Гости к дашеньке пришли кошечка в накидке. Дарья Колдина - Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий

Мы рады приветствовать вас на сайте «АВТОКОВРИК»

НОВОСТИ

"Автоковрик" расширяет ассортимент ковриков в салон автомобилей. В продажу поступили резиновые и текстильные автомобильные коврики на следующие модели автомобилей: Ford Focus III; Nissan Juke; Hyundai Solaris,  ELANTRA 2011, Kia Soul, PICANTO II, Sorento 2011; Mazda 3 2009, CX-5; Mercedes GL X164; Opel Astra J; Renault Sandero, Duster; Subaru XV; VW Polo sedan, Jetta 2011, Passat B7 2011;  Mitsubishi ASX;   VW Polo sedan. Огромный ассортимент автомобильных ковриков в наличии.  

Розничные магазины:

г. Ростов-на-Дону,
ул. Красноармейская, 157
тел.: +7 (863) 292-30-66

г. Таганрог,
ул. Седова, 2/2,
тел.: +7 (8634) 32-76-32

г. Миллерово,
Рынок МТК, ул. Толстого,
пав. № 63, т.: +7 (86385) 2-99-19

с. Чалтырь
ул. Олимпийская, 1/82
т.: +7 (863) 247-10-66

Интернет-заказы:
E-mail: avtokovriks@mail.ru
тел.: +7 (905) 428-29-55

Обучение выразительному чтению младших школьников. Гости к дашеньке пришли кошечка в накидке


Кричалки без конца — Летний лагерь

Бабка

Жила-была бабка у самой речки. Захотелось бабке искупаться в речке. Купила мыло, купила мочало. Эта песня хороша, начинай сначала.

Ворона

Шел я как-то через мост, глядь - ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, посадил ее под мост, пусть ворона мокнет. . Шел опять я через мост, глядь - ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, посадил ее на мост, пусть ворона сохнет.

Дашенька

Ай-люли, ай-люли, Гости к Дашеньке пришли! Петушок - в сапожках, Курочка - в сережках, Селезень - в кафтане, Утка - в сарафане! Котик - в новой свитке, Кошечка - в накидке, С перстеньком на лапке... А собака - в шляпке. Все по лавкам сели, Сели и запели: -Ай-люли, ай-люли, Гости к Дашеньке пришли...

Когда Сова ложится спать?

Соблюдается Совой Распорядок часовой: Ровно в час - по распорядку Совы делают зарядку. Как часы покажyт два - В магазин спешит Сова. В три - готовит сyп. В четыре - Вытирает пыль в квартире. В пять - Сова идет читать. В шесть - Сова садится есть. семь - показывают стрелки - В гости к ней приходят Белки. Hе поздней восьми часов - Совещание y сов. Hо как только девять бьет, В лес гyлять Сова идет. В десять - y нее вязание. А в одиннадцать - кyпание. Как двенадцать бьет часов - Двери в доме на засов. В полдень ей пора в кровать, Чтоб еще полдня поспать. Дальше все по распорядку: В час - встает, и на зарядку...

Медведь

Пришел медведь к броду, Бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис, Вымок, Выкис, Вылез, Высох, Встал на колоду - Бултых в воду! Уж он мок, мок, мок...

Море

Море, а на море суша, а на суше пальма, а на пальме кот. (в др. варианте -клоп) Сидит и видит... Море, а на море суша...

Мышки

Куба-куба-кубака. Была норка глубока. В норке жили мышки - Серые кубышки. Одна мышка заболела, Да взяла и околела. Стали мышку хоронит, Она стала говорить: "Куба-куба-кубака. Была норка глубока..."

Синий день

Синий день тенями двигал, Шел по стежкам, по тропам. Желтый луч на елке прыгал Между игол и... пропал. . Никуда он не пропал, Просто на траву упал, Тронул розовые кашки, Покачался на ромашке, Одуванчик растрепал, Поскользнулся и.. пропал. Никуда он не пропал, Просто в ельничек попал. Синий день тенями двигал, Шел по стежкам, по тропам. Желтый луч на елке прыгал Между игол и... пропал. . Никуда он не пропал, Просто на траву упал... У попа была собака У попа была собака, - Он ее любил. Она съела кусок мяса, - Он ее убил, И в землю закопал, И надпись написал: "У попа была собака, - Он ее любил..."

summercamp.ru

Весёлые картинки, вып. 04, 1976 г. : Весёлые картинки : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive

Dear Internet Archive Supporter,

I ask only once a year: please help the Internet Archive today. Most can’t afford to give, but we hope you can. The average donation is $45. If everyone chips in $5, we can end this fundraiser today. Right now, a generous supporter will match your donation, so you can double your impact. All we need is the price of a paperback book to sustain a library you can trust. We have only 150 staff but run one of the world’s top websites. We’re dedicated to reader privacy so we never track you. We never accept ads. But we still need to pay for servers and staff. For 22 years, my dream has been to build the library of everything and make it available to everyone. To make information more reliable and permanent. I know we could charge money, but then we couldn’t achieve our mission: a free library for the whole internet. The Internet Archive is a bargain, but we need your help. If you find our site useful, please chip in. Thank you. —Brewster Kahle, Founder, Internet Archive

Dear Internet Archive Supporter,

I ask only once a year: please help the Internet Archive today. The average donation is $45. If everyone chips in $5, we can end this fundraiser today. Right now, your donation will be matched, doubling your impact! All we need is the price of a paperback book to sustain a library the whole world trusts. We’re dedicated to reader privacy so we never track you. We never accept ads. But we still need to pay for servers and staff. For 22 years, my dream has been to build the library of everything and make it available to everyone. I know we could charge money, but then we couldn’t achieve our mission. The Internet Archive is a bargain, but we need your help. If you find our site useful, please chip in. Thank you. —Brewster Kahle, Founder, Internet Archive

Dear Internet Archive Supporter,

I ask only once a year: please help the Internet Archive today. The average donation is $45. If everyone chips in $5, we can end this fundraiser today. Right now, your donation will be matched, doubling your impact! All we need is the price of a paperback book to sustain a library the whole world trusts. We’re dedicated to reader privacy so we never track you. We never accept ads. But we still need to pay for servers and staff. For 22 years, my dream has been to build the library of everything and make it available to everyone. I know we could charge money, but then we couldn’t achieve our mission. The Internet Archive is a bargain, but we need your help. If you find our site useful, please chip in. Thank you. —Brewster Kahle, Founder, Internet Archive

Dear Internet Archive Supporter,

I ask only once a year: please help the Internet Archive today. The average donation is $45. If everyone chips in $5, we can end this fundraiser today. Right now, your donation will be matched, doubling your impact! All we need is the price of a paperback book to sustain a library the whole world trusts. We have only 150 staff but run one of the world’s top websites. We’re dedicated to reader privacy. We never accept ads. But we still need to pay for servers and staff. The Internet Archive is a bargain, but we need your help. If you find our site useful, please chip in. —Brewster Kahle, Founder, Internet Archive

archive.org

Тема недели «Мой гардероб». Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий

Тема недели «Мой гардероб»

Занятие 12. Одежда для гостей

(Ткань. Аппликация из вырезанных силуэтов)

Программное содержание. Учить детей вырезать силуэты по замкнутому контуру, начиная разрезать сбоку Формировать художественный вкус, умение подбирать и использовать для аппликации подходящую ткань. Обучать созданию выразительных образов. Раздаточный материал. Альбомные листы, сложенные пополам линией сгиба вверх, с нарисованным на первом листе силуэтом любого животного в одежде; различные куски ткани приблизительно 7x7 см, фломастеры, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

Ход занятия Прочитайте детям стихотворение Е. Благининой:

Ай-люлю, ай-люли,

Гости к Дашеньке пришли!

Петушок – в сапожках,

Курочка – в сережках,

Селезень – в кафтане,

Утка – в сарафане!

Котик – в новой свитке,

Кошечка – в накидке,

С перстеньком на лапке…

А собака – в шапке.

Все по лавкам сели,

Сели и запели:

– Ай-люлю, ай-люли,

Гости к Дашеньке пришли!

Спросите детей:

– Во что были одеты гости? (Петушок – в сапожках, селезень – в кафтане, утка – в сарафане и т. д.)

Раздайте детям сложенные пополам альбомные листы с нарисованными животными и предложите подумать, какую часть одежды дети хотели бы оформить тканью. Нужно из предложенных расцветок подобрать ткань для одежды именно этого животного. Затем дети на верхнем листе вырезают эту одежду по контуру. Получается как бы пустое в этом месте животное. Через полученное отверстие дети простым карандашом намечают контур на нижнем листе и наклеивают туда квадрат ткани. Верхнюю половину листа закрывают – и получается животное, на туловище которого надет костюм.

Чтобы лист больше не раскрывался, половинки склеиваются друг с другом. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

educ.wikireading.ru

Дарья Колдина - Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий

Тема недели "Мой гардероб"

Занятие 12. Одежда для гостей

(Ткань. Аппликация из вырезанных силуэтов)

Программное содержание. Учить детей вырезать силуэты по замкнутому контуру, начиная разрезать сбоку Формировать художественный вкус, умение подбирать и использовать для аппликации подходящую ткань. Обучать созданию выразительных образов. Раздаточный материал. Альбомные листы, сложенные пополам линией сгиба вверх, с нарисованным на первом листе силуэтом любого животного в одежде; различные куски ткани приблизительно 7x7 см, фломастеры, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

Ход занятия Прочитайте детям стихотворение Е. Благининой:

Ай-люлю, ай-люли,

Гости к Дашеньке пришли!

Петушок – в сапожках,

Курочка – в сережках,

Селезень – в кафтане,

Утка – в сарафане!

Котик – в новой свитке,

Кошечка – в накидке,

С перстеньком на лапке…

А собака – в шапке.

Все по лавкам сели,

Сели и запели:

– Ай-люлю, ай-люли,

Гости к Дашеньке пришли!

Спросите детей:

– Во что были одеты гости? (Петушок – в сапожках, селезень – в кафтане, утка – в сарафане и т. д.)

Раздайте детям сложенные пополам альбомные листы с нарисованными животными и предложите подумать, какую часть одежды дети хотели бы оформить тканью. Нужно из предложенных расцветок подобрать ткань для одежды именно этого животного. Затем дети на верхнем листе вырезают эту одежду по контуру. Получается как бы пустое в этом месте животное. Через полученное отверстие дети простым карандашом намечают контур на нижнем листе и наклеивают туда квадрат ткани. Верхнюю половину листа закрывают – и получается животное, на туловище которого надет костюм.

Чтобы лист больше не раскрывался, половинки склеиваются друг с другом.

Тема недели "Транспорт"

Занятие 13. Пароход

(Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание-мозаика и обрывание по контуру)

Программное содержание. Продолжать учить создавать выразительный образ в технике мозаики-обрывания. Закреплять умение дополнять аппликацию сюжетными моментами, используя технику обрывания по контуру. Развивать отзывчивость и доброту. Раздаточный материал. Альбомные листы с нарисованным силуэтом парохода, цветная бумага, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

Ход занятия Прочитайте детям начало стихотворения И. Токмаковой "Поиграем":

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину

На машине ехали,

До реки доехали.

Спросите детей:

– На чем можно поплыть по реке? (На корабле, на лодке, на пароходе.)

Предложите детям помочь героям стихотворения – сделать для них пароход. Нужно выбрать подходящие для парохода цвета. Сначала нарвать много кусочков бумаги одного цвета и наклеить их, например, внутри контура палубы. Затем нарвать кусочки для рубки или трубы и т. д.

Для того чтобы сделать речку, лист синей бумаги рвется по горизонтали на несколько полос. Полосы нужно наклеить внизу альбомного листа так, чтобы нижняя полоска слегка находила на верхнюю. Начинать следует с верхнего ряда.

Солнце и облака можно сделать техникой обрывания по контуру.

Тема недели "Сказка к нам приходит"

Занятие 14. Снегурочка

(Цветная бумага. Аппликация из вырезанных частей предмета)

Программное содержание. Учить детей самостоятельно изображать внешние особенности предмета с натуры. Обучать приемам симметричного вырезания. Закреплять умение самостоятельно украшать аппликацию, используя ранее изученные приемы.

Демонстрационный материал. Игрушка – Снегурочка.

Раздаточный материал. Картонные листы любого цвета, квадраты цветной бумаги голубого цвета 8x8 см (шубка), прямоугольники 2x1 см (варежки), квадраты белой бумаги 3x3 см (лицо), цветная бумага, вата, простые карандаши, фломастеры, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.Ход занятия

Рассмотрите с детьми Снегурочку, определите, во что она одета, каких тонов ее одежда (холодных), что у нее на голове.

Предложите детям сложить большой квадрат пополам, нарисовать на одной его половинке силуэт половины шубки и вырезать его по контуру. Белый квадрат нужно превратить в круглое лицо, маленький прямоугольник сложить пополам, нарисовать на нем варежки и вырезать их.

Сначала на картон клеится шубка, сверху шубки голова, на концы рукавов наклеиваются варежки. Остается украсить Снегурочку с помощью фломастеров и мелких деталей из цветной бумаги, ваты.

Тема недели "Зимушка-зима"

Занятие 15. Сквозные звездочки

(Белая бумага. Ажурная аппликация)

Программное содержание. Учить создавать образ предмета путем вырезания формы, сложенной в несколько раз через центр. Поощрять в детях творчество при создании аппликации. Продолжать учить технике ажурного вырезания. Раздаточный материал. Круги белой бумаги диаметром 15 см, ножницы.

Ход занятия Прочитайте детям стихотворение Е. Благининой:

Что за звездочки такие

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке.

Спросите детей:

– О каких звездочках идет речь в стихотворении? (О снежинках.)

Предложите детям вырезать снежинки из бумаги. Круг нужно сложить пополам, потом еще раз пополам и еще раз пополам (через центр). Получится треугольник с дугообразным низом. На всех сторонах полученного треугольника нужно сделать вырезы разной формы и размера. Затем развернуть круг и осторожно разгладить получившуюся снежинку По желанию дети могут вырезать еще одну-две сквозные звездочки. Снежинками можно украсить окна и стены или наклеить снежинки на картон черного или темно-синего цвета.

Тема недели "Наступает Новый год"

Занятие 16. Зелененькая елочка

(Цветная бумага. Объемная аппликация из вырезанных силуэтов)

Программное содержание. Продолжать учить детей обводить контуры по шаблону, вырезать одинаковые силуэты из бумаги, сложенной гармошкой, и частично их склеивать, создавая объемные изделия. Закреплять умение самостоятельно украшать поделку. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Раздаточный материал. Полоски цветной бумаги зеленого цвета 18x9 см, шаблоны елки, гофрированный картон, цветная бумага, простые карандаши, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки.

Ход занятия Прочитайте детям стихотворение С. Михалкова:

В снегу стояла елочка -

Зелененькая челочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить ее! -

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздним вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в ее ветвях.

Сверкают украшения -

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

Не срубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел ее?

Сынишка лесника.

Спросите детей:

– Про что это стихотворение? (Про елку.)

– Что могло случиться с елкой? (Лесник мог срубить елку.)

– Как сын лесника спас ее? (Он украсил елку украшениями, и лесник не стал рубить елку.)

Предложите детям сделать такую елку и украсить ее игрушками. Сначала полоску зеленой бумаги складывают втрое, обводят карандашом шаблон елки и вырезают силуэт по контуру. Получается три одинаковых силуэта. Затем каждый силуэт складывают пополам, наносят клей только на одну половину и склеивают две половины разных деталей так, чтобы другие половины остались свободными. Потом наносят клей на оставшиеся свободными половины и приклеивают третий силуэт. Получается объемная елка, которая может стоять. Детям остается украсить елку вырезанными из цветной бумаги игрушками.

Тема недели "Дикие животные"

Занятие 17. Дядя Миша

(Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)

Программное содержание. Учить детей изображать из природного материала и пластилина сценку из сказки. Продолжать учить передавать пропорциональное соотношение предметов, добиваться выразительности образа и динамичности композиции. Закреплять умение соединять части, прижимая их. Учить детей понимать и анализировать содержание сказки.

"Корзина с грибами"

"Еж"

"Блюдце"

"Золотая роща"

profilib.org

Обучение выразительному чтению младших школьников

Разделы: Начальная школа

Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести до слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению.

Выразительно читать, говорить - это значит “действовать словами”, т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Учитывая различия в речевой подготовке ребят, работу над выразительностью речи необходимо вести на уроках обучения грамоте, чтения и грамматики, начиная с первых уроков, с упражнений в произношении учащимися глухих и звонких согласных, шипящих и гласных звуков. Это работа продолжается и при рассматривании картинок, когда собственные мысли детей оформляются в предложение или короткое высказывание. Необходимо в этот период помочь ребятам выбрать правильную интонацию и темп речи, с тем, чтобы они способствовали правдивому выражению мысли, а звучание голоса ребенка было столь же выразительно, как и в жизни. Например, слово “мама” - дети читают с разными оттенками: сначала они просят что-то у мамы, потом дети обижаются на неё, наконец, радуются, потому что мама согласилась удовлетворить просьбу. Именно, таким образом, необходимо работать над выразительностью речи до тех пор, пока учащиеся начинают читать целыми словами.

Звуки человеческого голоса, прежде всего, связаны с дыханием. Известно, что неправильное дыхание приводит к затруднением в речи и случайным паузам, а полное владение своим голосом возможно только при хорошо поставленном дыхании.

На уроках чтения предлагаются ребятам упражнения, укрепляющие дыхание. Вот некоторые из них:

1. Взять дыхание и на выдохе плавно произнести заданные учителем звуки.

2. Взять дыхание и на выдохе произнести заданную пословицу или поговорку: “хуже всех слышит тот, кто не хочет слушать”. Тренируя учеников управлять своим дыханием, учитель старается показать, что оно непосредственно влияет на звук, его плавность, силу, окраску. При слабом от природы голосе или при врожденной вялости голоса, когда все звуки сливаются воедино, а их оттенки совсем исчезают, необходимы

упражнения, направляющие голос на сильный посыл звука. В этом случае можно рекомендовать детям прочитать одно и то же предложение несколько раз, регулируя силу голоса, т.е. сначала читать тихо, потом громче, а затем совсем громко, но без крика. Или можно предложить прочитать хорошо известное стихотворение, но при этом делать небольшой вдох (добор воздуха) перед чтением каждой стихотворной строки. Большую пользу приносят такие стихотворения, которые вырабатывают у детей умение повышать или понижать голос при чтении.

Например, первая строка может произноситься обычным голосом, вторая несколько выше, третья на высокой ноте, а потом следует, таким же образом понижать голос. Сила звука при этом должна быть нормальной, звук следует вести ровно и спокойно, избегать крикливости, особенно на высоких нотах.

Подобные упражнения провожу на примере стихотворных строк, а также при чтении отдельных слов. Для регуляции силы голоса используя такие произведения из учебников “Родная речь”, как: Е. Благинин “Посидим в тишине”; И. Бунин “Листопад”; В. Жуковский “Черемуха цветет” и другие.

Помогают этому и некоторые игровые тексты, которые беру из детских книг и использую как дидактический материал для работы. Вот, например, стихотворение Агнии Львовны Барто

“Кто как кричит”:

Кукареку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Пить, пить, пить!

Воды попить.

Мурр-мурр...

Пугаю кур.

Кра, кра, кра!

Завта дождь с утра.

Му-у, му-у!

Молока кому?

Читая строку: “Кукареку! Кур стерегу”, прошу произнести эту строку звонко, громко, весело, хвастливо протягивая звук. А произнося слова:

“Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах”, дети говорят тоже звонко, но звуки произносят четко, отрывисто, подражая крику курочки.

1. Песенки-долгоговорки

Многократное, чёткое повторение, особенно если оно сопровождается весёлым настроением, приносит желаемые результаты. Дети начинают чувствовать ритм, осознают артикуляционную сторону, проговаривание и само повторение приносит им радость.

Ай-люли.

Е.А. Благинина

Ай-люли, ай-люли, Гости к Дашеньке пришли! Петушок - в сапожках, Курочка — в серёжках, Селезень — в кафтане, Утка - в сарафане! Котик в новой свитке, Кошечка - в накидке, С перстеньком на лапке... А собака в шапке. Все по лавкам сели, Сели и запели: Ай-люли, ай-люди, Гости к Дашеньке пришли!

2. Послушай и скажи. Послушай и доскажи.

В основе этого упражнения лежит формирование умения слышать, чётко и ясно произносить, осознавать и подбирать рифму.

ба - бу — бы на дворе стоят столбы
бу - бы - ба из окна торчит труба
до - ду - да гудят провода
жа - жа - жа есть иголки у ежа
жи - жи - жи здесь живут ежи
са - са - са в лесу бегает... (лиса)
со - со - со у Вовы... (колесо)
усь-— усь - усь на лугу пасётся... (гусь)
ча - ча - ча горит в комнате... (свеча)
чу - чу - чу молоточком я... (стучу)
оч - оч - оч наступила... (ночь)
ша — ша - ша мама моет... (малыша)
шу — шу — шу я письмо... (пишу)
аш - аш - аш у Марины... (карандаш)

Так, ребята, привыкают понимать и правильно находить способ, прием выражения того образа, который создает автор произведения.

В работе над выразительностью речи и чтения отвожу много места упражнениям по отработке дикции, начиная их с артикуляционных упражнений над гласными звуками по мере знакомства учащихся с ними по “Азбуке”. После изучения всех гласных мы упражняемся по таблице:

И-Э-А-О-У-Ы

Вначале гласные читаются в том порядке, как написаны, затем начинаем читать с буквы “э”, потом - с “а” и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный:

э... а - о - у - ы - и; а - о - у - ы - и - э и т.д. При чтении таблицы слежу, что бы ребята произносили гласные медленно, плавно, напевно, чтобы каждая строка читалась на одном дыхании.

Потом перехожу к работе над согласными, упражнения, в произношении которых являются более трудными по сравнению с гласными. Вот как постепенно нарастают сложности в этих упражнениях:

1. Произношение глухих и звонких согласных: п-п-п;б-б- б;

2. Чередование глухих и звонких согласных: п - б, т -д, ф - в;

3. Произношение глухих и звонких согласных в сочетании с гласными: пи, па, пу, пы, пе, пя, пю, би, ба, бу, бы, бе, бю;

4. Чередование глухих и звонких согласных с гласными: пи — би, пу — бу, па - ба и т.д.

5. Произношение сочетаний различных согласных с гласными: вби, кти и т.д.

6. Произношение слов: дом, том, домик;

скороговорок: раз дрова, два дрова, три дрова; маленьких текстов: Мышонку шепчет мышь:

- Ты всё шуршишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши

Шуршать я буду тише.

Существует большее количество разнообразных стихотворений, которые могут быть использованы при обработке произношения звуков. Например, для упражнений в произношении свистящих звуков использую стихотворение А. Барто “Верёвочка”. При обработке звука [ч] -стихотворения А. Барто “Чернила”, “Девочка чумазая”, а звуков [л], [м], [н], |р] — стихотворения А. Барто “Помощница”, С. Маршака “Вот какой рассеянный” и т.д. Но какие бы упражнения по отработке дикции не проводила, всегда помню, что эти занятия нужны не сами по себе, а должны приводить к приобретению учащимися звучности и напевности голоса (это основная роль гласных), а также ясности, чёткости и разборчивости (это основная роль согласных) в произношении.

Стихи, пословицы, скороговорки произносятся со слов учителя до тех пор, пока дети не научаться читать.

В дальнейшем, вся работа приобретает более сложный характер, так как умение учащихся пользоваться такими важными техническими приёмами речи (чтения), как сила и звучность голоса, чёткая дикция, правильное дыхание, постепенно уступает место другим умениям: определению места смысловой паузы и логического ударения в предложении или отрывке, правильному интонированию отрывка, определению ритма и темпа чтения произведения. Овладение этими приёмами работы с текстом свидетельствует о более глубоком проникновении учащихся в содержание читаемых произведений, а это невозможно сделать, если у ученика не развит или плохо развит речевой слух.

Читая отдельные предложения и самые несложные тесты, всегда добиваюсь от своих учеников выразительности их произнесения. Например, работая над небольшими по объёму рассказами “Осень”, второклассники выделяют силой и протяжностью голоса важные по значению слова: Пришла осень. Падают листья. Ребята идут в школу. Подчёркнутые слова дети читают с усилением и удлинением ударного слога: ооо-сень, лиии-стья, в шкооо-лу. В третьем классе на практических примерах даю понятие о значении логического ударения в речи. Делается это различными способами:

1, На доске пишется одно или несколько предложений, в которых учитель обозначает место логического ударения, например: Люблю берёзу русскую.

Учащиеся читают это предложение, определяя его смысл. (Человек говорит о большой любви к родной земле, месту, где он родился).

2. На доске написан текст или отдельные предложения. Учитель читает их, а учащиеся, следя за чтением учителя, указывают слова, на которых было сделано логическое ударение, например: уже румянит осень клёны. Над селом сияет месяц золотой.

3. На доске написано предложение. Учащимся даётся задание прочитать его так, чтобы слушатели поняли, что происходит в природе и как происходит действие, например: Ветер сильно качал берёзы.

4.На доске написано предложение: На поляне растут синие цветы. Вызываются к доске два ученика. Одному из них предлагается поставить к предложению несколько вопросов с тем, что бы логическое ударение в них падало на разные слова. Например: Какие цветы растут на поляне? Где растут цветы? И т. д. Другой ученик, отвечая на эти вопросы, должен правильно определить слово, на которое падает логическое ударение.

5. В написанных предложениях или тексте учащиеся должны самостоятельно расставить логическое ударение и выразительно прочитать.

Такую работу провожу не только на уроках чтения, подобные упражнения выполняются на уроках грамматики во время предупредительных и объяснительных диктантов, при подготовке к изложению, когда, например, после обозначения членов предложения, учащихся предлагается прочитать предложения так, чтобы слушатели могли уловить, скажем, пять различных смысловых оттенков. Например: Костя принёс домой больного скворца. Отдельные ученики могут выполнить это задание с опорой на вопросы: Кто принёс скворца? Какого скворца принёс Костя? Куда принёс Костя скворца? И т.д.

Место логического ударения устанавливаем при чтении грамматических правил, это помогает пониманию правил и их заучивание. Расставляют ученики и логическое ударение и в некоторых стихотворениях, баснях и прозаических текстах. Эти задания дети выполняют на раздаточном материале, примерный текст для таких упражнений беру из произведений учебных книг. Вот некоторые примеры таких карточек.

1. Прочитай текст. Выделяй голосом главные по смыслу слова, пометь их точкой снизу:

"Так с той поры люди и заприметили: как покажется в небе первое пушистое облако, так, значит, на нём Весна-красна прилетит."

(Г. Скребицкий. Сказка о Весне.)

2. Прочитай текст стихотворения. Обозначь места логических ударений:

"С холоду щёки горят: Любо в лесу мне бежать, Слушать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!" (А. Майков.)

3. Прочитай текст басни. Точно выделяй при чтении те слова, на которые падает смысловое ударение:

"Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настаёт; Стрекоза уж не поёт"

(И. Крылов.)

В дальнейшем работа над логическим ударением проводится параллельно с работой по нахождению смысловых пауз в тексте.

Знакомство учащихся со значением и ролью смысловых пауз тоже начинаю с анализа конкретных примеров. Так, например, мы анализируем предложение: "В косы шёлковые ленты вплела", устанавливая, что смысл предложения будет одним, если сделать остановку (паузу) после слова "косы" и совсем иным, если разделить паузой слова: "шёлковые / ленты." Конечно, знакомлю детей с тем, что паузы (остановки в речи) делаются на знаках препинания. И тут, как требует программа по чтению, мы отрабатываем умение различать паузы различной деятельности: на запятой; точке, вопросительном, восклицательном знаках и многоточии в конце фразы; точке с запятой тире и двоеточии. Все эти умения закрепляются в процессе чтения произведений учебника и анализа читаемого текста.

Но в нашей речи паузы не всегда совпадают со знаками препинания. Поэтому необходимо приучать учащихся, прежде чем сделать остановку при чтении, хорошо подумать, нужна ли эта пауза, какой смысл приобретает фраза, если в ней снять какие-то паузы, что произойдет с текстом, если в нём обозначить новые паузы и т. д. Постепенно ученики привыкают проверять правильность постановки пауз, анализируя текст. Эти упражнения дети выполняют на доске, на карточках и при чтении материалов учебника. Но ввиду того, что в тексте учебной книги мы не можем работать карандашом, все практические упражнения ребята выполняют на дидактическом материале, заранее подготовленном. Например, учащиеся могут получить такие карточки:

II класс.

Прочитай стихотворение. Подумай и пометь паузы. Подготовься к чтению вслух:

Лёд идёт, лёд идёт! Вереницей длинной Третьи сутки напролёт Проплывают льдины. (С. Маршак “Ледоход”)

III класс.

Прочитай стихотворение. Обозначь паузы и подготовься к чтению вслух: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. (И. Бунин. "Листопад").

Задания расставить правильно смысловое ударение и обозначить места логических пауз иногда дети получают на дом на уроке чтения. В этом случае ребята переписывают два - три предложения, указанные в мною или выбранные ими самостоятельно в тетрадь по чтению. Затем размечают текст, готовясь к выразительному чтению.

Итак, для форматирования выразительного чтения, учащиеся должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.

Из ряда умений, связанных с анализом текста, выделим умение разбираться в эмоциональном настрое произведения, его героев, автора; умение представлять в своём воображении картины, события, лица на основе так называемых “словесных картин”, умение постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о них свои суждения и выражать к ним своё определённое отношение; умение определять задачу своего чтения - что сообщается слушателям, какие мысли и чувства возникли у героев и у читателя.

Сложное умение определять задачу чтения включает в себя умение понимать мысли героев, сопереживать им, представлять ситуацию, в которой оказывается герой, определять своё отношение к событиям и находить интонационные средства для его выражения. Например, после первичного чтения рассказа В. Осеевой “Волшебное слово” выявлять первоначальное восприятие: Почему Павлик был зол на весь мир? Кто в этом виноват? При повторном чтении рассматривается первый эпизод: разговор Павлика со старичком. Определяется состояние мальчика. ( Он сердит, разговаривает со старичком грубо, считает всех виноватыми). Выясняется отношение ребят к Павлику. (Мальчик очень груб, нельзя быть таким злым). После этого определяется задача чтения этого эпизода: читая слова Павлика, рассказывающего о своих “несчастьях” старичку, мы должны помочь нашим слушателям осудить мальчика за грубость. И только после определения задачи чтения пробуется соответствующая интонация: Павлик говорит резко, грубо, возмущается.

Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение детей. Эти умения формируется с помощью словесного рисования картин на основе прочитанного текста (“видение текста”), и развитие у учащихся определённого отношения к прочитанному, умения давать оценки героям, их поступкам, событиям, что возможно лишь в том случае, если дети понимают текст.

Так, чтобы “нарисовать” словесную картину, необходимо понять содержание текста, уметь выбрать в соответствии с предлагаемой темой отрывок теста, определить объекты (что будет нарисовано), найти слова, с помощью которых картина будет воссоздана (определить “краски”), представить её мысленно, затем свериться с текстом (проверить себя) и,

наконец, нарисовать её словами.

В III и IV классе уже можно обращать внимание детей на такой прием выразительности речи и чтения, как психологическая пауза. Необходимо показать ребятам, что это особая эмоциональная остановка, с помощью которой чтец передает сильное внутреннее волнение, напряженность событий рассказа. Для практической работы с детьми можно брать самые простые случаи определения места психологической паузы, которые детямможно осмыслить без труда. Например, когда мы работаем над рассказом К. Паустовского “Барсучий нос”, то обязательно выясняем, почему после слов “он обожжется” в предложении “Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос...” нужна длительная остановка (пауза). Ребята говорят, что здесь важно задержать внимание слушателя на фразе “он обожжется”, чтобы ему стало понятно желание автора отвести беду, его волнение за зверька, приближавшегося к раскаленной сковородке.

И вот это достигается с помощью долгой, длительной паузы. С психологическими паузами дети встречаются при работе со многими произведениями, например, при чтении рассказа Л. Толстого “Акула”, стихотворения С. Есенина “Лебёдушка”. Так, работая над стихотворением С. Есенина “Лебёдушка” (3 класс), ребята переживают сильное потрясение от того, как орёл впился острыми когтями прямо в шею лебединую...Здесь делается долгая, длительная пауза, затем, дослушав окончание стихотворения, дети делают вывод, что лебёдушка погибла от острых когтей орла, который:

“Раздирал ей тело нежное, / И летели перья белые, / Словно брызги во все стороны... //”

Так как звуковая сторона языка с трудом улавливается учениками на слух, особенно движение голоса по звукам разной высоты, очень хорошо использовать таблицы, которые включают в себя знаки разметки текста. Эти знаки запоминаются постепенно, по мере практического ознакомления с ними. Детям предлагается запомнить следующие знаки разметки текста:

1. Ударение в слове: зелень, зеленеет.

2. Логическое ударение: слово подчеркивается одной чертой.

3. Паузы обозначаются: короткая/средняя/ длительная //

4. Движение голоса по звукам разной высоты (мелодика): подъём (повышение) голоса обозначает стрелкой вверх падение (понижение) голоса - стрелкой вниз под ударным слогом::

Все те знания и умения, которые получают мои ученики в процессе подготовки к выразительному чтению произведений, применяются ими в моменты исполнения произведения для слушателей. На уроке чтения это могут быть такие формы работы, как чтение по ролям драматизация произведений. Готовясь к выступлению, дети обдумывают смысл всей работы, распределяем вместе роли. Ученик, получив свою роль, пытается найти определённый образ своего героя и соответствующую ему манеру исполнения. Чтение по ролям подводит детей к драматизации, что в свою очередь, углубляет восприятие художественного образа произведения, воспитывает любовь к родному языку, умение чувствовать его.

При обучении выразительности речи и чтения используются наглядные пособия. К их числу относятся в первую очередь звуковые пособия. Это грампластинки и записанные на плёнку образцы речи мастеров художественного слова — артистов, чтецов. Само собой разумеется, образцом речи для учащихся будет речь учителя, чтение учителем произведения. Большую роль оказывают и многие виды зрительной наглядности: картины, иллюстрации, рисунки самих детей. Содержание многих произведений иногда требует дополнения или конкретизации образа произведения. Такие случаи используются учителем для вступительной или заключительной беседы, для выразительного рассказывания детей. Например, перед чтением стихотворения И. Бунина “Листопад”, детям показывается иллюстрированная книга “Листопад”, репродукция картины И. Левитана “Осень”. Подобная работа очень важна, так как у детей ярче возникнут определённые ассоциации и, как следствие, эмоциональное отношение к тому, о чём дети прочитали.

В результате практических упражнений в выразительном чтении создаётся коллективно “памятка” - последовательность действий при подготовке к выразительному чтению.

“Памятка”

Как подготовиться к выразительному чтению

1. Перечитывай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

2. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

3. Мысленно представь себе их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).

5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства — тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения.

6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

7. Прочитай текст выразительно.

Обучение выразительному чтению стихотворения Ивана Алексеевича Бунина “Листопад”.

Перед чтением стихотворения Ивана Бунина “Листопад”, прошу детей мысленно перенестись в золотую осень.

- Ребята! Чем интересна пора золотой осени? (дети делятся своими впечатлениями от личного наблюдения, читают свои сочинения на тему “Осень”).

- Посмотрите на рисунок. Какие краски золотой осени использовал художник?

- Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение о золотой осени Ивана Алексеевича Бунина “Листопад”. Посмотрите, у меня в руках иллюстрированная книга “Листопад”, прочитайте её дома, она очень интересная.

- Что же такое “терем”?

(Терем - на Руси большой дом в виде башни).

Образцовое чтение стихотворения (первичное восприятие)

- Как вы думаете, почему И. Бунин сравнивает лес с теремом? (Он, как терем, нарядный и пестрый — лиловый, желто-золотой, красный.) Какое настроение вызывает у поэта лес-терем? (Лес он показывает веселым и сам радуется золотой осени).

Вторичное восприятие. Чтение и работа с текстом.

- А теперь будем читать это стихотворение и посмотрим, что же включает автор в свой терем, как он “построен” и где стоит.

Важно, чтобы у детей сложилась яркая и точная картина осеннего леса и его окружения.

Дети читают первые десять строк.

- Итак, отметим еще раз краски-слова, которые нам понадобятся для исования — “постройки терема” (ребята читают первое четверостишие). А теперь посмотрим “строительный материал” (читаются следующие шесть строк).

Ребята отмечают, что терем состоит из желтых елочек.

- Как они стоят? Прочитайте. (Будто желтою резьбой блестят в лазури голубой.) Смотрите внимательно, какая рисуется картина: березки, как желтые вырезанные узоры, стоят на фоне голубого неба. Что еще входит в наш терем? (Елочки стоят, как вышки, они темно-зеленые.)

Верно, они очень стройные и похожи на вышки. Еще есть клены. Они тоже расписные, и к ним можем отнести те краски, о которых поэт говорит вначале. Какие же листья у кленов? (Они золотые, красные, багряные, а некоторые, я видела, бывают смешанные, желто-красные, очень красивые).

Ну вот почти и готов наш терем, стены есть. А оконца? Что о них пишет поэт? (Между кленами в листве есть просвет в небо, как оконца...) Где же стоит наш терем? Найдите эти строки. (Дети читают.) Так, где же стоит наш терем? (Он стоит на пустой поляне, как бы среди широкого двора).

Очень хорошо! Посмотрим, как изображен двор. Найдите этот отрывок, прочитаем его. (Через поляну-двор тянутся нити из паутины. Они блестят на солнце и похожи на сеть из серебра. И еще во дворе летает, поэт говорит — “играет”, белый последний, мотылек. Он похож на маленький белый лепесток. Он то летает, то замирает на паутине.) Красив ли наш двор? Давайте все вместе “нарисуем” и терем расписной, и двор. Перечитаем все стихотворение до конца вслух..

Далее “рисуются” словесные “картины”. Учитель неназойливо обращает детей снова к тексту, чтобы “уточнить рисунок”. Сначала “собираются” еще раз все краски для рисования (дети коллективно находят слова): цвет — лиловый, золотой, багряный, желтый, зеленый, голубой, серебряный, синий, белый, очень светлый.

– Смотрите, какое богатство красок-слов у нашего поэта-художника! А теперь еще раз назовите “объекты” — что будет нарисовано. (Голубое небо.

Редкие желтые березы на фоне неба. Стройные зеленые елочки. В лесу между деревьями просветы — оконца. Широкая поляна около леса. По ней тянется серебристая паутина. Играет белый мотылек.)

Прекрасно, молодцы! Но мы должны с вами изобразить еще тишину, “мертвое молчание”, как говорит поэт. Как это изобразить? (Наш терем спокоен: деревья и листья не шевелятся от ветра. Чуть-чуть только шуршат уже сухие листочки.) Очень хорошо. И вся эта картина залита солнцем. Мы его забыли нарисовать. А без солнца краски не были бы такими яркими. Закрыли глаза. Представили себе всю картину целиком. Ну, а теперь будем читать так, чтобы все, кто нас слушает, ясно представили себе расписной терем, сверкающий красками на лесной поляне, светлую поляну в серебре нитей и “мертвую тишину”.

Договариваемся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? Выбирается последнее, но дети говорят, что еще и восхищение от картины надо отразить, ведь нам нравится картина леса.

Слова мы будем выделять при чтении те, которые уже нашли, — это основные объекты картины: лес, березы, елочки, клены, оконца, поляна, паутина, мотылек.

Читается первая часть стихотворения до обобщения: “Сегодня так светло кругом...”. Когда дети убеждаются, что прочитали выразительно с учетом наших требований, продолжаем отрабатывать вторую часть.

– Смотрите, ребята, дальше повторяются слова: сегодня так светло кругом, такое мертвое молчание. Почему поэт их повторяет, что он хотел сказать?

(Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо.)

Поэт усиливает повтором этих слов свое впечатление о всей картине, подчеркивает ее исключительность и восхищается ею. Вот теперь прочитаем, подчеркнув эти слова. (Учащиеся читают текст несколько раз, пробуя интонацию.) Последнее замечание, которое делается им по тексту перед выразительным чтением всего стихотворения:

—– Это стихотворение, поэтому вы знаете, что последние слова каждой строки имеют на себе малое ударение, потому что они рифмуются и рифму надо показывать. И еще обратите внимание на следующие строки, чтобы не ошибиться в постановке пауз:

,..на паутине замирает, пригретый солнечным теплом;

Эта фраза читается вместе и делается пауза. Последнюю строчку нельзя отнести к следующей строке. Чтобы читать спокойно-торжественно, усильте паузы после слова лес и перед каждым перечислением красок леса (на доске дается разметка):

Лес/, точно терем расписной,/ Лиловый,/ золотой,/ багряный/ Веселой,/ пестрою стеной/ Стоит над светлою поляной.

Дальнейшая разметка проводится на карточках. Учащиеся готовятся к чтению всего стихотворения, а дома заучивают его наизусть. Я глубоко уверена, что выработать у детей привычку читать проникновенно, с чувством можно только в том случае, если на любом уроке обращать внимание на выразительность их речи и чтения.

Работа по выразительности чтения, проводимая на уроке, должна находить подкрепление и в различных формах внеклассной работы: вечера рассказывания сказок, конкурсы на лучшее чтение стихотворений, инсценирование и т.д. Все это вместе взятое открывает большие возможности повышения культуры речи, выработки художественного вкуса и воспитания потребности овладевать искусством художественного слова.

Литература

1. Аргинская И.И. Обучаем по системе Л.В.Занкова. М. Просвещение, 1994.
2. Артоболевский В.Г. Художественное чтение. М. Просвещение, 1978.
3. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. М. Просвещение, 1981.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
5. Джежелей О.В. Помогайка. М. А.О. “Столетие” , 1994.
6. Оморокова М.И. Преодоление трудностей. М. Просвещение, 1990.
7. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М.“АРКТИ”, 1999.
8. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. М.Просвещение, 1994.
9. Журналы “Начальная шкоола”.

18.04.2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Потешки. Для уроков чтения в начальной школе.

-Андрейка, детка, о чем плачешь?

-Об ворота головой ударился…

-Ну-ка, скажи, когда это было?

-Вчера вечером.

-Почему же ты плачешь сегодня?

-Так ведь вчера дома никого не было!

Ай, люли, ай, люли.

Гости к Дашеньке пришли:

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

Котик в новой свитке,

Кошечка в накидке

С перстеньком на лапке,

А собака в шапке.

А корова в юбке,

В тёплом полушубке.

Из-за лесу, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на собачках.

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две девочки-красавицы

Смотрят и смеются.

Кошка на окошке рубашку шьёт.

Курочка в сапожках избушку метёт.

Была репа важная,

Дивилась старуха каждая:

Одним днем не обойдёшь кругом.

Всей деревней ели целую неделю.

Одну корку положили, так телегу обломили.

-Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь?

-Еду сено косить.

-На что тебе сено?

-Коровок кормить.

-На что тебе коровы?

-Молоко доить.

-А зачем молоко?

-Деток кормить!

-Что делаешь?

-Ничего.

-А он что?

-Помогать пришел.

-Сено для лошади?

-Да.

-Напоил лошадь?

-Напоил.

-Так иди запрягай!

-А где она?

-Ты пирог съел?

-Нет, не я!

-А еще хочешь?

-Хочу!

-Здравствуй, кум! Ты куда?

-Да по дрова поехал.

-Что везешь?

-Сено.

-Какое сено? Ведь это дрова!

-А коли видишь, чего спрашиваешь?

infourok.ru

Делу – время, потехе – час

Уж ты, бабушка-келейница,

Золотая рукодельница!

Топором траву кашивала,

В сапоге лапшу выкрашивала

4. Попробуй превратить эту «небывальщину» в «бывальщину». Как ты это сделаешь? Прочитай, что получилось.5. Косила – «кашивала». Чем отличаются эти действия? Составь ещё такие пары, используя слова из небылицы.

Жил я, поживал

Жил я, поживал, на босу ногу топор обувал, топорищем подпоясывался, кушаком подпирался. Надоело дома сидеть, пошёл белый свет поглядеть.

Вышел на матушку Волгу. На матушке на Волге жить нельзя: берега кашные, вода молочная! Что делать?

Взял я снежную кобылку, соломенную уздилку, гороховую плётку. Сел на кобылку, поехал. Еду, вижу – горит у мужика баня. Я подъехал близко, снежную кобылку остановил. Она стала – и растаяла. Соломенную уздилку бычки съели; гороховую плётку петухи расклевали. Вот беда!

1. Прочитай первое предложение. Переделай его в «бывальщину». Какие слова ты заменил? Что неверно было названо: действия, предметы, признаки?

• 2. Прочитай в небылице отрывок, где неправильно названы признаки предметов.

• 3. Найди предложения, где всё правильно.

«Из-за леса, из-за гор…»

Из-за леса, из-за гор

Выезжал дядя Егор.

Он на сивой на телеге,

На скрипучей лошади.

Он овсом колёса мазал,

Дёгтем лошадь накормил…

• 1. Ты, наверное, помнишь эту путаницу? Скажи, почему она – путаница. Постарайся вспомнить, о чём говорится в ней дальше. Что в ней перепутано?

2. Переделай путаницу в «бывальщину». Интереснее ли она стала? Почему?

• 3. Зачем народ сочиняет путаницы?

Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,

Малых деточек, поросяточек.

Поросяточки по сучкам висят,

По сучкам висят, полететь хотят.

Уж и где это видано,

Уж и где это слыхано,

Чтобы курочка бычка принесла,

Поросёночек яичко снёс,

Чтобы по поднебесью

Медведь летал,

Чёрным хвостиком помахивал.

• 1. Докажи, что это небылица. Чего в жизни не бывает?

• 2. Как ты думаешь, чем отличается небылица от путаницы?

• 3. Это шутливый стишок. Что здесь смешного?

Н. Матвеева. Путаница. Отрывок

Вот бутон. А вот батон.

Вот бидон. А вот питон.

В печке выпечен батон,

А в петлицу вдет бутон.

По траве ползёт питон,

А на стройке есть бетон.

Повтори и ты мне в тон…

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаю повторять.

В печке выпечен бутон,

А в петлицу вдет батон,

По траве ползёт бидон,

Молоко течёт в бетон,

А на стройке есть питон.

Нет, не так! Нет, не так!

Подскажите сами: как?

Разберитесь сами в том,

Где бутон, а где батон,

Где бидон, а где питон,

Ну а где бетон.

• 1. Прочитай стихотворение. Найди ту часть, где всё правильно.

• 2. А теперь прочитай ту часть стихотворения, где всё неправильно. Расскажи, что здесь неправильно.

3. Это небылица или путаница? А можно ли назвать это скороговоркой? Объясни ответ.

• 4. Перечисли слова, которые составляют основу путаницы. Почему эти слова легко перепутать?

Даниил Хармс. Иван Топорышкин. Скороговорка

Иван Топорышкин пошёл на охоту.

С ним пудель пошёл, перепрыгнув забор.

Иван, как бревно, провалился в болото,

А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошёл на охоту.

С ним пудель вприпрыжку пошёл, как топор.

Иван провалился бревном на болото,

А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошёл на охоту.

С ним пудель в реке провалился в забор.

Иван, как бревно, перепрыгнул болото,

А пудель вприпрыжку попал на топор.

• 1. Что тебе показалось смешным в скороговорке Д. Хармса «Иван Топорышкин»? Прочитай эти строки.

• 2. Есть ли здесь похожие по звучанию слова? Какие звуки повторяются особенно часто?

3. Чем два последних четверостишия отличаются от первого?

• 4. Про какую строфу или про какие строфы можно сказать: «Это небылица»?

Скороговорка

Даниил Хармс назвал это стихотворение скороговоркой. Ты уже знаком с народными скороговорками. Скороговорка – это словесная шутка, забава. Что в ней смешно? Человек пытается быстро произнести несколько похожих по звучанию слов. Это непросто. Он сбивается, путается. Получается забавная нелепица. Скороговорка Даниила Хармса очень похожа на народную небылицу.

А в некоторых скороговорках смешным бывает само содержание. Помнишь такую скороговорку: «Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша»?

По образцу народных сочиняют свои произведения писатели и поэты.

Е. А. Благинина. Скороговорки

1

Возле грядки —

Две лопатки,

Возле кадки —

Два ведра.

После утренней зарядки

Мы работали на грядке,

И посадки

Все в порядке,

Их

Теперь

Полить

Пора!

2

Простокваши дали Клаше —

Недовольна Клаша:

– Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши.

Дали вместо простокваши

Нашей Клаше каши.

– Не хочу я просто каши,

Так – без простокваши.

Дали вместе с простоквашей

Каши Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А поела – встала,

Спасибо сказала.

• Понравились тебе весёлые скороговорки Е. А. Благининой? Какие звуки и сочетания звуков особенно часто повторяются в каждой из них?

Е. А. Благинина. Букварик

Шила шубку,

Сшила юбку;

Шила шапку,

Сшила тапку.

Хороша

Швея Наташа!

Еле-еле Лена ела,

Есть от лени не хотела.

• А эти стихи похожи на скороговорки? Чем?

Английские небылицы. В переводе С. Я. Маршака

Чудеса в решете

Играет кот на скрипке,

На блюде пляшут рыбки,

Корова взобралась на небеса,

Сбежали чашки, блюдца,

А лошади смеются:

– Вот, – говорят, – какие чудеса.

• 1. О чём тут можно сказать: «Это небывальщина да неслыхальщина»?

2. Можно ли сделать из небылицы «бывальщину»? Что для этого надо изменить?

• 3. «Сбежали чашки, блюдца…» Какой известный русский писатель написал сказку в стихах о похожем событии? Как она называется?

Вопрос и ответ

Спросил меня голос

В пустыне дикой:

– Много ли в море

Растёт земляники?

– Столько же, сколько

Селёдок солёных

Растёт на берёзах

И ёлках зелёных.

Я видел озеро в огне,

Собаку в брюках на коне,

На доме шляпу вместо крыши,

Котов, которых ловят мыши.

Я видел утку и лису,

Что пироги пекли в лесу,

Как медвежонок туфли мерил

И как дурак всему поверил!

Ю. П. Мориц. Хохотальная путаница

С мармеладом в бороде

К моему папаше

Плыл медведь в сковороде

По кудрявой каше!

Над землёй арбуз летит,

Он чирикает, свистит:

«Я – горчица, я – лимон!

Я закрылся на ремонт!»

Ям-пирьям-тырьям в коляске,

Две ушастых Свистопляски

Босиком, бегом-бегом,

Ловят ветер сапогом!

По реке бежит буфет,

В нём лежит Большой Секрет,

Он снимается в кино,

Всем понравится оно!

1. Почему эта путаница «хохотальная»? Прочитай её выразительно, голосом передай, как всё это смешно.

• 2. Попробуй переделать её в «бывальщину».

• 3. «Небывальщины» и «путаницы» придумывают для развлечения, для забавы. А какие ещё словесные забавы ты знаешь?

О. Е. Григорьев. Повар

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерёжкой,

Угли берёт поварёшкой,

Сахар сыплет в бульон

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет!

• Чем эти стихи похожи на небылицы? А чем не похожи? Свой ответ подтверди строчками из стихотворения.

«Жил-был царь…»

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу – мочало.

«Жил Кутырь-Мутырь посреди польца…»

Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,

Накосил себе стог сенца.

Пришли баран да овца,

Съели весь стог сенца.

«Жили-дружили Кот и Воркот…»

Жили-дружили Кот и Воркот.

Ели они с одного стола,

В окошко глядели с одного угла,

Гулять уходили с одного крыльца.

• 1. Для каждого стишка придумай последнюю строчку.

• 2. Как называются такие стишки? Зачем их придумывают?

• 3. Почему они так начинаются («жил-был», «жил», «жили»)?

Е. А. Благинина. Бесконечная песенка

Ай-люли, ай-люли,

Гости к Дашеньке пришли!

Петушок – в сапожках,

Курочка – в серёжках,

Селезень – в кафтане,

Утка – в сарафане!

Котик – в новой свитке,

Кошечка – в накидке,

С перстеньком на лапке…

А собака – в шапке.

Все по лавкам сели,

Сели и запели:

– Ай-люли, ай-люли,

Гости к Дашеньке пришли…

(И опять всё сначала.)

• 1. Чем похож этот стишок на потешку, а чем – на докучную сказку?

• 2. Почему он назван «бесконечной песенкой»?

Елена Александровна Благинина

Стихи замечательной детской поэтессы Елены Александровны Благининой ты знаешь с раннего детства. «Мама спит, она устала…», стихи про цветок-огонёк, про Кота-Воркота…

Е. А. Благинина пишет о том, что интересно детям: об играх и забавах, о маме, о верных друзьях, о красоте природы. Её стихи – и шутливые, и серьёзные – всегда добры. Они красиво звучат, легко запоминаются.

Многие стихи поэтессы похожи на народные песенки-потешки, колыбельные песни, считалки, скороговорки.

Народные загадки-шутки

Шли семь старичков,

У них семь посошков,

На каждом посошке

Семь сучков,

В каждом узелке

Семь пирогов,

В каждом пироге

Семь воробьёв,

У каждого воробья

Семь хвостов.

Сколько было старичков?

Какие в речке камни?

Что после трёх годов с овцой будет?

Без чего хлеба не испечёшь?

Каким гребнем причесаться нельзя?

Где вода столбом стоит?

Литературные загадки и шутки

С. Я. Маршак. «Мы ходим ночью…»

Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда

Мы не уйдём.

Мы бьём исправно

Каждый час,

А вы, друзья,

Не бейте нас.

• 1. «Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас».

Замени выделенные слова другими словами, близкими по значению.

• 2. Что делает эту загадку интересной, занимательной? В чём здесь словесная игра?

С. Я. Маршак. «Бьют его рукой и палкой…»

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

• 1. С кем или с чем сравнивается загаданный предмет?

• 2. Подумай, какие два слова придают загадке двойной смысл. Какое слово можно понять и в прямом, и в переносном значении? А какие слова как бы уводят от отгадки?

С. В. Михалков. «Чтобы ходики ходили…»

Чтобы ходики ходили,

А будильники будили

И всегда любой из нас

Точно знал, который час,

В часовой мастерской

Чинят время день-деньской.

• 1. «ХОДики ХОДили…» Найди ещё три пары однокоренных слов.

• 2. Как ты считаешь, поэт случайно употребил здесь однокоренные слова или намеренно? Попробуй объяснить своё мнение.

• 3. Какие слова употреблены здесь в переносном значении? В чём здесь словесная игра?

О. Е. Григорьев. «Я волновался от страха…»

Я волновался от страха,

Как на верёвке рубаха.

О. Е. Григорьев. Велосипед

Велосипед меня понёс.

Понёс куда-то под откос.

Он там остался без колёс,

И дальше я его понёс…

• Какие слова делают эти стишки шутливыми? Почему?

«– Иногда, особенно на уроках музыки…». Из книги Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». В переводе Б. В. Заходера

– Иногда, особенно на уроках музыки, я думала – хорошо бы получше провести время, – сказала Алиса.

– Всё понятно! – с торжеством сказала Шляпа. – Провести время? Ишь чего захотела! Время не проведёшь! Да и не любит оно этого! Ты бы лучше постаралась с ним подружиться.

• 1. Этот разговор (диалог) серьёзный или шутливый? А в чём тут шутка?

2. В каком значении употребила слово провести Алиса и в каком значении употребила его Шляпа?

Многозначные слова и шутка

В загадках С. Я. Маршака, в шутливом стихотворении С. В. Михалкова, в стихах О. Е. Григорьева и в отрывке из сказки про Алису шутка строится одинаково. В русском языке многие слова имеют несколько значений – это многозначные слова. Когда эти значения специально перепутывают, получается забавно, смешно.

Скороговорки

У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

• 1. Что такое скороговорка? Как она получается? Почему её трудно произносить? Объясни это на примере любой скороговорки.

• 2. Чем полезна скороговорка для речи? Почему скороговорка – это словесная забава?

Сам по себе. Английская прибаутка. Перевод С. Я. Маршака

Шёл я сам по себе,

Говорил я себе,

Говорил я себе самому:

– Ты следи за собой

Да гляди за собой,

Не нужны мы с тобой никому!

Отвечал я себе,

И сказал я себе,

И сказал самому себе так:

– Сам следи за собой

Да гляди за собой.

Ишь, учить меня вздумал, дурак!

• 1. Что делает этот стишок шутливым?

• 2. Чем стишок похож на скороговорку? А чем отличается от неё?

Вопросы и задания для повторения

• 1. Какие словесные забавы ты знаешь?

• 2. Расскажи о скороговорке. Назови две-три скороговорки.

• 3. Что такое небылица? Какие бывают небылицы?

• 4. Кто из известных тебе поэтов сочинял стихотворения, похожие на народные небылицы?

• 5. Во многих произведениях этого раздела использован один и тот же способ создания шутки. Какой?

6. Попробуй сам придумать шутливый стишок или рассказ.

librolife.ru