где видано, чтобы ведущий шел позади, а ведомый спереди? Я качусь иведу тебя по моему следу. Значит, я и есть ведущее колесо.На это Заднее Колесо приводило пример с пастухом и баранами.- Когда пастух гонит баранов, он тоже находится позади, но никто нескажет, что бараны ведут пастуха.- Если ты позволяешь себе сравнивать меня с животными, - возмущалосьПереднее Колесо, - то не лучше ли представить себе осла, который, идя наповоду за хозяином, стал бы утверждать себя ведущим, а хозяина ведомым.- Как тебе не стыдно? - взвизгнуло на повороте Заднее Колесо. - Этонелепое сравнение по внешнему сходству. Нужно смотреть глубже. Мои спицынапряжены до предела. Я, изнашивая преждевременно мою шину, привожу тебя вдвижение. И ты бежишь налегке. На холостом ходу. Да еще виляешь, куда тебевздумается, и при этом называешь себя ведущим колесом.- Перестань говорить глупости, - снова возразило Переднее Колесо. - Яне виляю, куда мне вздумается. Я веду тебя, выбирая лучшую дорогу. Я первымпринимаю на себя толчки и удары. Моя камера в проколах и заплатах. Кому бынужно было твое прямолинейное ограниченное движение, если бы не моелавирование? Я веду тебя. Я! - кричало, дребезжа щитком, предохраняющим отгрязи, Переднее Колесо. - Без меня нет Велосипеда. Велосипед - это я!- Тогда отвинтись и катись! - предложило Заднее Колесо. - Посмотрим,каким будет твое качение без моих усилий... Посмот... - не договорило оно,свалившись набок, потому что в этот миг Переднее Колесо отвинтилось ипокатилось в одиночку... Оно катилось метр, два, три... тридцать метров, азатем свалилось набок.Пролежав некоторое время на обочине дороги, колеса поняли, что безведущих колес нет движения, как и без ведомых.Они убедились на собственном опыте, что ведущим и ведомым бытьодинаково трудно и одинаково почетно даже в таком простейшем колесномобъединении, как велосипед, не говоря уже об автомобиле, поезде, а также оболее сложных содружествах других колес, шестерен, маховиков и прочихдеталей, составляющих единое целое в разумном и сознательном взаимодействиивсех для успешного продвижения.
Если вы не станете упрекать меня в сюжетной контрабанде из Дании, тоя, пожалуй, расскажу вам сказку, противоположную той, которую вы все хорошознаете.Некогда на свете жили два ткача, два портных. Они пряли из ничегочудесные нити, ткали из них потрясающе выдуманные ткани, а затем шилипоразительно сказочные, но не существующие платья.Двум ткачам, двум портным жилось худо. Их нередко называлиобманщиками, наказывали плетьми, лишали гражданских прав, и они, голодные,бездомные, странствовали по белому свету в поисках волшебной работы,которая приносила бы людям радость. Но всюду их встречали смехом ипровожали палками.Все это было в те стародавние времена, когда певцов приравнивали кшутам, поэтов, сочинителей - к лжецам и обманщикам, а гениев сжигали накострах.Долго скитались ткачи, все же однажды судьба улыбнулась несчастным.Они забрели в удивительное королевство.Королевство, где очутились два ткача, не имело границ, каменных стенили каких-то других ограждений. Оно не располагало войсками и дажепограничными отрядами. Между тем оно было могущественным, независимым инепобедимым. Оно и не могло стать иным, потому что это было ВеликоеКоролевство Мечты и Воображения. А как известно, еще никому в мире неудавалось поставить на колени Мечту и поработить Воображение.Такое королевство, такая свободная страна вполне устраивала двухткачей, и они представились королеве.Королева Мечты и Воображения была одета в нежно звучащее симфоническоеплатье. С ее плеч ниспадала эпическая мантия из пятистопных ямбов, а наголове красовался классический венок сонетов.- Что вы хотите, незнакомцы? - прозвенела невидимая арфа королевы.- Мы хотим стать полноправными гражданами этого королевства, -ответили ткачи.- А что дает вам право стать гражданами Великого Королевства Мечты иВоображения? - проиграла королева на скрипке, сделанной из чистого эфира.Тут два ткача рассказали о своем искусстве ткать из ничего прекрасноеи шить из него вечное. Рассказывая, они плавными жестами нарисовали впространстве ткацкие станки, затем натянули нити-основы из солнечных лучейи принялись ткать образным языком из утонченных словосочетаний поэтическоеотображение звездного неба для вечернего платья королевы Мечты иВоображения.И когда тончайшее из всех самых тонких платьев было готово, онинарядили в него королеву.Раздался вопль восхищения!Великие и малые граждане Королевства Мечты и Воображения на все ладыпрославляли новое платье королевы. Одни увековечивали его волшебноймузыкой, другие - нежными красками, третьи выражали свой восторг чарующимитанцами. В чистых и окрыленных душах каждого из граждан этой свободнойстраны мастерство двух ткачей, двух портных нашло свой живой отклик.Всех и даже не лишенных воображения мальчиков, сидящих на деревьях,потрясло это новое платье королевы, когда она шествовала по улицам столицыстраны Бессмертия, страны Мечты и Воображения. И никому, абсолютно никомуне приходило в голову, что королева гола, что на ней нет никакого платья,как, впрочем, нет и ее самой, а есть сказка. Эта сказка, в которой и по сейдень живут изумительные мастера, создающие из ничего вечное и прекрасное...
thelib.ru