Мы рады приветствовать вас на сайте «АВТОКОВРИК»

НОВОСТИ

"Автоковрик" расширяет ассортимент ковриков в салон автомобилей. В продажу поступили резиновые и текстильные автомобильные коврики на следующие модели автомобилей: Ford Focus III; Nissan Juke; Hyundai Solaris,  ELANTRA 2011, Kia Soul, PICANTO II, Sorento 2011; Mazda 3 2009, CX-5; Mercedes GL X164; Opel Astra J; Renault Sandero, Duster; Subaru XV; VW Polo sedan, Jetta 2011, Passat B7 2011;  Mitsubishi ASX;   VW Polo sedan. Огромный ассортимент автомобильных ковриков в наличии.  

Розничные магазины:

г. Ростов-на-Дону,
ул. Красноармейская, 157
тел.: +7 (863) 292-30-66

г. Таганрог,
ул. Седова, 2/2,
тел.: +7 (8634) 32-76-32

г. Миллерово,
Рынок МТК, ул. Толстого,
пав. № 63, т.: +7 (86385) 2-99-19

с. Чалтырь
ул. Олимпийская, 1/82
т.: +7 (863) 247-10-66

Интернет-заказы:
E-mail: [email protected]
тел.: +7 (905) 428-29-55

Туркменский ковер ручной работы. Туркменские узоры. День туркменского ковра. Туркменский коврик


Туркменский ковер ручной работы. Туркменские узоры. День туркменского ковра

Туркменский ковер, который еще называют бухарским, принадлежит к самому популярному семейству изделий для покрытия пола ручной работы. В наши дни он является национальным символом, утвержденным официально. Орнамент размещен на флаге государства, ковер – национальное достояние, в стране даже утвержден День ковра. Однако связывать это изделие с современным государством неверно. Истинные – исторические – создатели ковров проживают не только в Туркмении, но и в современных Узбекистане, Турции, Таджикистане, прочих странах Центральной Азии. Одним словом, на территориях, принадлежащих ранее кочевым племенам.

Значение ковров

Туркменский ковер олицетворяет для местного населения мир, тогда как весь окружающий мир – ковер, расстилающийся перед изумленным путником.

Впервые это изделие появилось у кочевников, оседлые народы не были знакомы с процессом изготовления – они занимались ткачеством из шелка. Самые древние ковры родились в закаспийской пустыне – именно тут кочевали скотоводы. Женщины этих племен из шерсти овец создавали удивительные образцы ткачества. Искусные ковровщицы ткут узорчатые ковры, не имея эскиза, они практически интуитивно создают правильные геометрические рисунки.

Туркменский ковер изначально предназначался не столько для украшения, сколько для утепления жилья. Мягкие, легкие изделия идеальны для кочевой жизни. Состоятельность семьи оценивалась по наличию ковров и качеству их изготовления. Также важно было иметь богатую лошадиную попону и сбрую для верблюдов – эти предметы свидетельствовали о достатке. Туркменский ковер являлся важным элементом приданого, его качество говорило о способностях невесты.

Рождение ковров

С древних времен изготавливались они на самом простом станке: колья вбивались в почву на расстоянии, равном требуемым размерам изделия. За колышками крепились бруски, между которыми натягивали основу. Трудно предположить, что на площади в две ладони (порядка квадратного дециметра) ковровщица вручную вязала порядка восьми тысяч узелков, обрезая нити, после чего оставался ворс до полутора сантиметров. Работая целый месяц, одна мастерица способна соткать около 5 метров ковра.

Во все времена основным материалом, из которого изготавливают туркменский ковер, была и остается шерсть. Многие народы, в том числе туркмены, считали, что баранья шкура способна вернуть утраченное здоровье, увеличить силу. В более позднее время эти удивительные свойства стали приписываться и коврам из овечьей шерсти. Даже в наши дни колыбель ребенка устилается войлоком или небольшим ковриком. На запястья малыша повязывают шерстяную нитку, которая должна защитить младенца от сглаза. В шерстяные изделия заворачивают больных.

Узоры

Ученые считают, что туркменские узоры на ковре – воплощение понятия мироздания туркменов. Самые значительные единицы орнамента – степи, хорошо знакомые кочевнику. Мелкоузорчатая кайма состоит из элементов, напоминающих следы различных животных, – это символизирует дальние земли, в которых не бывал человек, только звери могут там бродить.

Особенно интересны для историков энси – предметы, завешивающие дверные проемы. Они ярче всего иллюстрируют понятия кочевников о составе мира. Энси изготавливаются в форме арки, внизу которой нет каймы – это демонстрирует переход из мира природы в мир жилья. Орнамент, состоящий из трех частей, означает взаимосвязь трех миров.

Отражение

Быт, история, традиционное искусство были отражены в произведениях туркменского художника Р. М. Мазеля. Проживая в Ашхабаде до середины 1920 годов, он написал немало полотен с восточными мотивами, репродукции которых были включены в его книгу-альбом «Ковровые сказки».

Теке

В древности изделия эти производились различными племенами. Отличался не только внешний вид, но и функционал. Шерстяные изделия с четкими узорами имели особенности, присущие каждому племени. Наиболее известны такие изделия: туркменский ковер с узорами племени теке, салоров, йомуд, сарыков. До начала 20-го века применялись преимущественно растительные красители – они позволяли создавать ковры насыщенных цветов. Бухарские ковры – символ благополучия и даже власти.

Современное ковроткачество

К концу 20-го века изготовление ковров превратилось в очень важную отрасль государственной экономики. Самое известное изделие ручной работы, произведенное в Туркменистане, – ковер, площадь которого 301 квадрат. Изготовлен он был в 2001 году, через два года его занесли в Книгу рекордов.

Сегодня можно встретить не только традиционные орнаменты, но и найти ковры, на которых изображены известные личности. Например, в музее имеются ковры с портретами Юрия Гагарина, Ленина и поэта Махтумкули.

День туркменского ковра

Этот праздник в 1992 году получил официальное признание, с тех пор его отмечают в последнее воскресенье мая. Далекому от национальной культуры человеку трудно понять, почему такое внимание уделяют произведению ткачих. Однако, едва взглянув на флаг государства, нетрудно понять, что ковер действительно является важной частью культуры – его орнамент украшает символ страны. С давних пор это шерстяное изделие являлось самой значимой вещью в быту. Кроме того, туркменский ковер в интерьере всегда означал власть и достаток.

В рамках праздника организовывается большой концерт. Торжества, представления, концерты проходят в театрах, на сценах и даже ковроткаческих предприятиях.

Основные празднования проходят в Музее ковра, находящемся в столице. Правительство предпринимает максимум усилий для того, чтобы праздник прошел максимально весело. Иногда для стимуляции творчества объявляются конкурсы на лучшие ковры.

Музей туркменского ковра

Чтобы сохранить и возродить ковроткачество, правительство инициировало создание Музея ковра. Это учреждение – самый важный культурный центр страны. Выставлено тут более 2 тысяч ковров, среди которых имеются изделия с невероятно редкими туркменскими узорами. Так, в этом музее можно увидеть самый маленький коврик, изготовленный для переноски ключей. К слову, ковры тут не только выставляются, но и реставрируются. Задача эта очень сложная, поскольку на один квадратный метр произведения искусства приходится порядка полутора миллионов узелков. В музей постоянно довозят различные экземпляры: сотрудники находят старые изделия. На сегодня площадь музея составляет около 5 тысяч квадратных метров. Тут проводятся разнообразные конференции и форумы.

Магазин ковров

Бухарский ковер напоминает качественное вино – с годами он становится только лучше. Приобретя его, можно положить начало традиции, передавая его потомкам из поколения в поколение. Внуки-правнуки будут очень благодарны за такой подарок, поскольку к тому времени стоить ковер будет в несколько раз дороже.

Приобрести туркменские изделия можно в одной из лавок Туркменистана или на рынке. Правда, вывезти ковер из страны не так-то просто, поскольку это национальное достояние. Требуется получить специальное разрешение, довольно дорогостоящее. Также потребуется оплатить вес товара при перевозке в самолете.

Магазин ковров можно найти и в нашей стране, немало предложений выставляется интернет-магазинами. При покупке желательно требовать сертификат, удостоверяющий подлинность изделия. Стоимость настоящих ковров достаточно велика, зависит от имени мастера, который его создал, количества повторяющихся орнаментов на них, длины ворса. В среднем стоимость квадратного метра такого произведения рук человеческих достигает 300 долларов. Однако встречаются и гораздо более дорогие изделия.

fb.ru

Туркменские ковры

В ковер закладывались все признаки племенных различий, исторической исконности и национального своеобразия туркмен.

Характерные черты туркменских ковров

Еще в X-XIII веках во времена Великих сельджуков, туркменские ковры прославились на рынках Европы и Востока как одни из самых лучших. Известный путешественник Марко Поло, в своих воспоминаниях называл туркменские ковры «самыми тонкими и красивыми на свете». Ковровые полотна той эпохи отличались высокой узелковой плотностью, прочностью окраски и строгостью орнаментов.

Материалы. В качестве сырья для ковроткачества в основном используется лучшая шерсть туркменских пород овец. Критерием качества шерсти выступала ее светлость и однородность по тону, что крайне важно для равномерного окрашивания нитей. Некоторые племена туркменов кроме шерсти используют хлопок и шелк, из которых изготавливают уточные нити или основу ковра.

Стиль плетения. В плетении ковров в Туркмении используется в основном ассиметричный персидский узел, хотя некоторые разновидности полотен Йорук и Сарык изготавливаются с применением турецкого симметричного узла. От других восточных туркменские полотна отличаются повторяющимся узором (гель) и широкими полосками стилизованных рисунков по коротким сторонам ковра.

Расцветка. В цветовой палитре доминируют бордовые тона, которые составляют фон рисунка. В линиях орнамента используются темные тона черного, малинового, оранжевого, синего и зеленого цветов. С помощью черного цвета, символизирующего стихию Воды, обрамлялись все орнаменты и разграничивались один от другого.

Красители. Вплоть до XIX века для окрашивания пряжи туркмены использовали исключительно натуральные красители (марену, живокость желтую, корни гранатового дерева, околоплодники грецкого ореха, кошениль и др.). Однако в ХХ столетии растительное сырье вытеснили более дешевые анилиновые красители, что снизило качественные характеристики туркменских ковров. Тем не менее, постепенное совершенствование технологий позволило приблизиться к свойствам испытанных природных красителей животного и растительного происхождения.

Сегодня в коврах ручной работы из Туркмении применяются, как правило, химические красители - анилиновые.

Орнаменталистика. Ученые искусствоведы уверяют, что ковровый орнамент сохраняет в себе многовековую историю народов. Любой орнаментальный символ что-то означает, а «гель» (основной орнамент туркменских ковров в виде повторяющихся узоров – медальонов) является целым букетом символов. Любая племенная и родовая группа туркмен, которая проживает на определенной территории, имеет свой гель («салыр», «теке», «эрсары», «йомуд» и т.д.).

Орнаменты национального ковроткачества сохранили отпечатки народной истории и всех религий, которые существовали на территории Туркменистана.

Символы в гелях очень информативны и обладают определенным смыслом. Солярные знаки, доминирующие в эрсаринских, текинских и пендинских коврах: колесо судьбы («чахры пелек»), 5 лун («бэш ай»), символы звезд («чемче гель»), символы Солнца («гельче») и прочие небесные светила, почитаемые на Др. Востоке. В салорском ковре «энси» традиционный низ полотна «элем» представляет собой орнаменты - обереги, символизирующие Анахиту, богиню плодородия. Существуют орнаменты, символизирующие флору («чынар гюль», «гуляйды» и т.д.).

Виды туркменских ковров

В мире туркменские ковры с древних времен называют «бухарскими». Случилось это потому, что они всегда были обширно представлены на легендарных базарах Бухары (теперь Узбекистан).

К группе туркменских ковров ученые относят полотна, сотканные на обширной территории проживания туркменов. Эта территория включает Узбекистан, Туркменистан, Афганистан и Белуджистан (включает территории Афганистана, Ирана и Пакистана).

К современным туркменским относятся ковры:

  • Текке – получили свое название в честь самой многочисленной народности Туркменистана (текке). Ковры ручной работы Текке наиболее узнаваемы в Туркмении и за ее пределами благодаря разделенному на четыре части гелю.
  • Йомут (Йомуд) – изготовляются одноименным племенем Туркменистана и характеризуются большим разнообразием стилей и орнаментов. Одна из разновидностей изделий Йомуд характеризуется диагональными рядами из повторяющихся восьмиугольников разных цветов, окаймленных бордюром из крючков и защелок и стилизованными вертикальными полосами с соцветиями на них. Орнамент второй разновидности ковров Йомуд состоит из вертикальных рядов восьмиугольников с вписанными в них изображениями двуглавых собак и других животных. Окаймляют центральную часть полотен бордюры со сложными растительными узорами.
  • Салорские ковры (салыр) ткались туркменским племенем салор – самой древней народностью туркменов. Для этого стиля характерен гармоничный салор-гель – восьмиугольный разделенный на 4 части медальон в форме звезды. Традиционно в каждой части медальона располагаются фигурки животных.
  • Эрсари (Арсари) – изготовляются племенами эрсари, живущими на территории Туркменистана и Узбекистана. В отличие от других племен туркменов, народность Арсари не имеет собственного отличительного геля и племенного мотива, поэтому на коврах медальоны практически не встречаются. Орнаментальная часть ковров Арсари состоит из геометрических и растительных узоров, позаимствованных и видоизмененных персидских и китайских символов.

Помимо традиционных ковров, в Туркмении ткут ковры с портретами и различными сюжетами, а также традиционные для исламской культуры молитвенные коврики.

Туркменские ковры ручной работы неизменно занимают достойные места на международных выставках. Это предмет гордости туркменской нации.

ansygallery.ru

Туркменские ковры ручной работы | SmartKilim

Туркменские ковры ручной работы не столь популярны, как Персидские, но также имеют свои особенности, а также ценителей по всему миру, благодаря своему качеству и уникальному дизайну, в котором соединяются традиции и современное творчество.

Что такое туркменский ковер и его особенности

Туркменский ковер — один из наиболее известных видов ковров ручной работы, имеющих характерный дизайн, расцветки и качество, которые по сей день ткутся в Туркменистане.

Для туркменского ковра характерен полуторный или двойной узел, который позволят делать ковры прочными и долговечными, а также достигать плотности до миллиона узлов на квадратный метр. Ковры такой плотности ценятся коллекционерами и пользуются спросом во многих странах. В качестве инвестиции ковры ручной работы занимают 15 место после антикварной мебели и со временем только дорожают. На сегодняшний день старинные туркменские ковры украшают многие коллекции коллекционеров по всему миру.

Ковры в Туркменистане стали национальным достоянием и важной частью материального и духовного состояния. Главными элементами орнамента туркменских ковров являются гёли — восьмиугольные геометрические фигуры. Также в орнаменте могут присутствовать другие геометрические узоры, изображения животных( лошадей, верблюдов, баранов и т.д.)

По цвету классический туркменский ковер всегда темно красный (иногда синий и коричневый). Цвета линий — черные или темно синие. До 19 века в качестве красителей использовались только натуральные ингредиенты, растительного происхождения. Ковры с такими красителями практически не выцветали, были полностью натуральными и больше всего ценились. В дальнейшем начали использовать искусственные красители, из-за их дешевизны. С давних времен узоры на коврах у всех племен туркменских племен были разными, но все же всегда можно было глянув на них сказать — это туркменский ковёр.

История появления туркменских ковров.

Считается, что узоры туркменского ковра идентичны узорам на керамики IV тыс. до н.э. Древнейший сохранившийся ковер датирован V веком до н.э. и принадлежит пазырской культуре. Позже ковры под именем парфянских, персидских и бухарских были известны в разных странах мира.

Туркменские ковры производились в древности туркменским племенами, для различных бытовых целей, в том числе для юрт, дверных завесов и мешков различных размеров.

Они были сделаны полностью из шерсти, с геометрическими узорами, которые варьировались от племени к племени. Туркменский ковер являлся символом власти и достатка.

В III в. до н.э. парфянские ковры экспортировались в древнюю Европу и ценились римскими императорами и зажиточными людьми. К XIII столетию появляются письменные известия о туркменских коврах. Известный путешественник Марко Поло восторженно писал о туркменских коврах , что они «самые тонкие и красивые на свете».

С конца XIX века туркменские ковры стали показывать на различных выставках в Америке, России, Европе и т.д. Многие ценители искусства начали обращать на них внимание.

Так слава о коврах Туркменистана разошлась по всему миру и их ценят по сей день.

Ковры производили в разных странах, но именно в Туркмении их сделали национальным достоянием и «визитной карточкой» страны. Даже на флаге и гербе Туркменистана изображены элементы узора ковров.

Если Вам есть, что добавить про туркменские ковры ручной работы, оставляем свои отзывы в комментариях к статье и делимся ей в социальных сетях, если она была Вам полезна.

Поделись статьей в соц.сетях: Спасибо!

www.smartkilim.com

Ковры Туркмении. Туркменские ковры ручной работы

Народная туркменская пословица гласит: «На Востоке дом там, где расстелен ковер». Даже если вокруг вас выжженая солнцем пустыня или высокие горы, ковер – это живительный оазис – говорят в Туркменистане, тем самым подчеркивая свою непритязательность в быту и глубину народного самосознания.

Ковер в том понимании, к которому все мы привыкли, появился у кочевых племен, занимавшихся скотоводством. Доподлинно известно, что корни этого ремесла уходят вглубь веков и датируются IV –III веками до н.э. Именно в это время первые «парфянские» (Парфия - государство на территории древнего Турана) ковры начинают вывозить в Европу, наряду с Китайским шелком. Они очень быстро завоевывают рынок и становятся основой торговли между Востоком и Западом.

С угасанием древних цивилизаций, слава Восточных ковров становилась только ярче. Так в средние века, знаменитый путешественник Марко Поло, писал о туркменских коврах как о «самых тонких и красивых на свете», попадавшие в Европейские страны под названием «персидских» и «бухарских», они издавна волновали умы истинных ценителей искусства.

А на своей родине ковры имели сугубо практическое, утилитарное назначение. Для кочевых племен Центральной Азии эти изделия были основным интерьером жилища, украшали его, служили оберегами. Легкие и мягкие, они идеально подходили для перевозки. Ковры составляли основное богатство семьи, говорили о ее статусе, положении в обществе. По количеству ковров, входивших в приданое, люди судили о зажиточности и домовитости взятой в жены женщины.

Национальный ковер являлся неизменным спутником любого жителя страны. Туркмен, в буквальном смысле, рождался и умирал на ковре. Именно это и определило, то великое множество разновидностей ковров, которые с детства окружали человека.

До наших дней дошло около 30 наименований этих изделий разного предназначения, использовавшихся в быту:

- «халы» - постилочные ковры, укрывавшие пол в юрте и перед ней в дни праздников,- «очаг-баши» (ожег-баши)- небольшой коврик П-образной формы, расстилаемый вокруг очага,- «энси»- занавес прикрывавший вход в юрту,- «халык» - П-образное украшение дверного проема,- «гермеч» - покрывало порога,- «иолам» - длинная ковровая дорожка опоясывающая юрту,- «намазлык» - небольшой коврик для отправления молитв,- «аятлык» - ковер для погребения,- «асмалдык» - украшение боков верблюда, а так же многочисленные ковровые сумки и торбы, попоны для лошадей и многое, многое другое.

Туркменский ковер – произведение ручной работы и рождением этого чуда, все, конечно, обязаны женщине-мастерице. С незапамятных времен жены кочевников возили за собой, как самую большую драгоценность, простейший ковровый станок, выглядевший примерно так.

Две пары кольев вбивались в землю на расстоянии, которое ограничивало длину и ширину ковра, позади кольев укреплялись два бруса, и уже между ними натягивалась основа. Сегодня сложно представить, что на площади в 10 кв см, мастерица без всяких инструментов вручную завязывала 2-3, а иногда и 6-8 тысяч узлов, затем ножом обрезала нити, оставляя ворс от 4 до 12 мм. За месяц этой изнурительной работы женщина могла соткать 4-5 м ковра.

Главным материалом для изготовления ковров всегда была и остается шерсть. Как и большинству народов, туркменам присуще наделять шерсть баранов целительными свойствами, которые непременно передадутся и ковру.

Ткали ковер обычно из самой лучшей шерсти равнинных овец, весенней стрижки. Материалами для окраски волокна служили натуральные красители. Так, все оттенки красного получали из местного растения – марены, бежевый - давала живокость, белый, черные и коричневые тона достигались вплетением неокрашенной шерсти натуральных оттенков. Туркменский ковер впитал в себя все краски природы: яркий багрянец восходящего солнца, веселую зелень весенней степи, золото жарких барханов и красочный шелк шкур животных.

Настоящий ковер, как живое существо, проходит свой жизненный путь, делаясь с годами мягче, приглушая яркие краски и приобретая неповторимые оттенки. Он становится намного лучше, как хорошее вино, только нагуливающее с годами свой аромат. Поэтому некоторые мастерицы в селениях смело бросают новые ковры под ноги толпе перед дверьми мастерской, что бы они скорее достигли того лоска, которым славятся возрастные изделия.

Туркмены очень трепетно относились к своим коврам, поэтому их нельзя было выбрасывать, рвать или портить, коврам, как и людям, была уготована «смерть от старости».

Каждый туркменский ковер абсолютно неповторим, и в тоже время традиционен.

Прислушиваясь к компетентному мнению исследователей искусства Востока, становятся понятными, многие рисунки и орнаменты этих изделий. Так ковер с четко выделенным центром и каймой, для туркмен, представлял собой стилизованную модель мира. Центральное поле с функциональным орнаментом – знакомые для кочевников земли, с пастбищами, стоянками, перегонами. А идущая по краю кайма, несущая в себе различные мелкие геометрические узоры: «мышиные зубки», «след тарантула», «след собаки» - неизведанные просторы, которые находятся далеко и поэтому еле видны.

Очень интересна центральная часть коврового поля, заполняемая симметричной композицией, в основе которой лежат многогранные розетки – гели, своими очертаниями напоминающие квадраты, ромбы, восьмигранники и даже круги. Форма гелей по наполнению и расположению в поле ковра разнится у каждого туркменского племени, представляя собой своеобразный герб. Эта народная особенность была использована при создании национального флага Туркменистана, где сегодня красуются пять ковровых гелей – символизируя единство пяти племен, пяти велаятов (областей) страны.

В древних летописях, берущих начала от отца туркмен – Огуз Хана, описаны эпохальные события, а в узорах искусно выполненных умелыми руками туркменских мастериц с тонкостью передаются эти события зашифрованные в орнамент. Туркменский ковер, как временная летопись, содержит много удивительных рассказов, нужно только уметь его прочесть.

В целях исследования, возрождения, сохранения и творческого развития народных традиций ковроткачества, а также приумножения славы ковров ручной работы Постановлением президента Туркменистана в 1993 году в Ашхабаде был создан Музей туркменского ковра - «Туркменхалы».

Сегодня этот музей является одним из основных культурных центров Туркменистана, в экспозиции которого выставлено более 2000 ковровых изделий. Так в коллекции музея представлен самый маленький коврик – брелок, предназначенный для ношения ключей. Также, здесь хранится и самый  большой ковер, внесенный в книгу рекордов Гиннеса. Гигант соткан вручную, и его площадь достигает 301 кв. м.

Еще одним направлением работы музея является реставрационная и исследовательская деятельность. Запасники музея уже сегодня обладают 8 тысячами старых ковров, гели которых ждут своей расшифровки. Многие из них, в связи с почтенным возрастом подверглись реставрации, которую проводят лучшие мастерицы современности.

В 2009 году музей получил новое здание и административный корпус, теперь этот научно-исследовательский и культурный центр может организовывать международные конференции, симпозиумы и выставки.

Отдавая заслуженную дань искусству туркменских мастериц ковроткачества, в 1992 году в реестр государственных праздников была внесена еще одна торжественная дата - «Туркменхалы байрамы».

Праздник отмечается ежегодно в последнее воскресенье мая. Традиционно в этот день у государственного музея ковра проводят красочное феерическое шоу, с участием национальных танцевальных коллективов, восточных певцов – «бахши» и др. Так же у стен музея размещают замечательную экспозицию ковров, посетить которую может каждый желающий.

С 2010 года, в этот день в городе проводят ярмарки - продажи туркменских ковров ручной работы. Выставленные на продажу экземпляры могут быть как старинными, так и работами современных авторов, среди которых нередко встречаются настоящие шедевры. По свидетельству очевидцев – это самый лучший момент для покупки туркменского ковра, обилие конкурентов не дает взвинчивать цены, в тоже время предоставляя покупателям широчайший выбор.

asia-travel.uz

Туркменский ковер – один из ярких туристических «брендов» страны

Туркменский ковер – самый, пожалуй, распространенный и древний «бренд» национальных традиций. С давних времен европейские купцы, торговавшие с Востоком, привозили в свои страны хлопок, шелка, и, конечно, ковры. И сегодня туркменский ковер можно увидеть в знаменитых музейных коллекциях мира и домах больших ценителей искусства.

О туркменских коврах говорят, что они «прочнее камня - нежнее розы». А для туркмена просто нет дома без ковра. Первые шаги ребенок делал на сотканном специально к его рождению детском коврике, а уже взрослая девушка - невеста везла с собой на верблюде целое ковровое приданое. На верблюда накидывали ковровую попону с кистями, надевали наколенники, вешали нагрудник. Дом жениха встречал невесту тоже коврами. Перед нею откидывался ковер с богатым орнаментом - энси, загораживающий вход в юрту, и она, переступив гермеч - коврик на пороге, оказывалась на большом застилающем пол ковре (халы). Вдоль стен кибитки стояли ковровые «сундуки», мешки и мешочки для всевозможной домашней утвари.

Каждый день туркмен обращался к аллаху на коврике для молитвы - намазлык, а когда приходила смерть, его накрывали ковром-аятлыком... Десятки видов ковровых изделий использовались в быту. Главный ковер в доме был как паспорт – в нем была зашифрована история племени, рода, семьи.

А начинался ковер на весенних пастбищах, где паслись стада овец. В старину хорошо знали, когда начинать стрижку и с каких именно мест  состригать шерсть, которая пойдет  для пряжи будущего ковра. Перед стрижкой овец полагалось перегнать через мелкую речку: шерсть тогда будет чистая, нежная. Яркие краски добывали из местных растений. Марена давала все оттенки красного: от густо-багрового, даже коричневого, до вишневого, розового. Желтую краску получали из плодов крушины, травы сары-чоп, беж и коричневую – из гранатовых корок, зеленую – из медных опилок, обработанных кислым молоком или виноградным уксусом.

Очень медленно ткался ковер, ряд за рядом проступал орнамент, расцветали на полотне яркие гёли. Ковровый гёль (орнамент) - не просто знак, но и сложный образ-символ, в котором воплотились мифы и легенды о создании вселенной и человека и о его взаимоотношениях с окружающим миром.  Энергетику ковра  нельзя выразить словами, а можно только прочувствовать, ощущая,  как на вас распространяется аура далекого и одновременно близкого вам человека, его  создавшего, проводившего над ним долгие часы и дни. 

Стороннему наблюдателю рождение ковра может показаться делом нехитрым. Но ведь ковровщица выводит узор зачастую по памяти, без рисунка. Она моментально находит любую нить - желтую или голубую - и точно привязывает в нужном месте. Ее легкие руки, словно порхая, завязывают узелки, вот неуловимое движение - блеск ножа - и еще одна нить отсечена от узелка. И таких узелков надо завязать еще несколько тысяч (а плотность некоторых уникальных образцов составляет свыше миллиона узлов на один квадратный метр). Но количество узелков это не самоцель. Важно, какую внутреннюю историю проживает человек за это время, пока делает ковер. О чем думает, мечтает, какие пожелания вкладывает. В художественном строе ковра нет внутреннего конфликта, как говорят искусствоведы, ковер – это дивная песня, завораживающая мелодия, музыка для глаз. А традиционные ковры – это как классическая музыка, они остаются прекрасными в веках, излучая свет души, согревая  своим теплом и оберегая, как талисман.  

Орнамент  туркменского ковра - это творческая матрица туркменского искусства. Основа ковровых орнаментов  - восьмиконечная звезда, образованная из двух квадратов. Такая звезда украшала знамя великого родоначальника туркмен Огуз хана, а также Великих сельджукидов. Теперь она используется в государственных символах, а также является одним из излюбленных украшений архитектурных сооружений, возводимых в Туркменистане.

В знак преклонения перед искусными туркменскими ковровщицами с 1992 года в Туркменистане учрежден Праздник туркменского ковра, который широко отмечается в последнее воскресенье мая. В Ашхабаде находится Национальный музей туркменского ковра, занимающий одно из современных и красивых столичных зданий и являющийся подлинной сокровищницей народного творчества и научным центром. Здесь ежегодно проходит Международная выставка ковроделия. В экспозиции Музея ковра хранятся уникальные ковры-гиганты. Один из них - ковер «Золотой век» площадью 301 кв. м. занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое крупное в мире ковровое полотно ручной работы. 

В 2001 году была создана Всемирная ассоциация ценителей туркменского ручного ковроделия. В ассоциацию вступили отечественные и зарубежные производители туркменских ковров, предприниматели, владельцы частных коллекций, специалисты и ученые, изучающие туркменское ковроткачество. Ежегодно они собираются в Туркменистане, вынося на обсуждение актуальные вопросы развития и популяризации в мире этого искусства.

Гимном туркменскому ковру и его создателям стали содержательные и богато иллюстрированные  книги Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Живая легенда» и «Красота небесная», изданные на туркменском, русском и английском языках. Эти книги раскрывают читателям безграничный мир образов и символов туркменского ковра, его роль в традиционном укладе жизни туркмен, рассказывают о технике изготовления ковров и ковровых изделий, их декоративных принципах и приёмах, связи с национальным искусством и литературой, а также предоставляют данные археологических и этнографических исследований, интересные сведения из исторических хроник и письменных источников прошлых веков. 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

turkmenportal.com

Туркменский ковер

Ковер - самый известный бренд Туркменистана. Ковры подарены самой природой, они сотканы из овечьей шерсти и окрашены натуральными красками, изготовленными из растений, цветов и плодов, произрастающих на земле. Узоры на коврах также отражают природу: на них изображены вспаханные поля, цветы, животные и реки, солнце, луна и звёзды.

Туркменские ковры - это свидетельство самой жизни и её хрупкого равновесия. Ковровщицы находили в них этот идеальный баланс форм, линий, цвета и ритма.

С древних времен ковры создавались для того, чтобы защитить кочевые дома от жаркого климата в засушливой местности на пустынных горных склонах. Ковры были идеальным решением для защиты от вышеперечисленных условий, их легко можно было скатывать для перевозки, они очень долговечны. Не было необходимости резать ценный скот из-за шкур, а год за годом получать с него шерсть.

В честь рождения ребенка ткался ковер. В приданое невесте давали ковер, сажали на верблюда, украшенного коврами, а жених готовил семейный дом, убранный коврами. Вход в юрту, дом кочевника, был завешен специальным ковром «гапыкилик», в центре которого было поле, разделенное на 4 части, представляющие времена года и стадии жизни. Каждый день туркмены молятся на ковре для молитв «намазлык», а после смерти умершего накрывают ковром. Главный ковер в доме служил «семейным деревом», рассказывал историю племени и семьи. Сидя на ковре, люди принимали пищу, спали на нем, накрывали ковром коней, верблюдов, защищая их от стихии. Ковровые сумки предназначались для хранения различной домашней утвари: музыкальных инструментов, одежды, расчесок, соли.

Туркмены повсюду были связаны с ковром. То, что изначально было практичным предметом, в конечном итоге, превратилось в искусство. Они гордились и гордятся священной церемонией создания ковра. Ковры ткут только женщины, древнее мастерство передается от матери дочери. При создании ковра не жалеют ни времени, ни усилий, искусство создания ковра приравнивается к самым высоким моральным ценностям. Ковер является важной частью туркменской культуры. В конце мая отмечается Национальный праздник – День туркменского ковра, когда прославляется мастерство ковроткачества.

В Туркменистане в каждом регионе свой собственный стиль ковроткачества, отличающийся различными вариантами высоты ворса, видами узлов, используемыми материалами и окрашиванием. Главный определяющий аспект различных ковров – это «гёли» или орнаменты. На Государственном флаге Туркменистана можно увидеть пять самых основных гёлей, каждый из которых представляет пять основных племён. Гёли стали родовыми гербами, отражающими особенности ландшафта и историю племени.

Помимо этих племенных гёлей существует множество других, которые ещё не объяснены. Многие элементы в них взяты из природы. Цветы, следы птиц, бараньи и козьи рога можно увидеть в стилизованных орнаментах. Солнце представлено в виде креста, ромбовидные фигуры изображают вспаханные поля или всевидящее око, которое, как считалось, защищает от дурного глаза. Секретный язык коврового узора легко узнаваем для тренированного глаза, и если вы посмотрите внимательнее, то увидите, что ковер оживает.

Ковровщицы Туркменистана искусные мастерицы в рельефном ковроткачестве двухсторонних ковров, в которых на каждой стороне свой цвет и узор.

Овечья шерсть была и до сих пор остается преимущественным материалом, используемым в ковроткачестве, хотя такие материалы как шелк, хлопок и верблюжья шерсть тоже используются. При выборе шерсти принимаются во внимание длина волокон, мягкость, блеск и эластичность. Стрижка овец и переработка шерсти в пряжу выполняются с учетом многовекового опыта и знаний.

Натуральные краски изготавливаются из местных растений. Растения собираются в определенное время года. После того как цветы собрали , наступает длительный период сушки, который необходим, прежде чем краски будут готовы к употреблению. Приготовление натуральных красок – это научный процесс. Старые технологии окрашивания проверялись и совершенствовались поколениями.

С древних времен и по наши дни технологии ковроткачества не изменились. И сейчас используется простой ткацкий станок, каждая нить завязывается узелком вручную. На некоторых плотно сотканных коврах может быть до миллиона узлов на квадратный метр. За месяц такого труда может получиться 4-5 кв. метров ковра. Эта работа требует усердия и концентрации внимания. Работа превращается в медитацию, в которую женщина вкладывает своё сердце и душу, делая каждый ковер индивидуальным. Во время изготовления ковра читаются молитвы, и это особенно важно, когда ковер снимается со станка. Туркмены верят, что у ковра есть душа, и что его нельзя разрезать или выбрасывать. Ковер может прослужить до 300 лет.

Нет письменных источников и сохранившихся свидетельств, где и когда возникло ковроткачество. Тем не менее, существует четкое доказательство того, что в Туркменистане ковры создавались с древних времен.

Археологи, работающие в регионе, обнаружили приспособления, датируемые 4-3 веками до н.э., которые использовались на ковроткацких станках. При раскопках в Сумбарской долине на юго-западе Туркменистана были обнаружены бронзовые ковровые ножи 2 века до н.э.

Первые письменные источники о прославленных туркменских коврах встречаются у Марко Поло, итальянского путешественника, который посетил Восточную Европу и Азию около 13 века н.э. Он высоко оценил туркменские ковры, говоря, что они были «самые тонкие и красивые в мире»

В настоящее время в Туркменистане созданы знаменитые на весь мир ковры-гиганты. Первый такой ковер был соткан в 1941-42 гг. и висит в Национальном Музее. Он называется «Туркмен калбы» - «душа туркмена» . Его размеры: ширина – 18 метров, высота – 10,5 метров; ковер весит 865 кг; общая площадь – 193 квадратных метра. Цвет ковра - традиционно красный для туркменских ковров с узором текинского племени.

Второй самый большой ковер, сотканный в 2001 г., - «Алтын Асыр»-«Золотой век», включен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой сотканный вручную ковер в мире. Общая площадь ковра – 301 квадратный метр, его вес впечатляющий – 1,5 тонны. Его создавали 40 ковровщиц в течение 8 месяцев. На ковре 120 миллионов узлов.

Кто бы ни был создателем ковра, нет сомнений, что туркменский народ ввел ковроткачество в ранг искусства, и тем самым завоевал мировое признание.

Более подробно о туркменских коврах можно узнать, посетив Национальный музей туркменского ковра. Там выставлена большая коллекция ковров, гидами проводятся экскурсии на туркменском, русском, английском языках.

Т.Галиева

tatturkmen.tatarstan.ru

Туркменские ковры — виды и технология производства ковров

Ковровые покрытия занимают прочное место среди других вариантов оформления полов в домах и квартирах. Естественно, что выбор их огромен. Они отличаются рисунком, материалами и странами производства. Есть натуральные и искусственные ковры, например, сделанные из шерсти или вискозы. Однако особой популярностью пользуются туркменские изделия ручной работы. Они уже давно зарекомендовали себя как покрытия высочайшего класса.

Туркменский ковер

Фактически такие ковры изготавливаются не только в Туркмении. Они ткутся на территории Таджикистана, Узбекистана и других Азиатских стран. Это обусловлено тем, что история создания этих изделий уходит далеко в глубину веков. В те времена еще не было деления на государства, а существовали кочевые племена, которые и занимались ткацким искусством.

Таким образом, технология передавалась из поколения в поколение и сохранилась до наших времен. А самый старый ковер, сохранившийся на сегодняшний день, сделан в V веке до нашей эры. Вообще, для азиатских народов ковер – это символ мира и дома. У них даже существует древняя поговорка: там, где положишь на землю ковер, будет оазис. Таким образом, становится понятно, что этот народ олицетворяет эти изделия с процветанием.

Изначально ковры ткались кочевыми племенами. Оседлые жители тех мест не обладали подобными технологиями и могли плести только из шелка. Поскольку племена часто передвигались, то основным назначением изделий из шерсти было совсем не украшение жилища. Коврами утепляли шатры и использовали их для других бытовых нужд.

Для кочевников это был один из показателей достатка. Чем больше у семейства было ковров и чем лучшего они были качества, тем обеспеченнее считалась семья. И это не удивительно, ведь из-за ручной технологии изготовления одна работница могла сплести в среднем около 5 квадратных метров ковра за месяц. Таким образом, чтобы получить изделие, которым можно было бы укрыть полы в небольшой комнате, требовалось 2-3 месяца работы.

Пример изделия

Важно! В Туркмении есть национальный музей ковра – это говорит о том, что эти изделия воспринимаются как национальное достояние.

Национальный символ

Национальный музей ковра представляет собой один из главных культурных центров столицы Туркмении. Его площадь превышает 5 тысяч квадратных метров. На этой территории хранится более 3 тысяч экземпляров шерстяных изделий. Помимо выставки, ковры здесь подвергаются реставрации. А это трудоемкий процесс, так как основные работы делаются вручную.

Туркмения – единственная страна, где отмечается день ковра. Он проводится каждое последнее воскресенье мая. А флаг страны украшен специфическим орнаментом. Таким образом, для Туркмении ковер – это не просто шерстяное изделие, а полноценный национальный символ с многовековой историей.

Музей ковров

Материалы для производства

Основное сырье для туркменских ковров – овечья шерсть. Поскольку изделия плелись кочевниками, основным источником для шерсти были бараньи отары, которые племена перегоняли вместе с собой.

Вообще, среди азиатских племен очень ценилась овечья шерсть. Ей приписывались лечебные свойства, а, кроме того, она наделялась мистическими качествами. Но главное свойство бараньей шкуры – это ее теплота. Помимо этого, шерсть крепкая и долговечная. Поэтому любое изделие, естественно, при условии, что оно сделано качественно, служило не один десяток лет.

Овечья шерсть

История

Основное распространение по миру туркменские шерстяные ковры получили В XIX веке. В это время их начали вывозить в разные страны, поставлять на выставки и т. д.

Особую популярность эти изделия приобрели в Китае и США. Также их по достоинству оценили и в России, однако в нашей стране изделия из Туркмении пользовались спросом еще раньше.

Хоть есть письменные свидетельства о популярности ковров еще в Х веке, на самом деле эти изделия уже давно были востребованы среди жителей других стран. И если в Туркменистане они использовались сугубо для бытовых нужд, то за рубежом ими украшали жилища.

Часто эти изделия называют бухарскими. Дело в том, что основным местом продажи ковров была Бухара. Отсюда и такое название. Впрочем, делались и продавались ковры на территории разных стран. Все-таки изначально технология принадлежала кочевым племенам. Поэтому география происхождения этих шерстяных изделий может быть обширной.

Производство

Несмотря на обилие современных технологий и их повсеместное использование, туркменские изделия плетутся по старинным технологиям, то есть основные работы выполняются вручную.

Это во многом определяет стоимость изделий – средняя цена за квадратный метр шерстяного ковра составляет около 300 долларов США. Естественно, что есть экземпляры, которые стоят гораздо дороже. На конечную стоимость влияют:

  • размеры. Есть миниатюрные коврики, стоимость которых переваливает за 1000 долларов;
  • материалы изготовления;
  • рисунок. Полотно с обычным рисунком, естественно, будет стоить гораздо дешевле эксклюзивных изделий.

Вообще, в Национальном Музее Туркменистана хранится самый большой ковер, который занесен в книгу рекордов Гиннеса. Кроме того, в музее выставлены и другие необычные экземпляры, например, полотна, на которых изображены Юрий Гагарин и другие исторические личности.

Важно! При покупке туркменских ковров нужно проверять сертификат соответствия, так как есть большой риск попасться на подделку.

Процесс изготовления ковра

Материалы

Изначально для производства полотен использовалась овечья шерсть, так происходит и сегодня. Основные достоинства этого материала:

  • легко обрабатывается;
  • долговечен;
  • прочен;
  • изделия получаются очень теплыми.

Однако во время подготовки шерсти к плетению используется несколько добавок. И одна из них – это краситель. Вообще, изначально использовались только натуральные добавки – вплоть до XIX века просто не было другой альтернативы. Однако с развитием химической отрасли стали появляться искусственные красители, которые начали применяться при производстве туркменских ковров.

Изначально реагенты выделяли вредные вещества, что не могло не отразиться на общем качестве и популярности ковров. Естественно, что со временем ситуация изменилась. И на сегодняшний день хоть и применяются искусственные красители, но они уже безвредны для здоровья человека и не выделяют в атмосферу токсичные вещества.

Цвет и орнаменты

Несмотря на обилие разных видов туркменских шерстяных полотен, у них у всех преобладают красный цвет и его оттенки. У большинства изделий фон из бордовых нитей, поэтому этот цвет считается основным.

Вообще, для плетения могут использоваться какие угодно оттенки, особенно сегодня, когда окрасить шерсть в нужный цвет не составляет особого труда. Однако наиболее популярные тона:

  • черный – служит для обрамления орнамента и выступает цветом разных стихий;
  • синий;
  • оранжевый.

Также часто используется зеленый цвет – это символ плодородия и урожайности.

Бордовый фон

Что касается рисунка, то каждой провинции свойственен собственный стиль. Хотя на многих коврах туркмены «рисуют» свою историю, вернее, некоторые моменты из нее. Фактически орнамент полотен носит символический характер – на многих коврах можно разглядеть узоры, обозначающие степи и следы животных.

Кроме того, на многих рисунках отражаются религиозные течения и история разных народностей. Историки не скрывают, что старые полотна, помимо культурной ценности, имеют еще и научную. Ведь каждое племя использовало ковры для передачи того, как они видят окружающий мир. Также на этих шерстяных изделиях отражалась текущая картина мира. Ведь в каком-то смысле орнамент – это код, с помощью которого мастера слали послание другим людям.

Виды ковров

Изначально ковры делались разными пленами, которые были территориально удалены друг от друга. Естественно, что у разных мастеров технология производства отличалась. И для каждой народности есть характерные признаки, которые позволяют отличать их изделия.

Йомуд

Выделяют такие разновидности ковров:

  • Йомуд – для них характерно большое разнообразие цветов и стилистики узоров;
  • Текке – для этих ковров характерна одна общая деталь – рисунок разделен на четыре части;
  • Эрсари – у них нет ярко выраженной характерной особенности. Все орнаменты и рисунки заимствованы у других видов;
  • Салор: отличительная черта этих ковров – частое использование рисунков разных животных в орнаменте.

Все названия этих разновидностей носят имена племен, ткавших ковры. Конечно, есть и другие виды, однако в наше время используются именно эти стилистики.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Средняя оценка оценок более 0 Поделиться ссылкой

Нужные товары

Всего более 200 товаров в каталоге

laminatepol.ru


Смотрите также