Мы рады приветствовать вас на сайте «АВТОКОВРИК»
НОВОСТИ
"Автоковрик" расширяет ассортимент ковриков в салон автомобилей. В продажу поступили резиновые и текстильные автомобильные коврики на следующие модели автомобилей: Ford Focus III; Nissan Juke; Hyundai Solaris, ELANTRA 2011, Kia Soul, PICANTO II, Sorento 2011; Mazda 3 2009, CX-5; Mercedes GL X164; Opel Astra J; Renault Sandero, Duster; Subaru XV; VW Polo sedan, Jetta 2011, Passat B7 2011; Mitsubishi ASX; VW Polo sedan. Огромный ассортимент автомобильных ковриков в наличии.
Розничные магазины:
г. Ростов-на-Дону,
ул. Красноармейская, 157
тел.: +7 (863) 292-30-66
г. Таганрог,
ул. Седова, 2/2,
тел.: +7 (8634) 32-76-32
г. Миллерово,
Рынок МТК, ул. Толстого,
пав. № 63, т.: +7 (86385) 2-99-19
с. Чалтырь
ул. Олимпийская, 1/82
т.: +7 (863) 247-10-66
Интернет-заказы:
E-mail: [email protected]
тел.: +7 (905) 428-29-55
Для всех, кто хотел бы основать традиционную технику плетения из бересты и не только, мы предлагаем простые мастер классы, которые позволят освоить прямой и косой способы плетения. В качестве примеров мы выбрали закладку для книги и солонку, которые вы легко сможете сделать вместе с детьми. В качестве замены бересты для тренировки можно использовать бумажные заготовки.
Перегните лычки одну через другую и пронумеруйте их, как показано на рисунке.
Лычку 2 заведите назад, за лычку 4, и уложите её параллельно лычке 3.
Лычку 4 заведите назад, за лычку 2, и вперёд, поверх лычки 3.
Лычку 2 заведите назад, за лычки 4 и 3, и вперёд, поверх лычки 1.
Лычку 3 перегните вперёд, через лычку 4, и под лычку 1.
Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 1, и вперёд, на лычку 4.
Лычку 3 перегните вперёд, на лычку 1, и под лычку 4.
Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 4, и на лычку 1.
Лычку 3 перегните вперёд, на лычку 4, и под лычку 1.
Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 1, и на лычку 4.
Достигнув задуманной длины закладки, отрежьте лычки ножницами, придав концу закладки форму уголка, и подклейте их.
Если работаете с бумагой, позаботьтесь, чтобы она была с ярко выраженной лицевой и изнаночной стороной. Не берите белую бумагу, она не даст полной картины и дезориентирует вас.
Соберите полотно, как показано на рисунке. Правая, или лицевая сторона бумаги (бересты), должна быть сверху.
Рисунок 1
Закрепите полотно канцелярскими скрепками.
Каждую лычку пронумеруйте и подрежьте на уголок (очините).
Около цифр 6 и 9 внизу поставьте заметные точки, чтобы не путать их в процессе плетения. Полотно должно получиться плотным, без щелей и находиться в центре, т. е. правый конец лычки должен быть примерно равен левому, а верхний — нижнему. При этом подравнивать ножницами ничего не нужно, требуется лишь подвинуть лычки. В полотне не должно быть никаких фигур, кроме квадратов. Лицевая сторона материала должна быть сверху.
Рассчитайте местоположение углов солонки. У изделия с квадратным дном углы всегда будут находиться посередине края полотна. Количество лычек на стороне квадрата разделите пополам и поставьте точки А, Б, В и Г (рис. 1). Запомните, что для плетения изделия с квадратным дном в полотне всегда закладывается чётное количество вертикальных лычек на такое же количество горизонтальных лычек, например: 2×2; 4×4; 12×12 и т. д.
Рисунок 2
На рис. 2 видно, что угол А у солонки сформирован переплетением в шахматном порядке лычек 1 и 2 с лычками 3 и 4. При этом дно осталось нетронутым, а лычка 2 переплелась с лычками 3 и 4 поочерёдно, затем лычка 1 переплелась с лычками 3 и 4. Пересечение лычек 4 и 1 зафиксируйте дополнительной скрепкой.
Следующим по порядку заплетите угол, противоположный углу А — угол В (это поможет сохранить плотность дна во время работы над углами). В точке В солонки переплетите в шахматном порядке лычки 10 и 9 с лычками 11 и 12. На пересечении лычек 12 и 9 поставьте дополнительную скрепку (рис. 2).
Угол Б солонки заплетается лычками 6, 5, 7 и 8. На пересечении лычек 8 и 5 поставьте дополнительную скрепку (рис. 2).
Перед плетением угла Г уберите щели на дне солонки, подтянув лычки. Последний угол в любом изделии удобно заплетать снаружи, с изнаночной стороны. Переплетите лычки 16 и 15 с лычками 14 и 13 в шахматном порядке. Поставьте дополнительную скрепку на пересечении лычек 13 и 16 (рис. 2).
Проверьте дно солонки, оно должно быть квадратным.
Рисунок 3
Поверните солонку дном вниз и лычками 8, 7, 2 и 1 к себе (рис. 3).
Снимите нижнюю скрепку между лычками 7 и 2, переплетите лычку 7 с лычками 2 и 1, поставьте дополнительную скрепку. Переплетите лычку 8 с лычкой 2 и поставьте дополнительную скрепку.
Поверните солонку лычками 4, 3, 14 и 13 к себе, дном вниз. Снимите нижнюю скрепку между лычками 3 и 14, переплетите лычку 3 с лычками 14 и 13, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 4 переплетите с лычкой 14 и поставьте дополнительную скрепку.
Поверните солонку дном вниз, а лычками 16, 15, 10 и 9 к себе. Снимите нижнюю скрепку между лычками 15 и 10. Лычку 15 переплетите с лычками 10 и 9, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 16 переплетите с лычкой 10 и поставьте дополнительную скрепку.
Поверните солонку дном вниз, лычками 12, 11, 6 и 5 к себе. Снимите нижнюю скрепку между лычками 11 и 6. Переплетите лычку 11 с лычками 6 и 5, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 12 переплетите с лычкой 6, поставьте дополнительную скрепку.
Проверьте плотность плетения, подтяните лычки. Покрутите солонку в руках, обратите внимание на соблюдение шахматного порядка в переплетениях. Если вместо квадратов получились прямоугольники, разберите этот сектор и заплетите правильно. Лицевая, более яркая сторона полотна должна остаться внутри.
Рисунок 4
Если вы делали всё точно по описанию, у вас получилась солонка с квадратным дном, правая сторона материала смотрит вовнутрь изделия (рис. 4).
Найдите пару лычек 6 и 12 (рис. 4). Снимите с неё скрепку.
Рисунок 5
Лычку 12 перегните через лычку 6 вниз (рис. 5).
Лычку 6 перегните через лычку 12 и «проутюжьте» пальцами линии сгиба.
Рисунок 6
Лычку 6 отправьте во второй карман (она временно нарушит шахматный порядок). Лычку 12 — в ближайший карман. Протащите лычки 6 и 12 по своим дорожкам в шахматном порядке, пока они не пройдут донышко солонки. Первый зубчик готов. Он получился такого же цвета, что и внутренняя поверхность солонки (рис. 6).
Лычку 15 перегните через лычку 9, лычку 9 — через лычку 15. «Проутюжьте» линии сгиба пальцами. Лычку 9 спрячьте под лычку 12, лычку 15 — в ближайший карман.Проведите лычки по своим дорожкам в шахматном порядке (рис. 6).
Аналогично закройте все пары лычек, следите за линией зубцов, она должна быть ровной, ни один зубец не должен выделяться из этой линии, не должно быть высоких и больших зубцов.Закрывая последнюю пару лычек 5 и 11, лычкой 11 перекройте нарушение шахматного порядка, допущенное лычкой 6. Лычку 11 уложите поверх лычки 6 и спрячьте под лычку 9.
Постепенно вся солонка стала лицевой снаружи, как и внутри. Идеальный случай, когда всё изделие обратным ходом лычек стало лицевым.
Если какаято лычка порвалась или была короче других и некоторые квадраты остались изнаночной стороной наружу, возьмите дополнительную лычку, заведите её в том месте, где не доработала «родная» лычка, и пройдите ею изнаночные квадраты.
Торчащие хвосты обрежьте «под корешок».
Готовое изделие должно иметь вид колечка, у которого нет ни начала, ни конца.
Другие мастер классы данного автора можно найти в книге «Плетение из бумаги и бересты» Издательского дома «Литера».
Этот мастер-класс посвящён довольно редкому и очень старинному ремеслу — плетению из берестяных лент. Начнём с самых азов, плести будем берестяную салфетку, которая также может послужить подставкой под горячее.
Немножко введения.
Береста — верхний слой коры берёзы. С наружи она белая, а изнутри золотисто жёлтая. Снимается с дерева в чётко определённое время — конец мая-июнь. В другое время береста от ствола не отходит, а если вы всё же умудритесь снять пласт, то получите не качественный материал и очень навредите дереву. Листы, предназначенные для плетения, должны быть ровные с минимальным количеством сучков и желательно широкие (с тонких молодых берёзок не годятся).
Материалы.
Итак, для плетения салфетки нам понадобится:
Ход работы.
Подготовка материала.
Нарезаем ленты. Перед тем как нарезать ленты, выравниваем кромку берестяного листа строго вдоль чечевичек (коричневые чёрточки), если вы нарежете ленты поперёк, то они будут постоянно рваться. Пользуйтесь ножом аккуратно не спеша, надрезы делайте плавным, но уверенным движением.
Карандашом по линейке, сверху и снизу намечаем линии разрезов. У меня ширина ленты составит 3 см.
Пользуясь ножом и линейкой, чётко по меткам, нарезаем ленты. Чем ровнее будут ленты, тем легче будет плести и тем красивее и ровнее будет ваше изделие.
Из-за неизбежного наличия сучков не все ленты получатся одной длинны, это не страшно, короткие нам тоже, в последствии, пригодятся.
Расслаиваем нарезанные ленты, удаляя внешний пыльный и рваный белый слой. Расслаивание нужно начинать с кончика ленты, раздвигая естественные слои остриём ножа, а затем аккуратно разнимая на готовые ленточки.
Получившиеся ленты по всей длине смазываем растительным маслом. Масла достаточно, если смазываемая поверхность поменяла цвет, особенно это заметно на белой стороне. Смазывание необходимо для того, чтобы в процессе работы ленты легко проскальзывали и не рвались, да и руки не будут сохнуть от соприкосновения с берестой.
Ленты будут довольно жирные по началу, но в течение нескольких дней масло полностью впитается и от жирности не останется и следа.
Плетение.
Теперь можно приступить к изготовлению непосредственно изделия.
Переплетаем крест на крест по две ленты, чётко перпендикулярно и довольно плотно. Далее, равномерно со всех сторон добавляем, также переплетением, необходимое количество лент (у меня их по шесть), по ходу работы уплотняя и следя за ровностью сторон получаемого квадрата.
Закрепляем прищепками, переворачиваем на изнаночную сторону заостряем концы лент, как показано на рисунке. Из оставшихся коротких лент нарезаем четыре ленты каждая длинной по размеру стороны получившегося квадрата.
Получившиеся отрезки выкладываем по периметру квадрата и закрепляем прищепками.
Теперь нам нужно сплести вторую сторону нашей салфетки. Начинаем с уголка.
Заворачиваем на верх первую крайнюю ленту, ту, что лежит на столе, прижимаем поверх наложенных по периметру отрезков. Далее заворачиваем крайнюю перпендикулярно лежащую уже завёрнутой ленте и прижимаем поверх.
Затем, постепенно, от этого угла начинаем заворачивать и остальные ленты. Причём, те ленты, которые снизу прилегают к столу — сверху будут прятаться под перпендикулярно идущую, таким образом достигается эффект переплетения, а благодаря проложенным по периметру лентам кромка получается плотно сомкнутой.
Таким образом, все концы лент у нас постепенно направятся к середине салфетки. Продёргиваем каждую ленточку через ленты нижнего слоя и на местах, где противоположные ленточки встречаются, аккуратно заправляем концы внутрь и обрезаем.
По ходу работы, для облегчения продёргивания лент, пользуйтесь качедыком, аккуратно расширяя и пространство между слоями и проталкивая ленты.
Если вам не хватает длинны лент, чтобы соединились в плетении противоположные концы — нарастите оставшимися незадействованными лентами или их обрезками нужной длинны.
Все концы лент, оставшиеся сверху, аккуратно, чтобы не повредить ниже лежащие слои, подрезаем ножом.
Салфетка готова.
Рекомендации по уходу.
Можно мыть мягкой тканью или губкой с любым моющим средством без абразивных веществ. Не рекомендуется мытьё в посудомоечной машине. Держать в дали от открытого огня.
Надеюсь, мой мастер-класс будет вам полезен.
Благодарю за внимание.
www.livemaster.ru
...
Известно, что береста благодаря жироподобному веществу водонепроницаема. Ее удельный вес составляет менее единицы, поэтому береста не тонет. Береста бактерицидна, поэтому продукты в ней не портятся, а раны не нарывают.
Плетение из бересты своими корнями уходит в далекое прошлое и стоит в одном ряду с изготовлением рыболовных сетей, хозяйственной утвари из ивового прута, изгородей, которые так и называются – "плетень". Плетение из берестяных лычек похоже на полотно, которое получают на ткацких станках, когда переплетают нити – основную и уток.
Основанием изделия из бересты является полотно (коврик), размер которого принято обозначать так: 3 × 3, 4 × 4, 5 × 5, 6 × 6 и т. д. Помимо того, что вы сразу узнаете величину основания, вы сразу подсчитаете количество необходимых берестяных лент. Предположим, вы должны выполнить изделие с основанием 5 × 5, следовательно, вам понадобятся 10 лычек, из которых вы изготовите плотный коврик в виде перпендикулярно пересекающихся горизонтальных и вертикальных клеток. Каждая лента поочередно оказывается то поверх, то снизу поперечных полос, образуя полотно из квадратов, как на шахматной доске. Это условие, которое при плетении должно обязательно соблюдаться.
В берестяных изделиях лычки относительно поверхности стола могут располагаться двояко – либо под углом 90°, либо под углом 45°, поэтому и полотно в первом случае называется прямым, а во втором – косым (рис. 12).
Допустим, вам надо прямым плетением изготовить коврик 10 × 10. Значит, приготовьте 20 лычек с заостренными концами; толщина лент равна 0,8–1,0 мм, ширина лент – 12 мм, длина – примерно 250 мм. Из инструментов вам понадобятся ленторез, нож, кочедык, ножницы, зажимы, доска с рейкой, линейка.
Рис. 12. Разновидности плетения: а) прямое; б) косое
При наборе полотна первое, что вы должны сделать, – это взять 4 ленты, найти у них центр (просто согните их пополам), положить на стол крест накрест по 2 лычки темной стороной вниз (это будет лицевая сторона изделия), переплетя их и уплотнив (рис. 13).
Рис. 13. Начало плетения
Обязательно выровняйте концы лычек – во все стороны от центра они должны быть одинаковой длины. Таким образом, добавляя по 1 лычке с каждой стороны, выполняйте полотно, причем каждую лычку надо уплотнить. Сначала это можно будет делать пальцами, потом воспользуйтесь кочедыком.Так, последовательно вплетая по ленте, вы получите коврик соответствующего размера. Обратите внимание на то, что его плотность везде должна быть равномерной, а небольшие просветы-квадратики, остающиеся в точках пересечения, – одинаковыми. Их величину определяют толщина материала и усилия, которые прилагает мастер.
Вплетя очередную пару лычек, уплотните их, проверьте себя. Постепенно это будет доведено до автоматизма, и вам не придется все время об этом помнить. Кроме того, с приобретением навыка плетения у вас выработается чувство материала, когда руки будут помнить, что и с каким усилием им необходимо делать. Это можно сравнить с вязанием, когда мастерица, не задумываясь, вытягивает для петель одинаковой длины нить....
Береза отличается биологической активностью. Поэтому из нее делали лекарства, деготь и изготавливали жвачку. Это сейчас многие уверены, что она пришла к нам из США. На самом деле жвачка – российское изобретение.
Когда все лычки будут задействованы, для контроля с помощью линейки измерьте расстояние между крайними лентами – оно непременно должно быть одинаковым на всех углах. Если вы обнаружите разницу, то это означает, что вы допустили ошибку – неравномерно уплотняли плетево. Устраните дефект, убедитесь, что все получилось правильно и закрепите углы коврика зажимами (рис. 14).
Рис. 14. Фиксация углов полотна
Есть еще один способ проверить, насколько строго вы соблюдали все условия. Достаточно определить углы донышка (рис. 15) будущего изделия, для чего на каждой стороне найдите середину (в нашем случае это точки между пятой и шестой лычками) и соедините их прямыми линиями. Если полученная фигура окажется квадратом, значит, вы все сделали как надо.
Рис. 15. Определение донышка берестяного изделия
Обратите внимание на то, что при квадратном донышке это всегда будут точки посередине каждой из сторон, а при прямоугольном донышке – нет (рис. 16).
Рис. 16. Нахождение донышка прямоугольной формы
Поскольку проще учиться на каком-либо изделии, то предлагаем сплести подставку под горячее. Для нее нарежьте лычки толщиной примерно 0,8–1,0 мм, шириной 15 мм и разной длины – 15 штук по 360 мм, 10 штук по 500 мм и по 2 штуки по 220 и 150 мм. Набор инструментов такой же, как и при плетении коврика: ленторез, нож, кочедык, ножницы, тащунчик, зажимы, доска с рейкой, линейка. Прямое плетение отличается одной особенностью – длина и ширина могут быть образованы одинаковым или неодинаковым количеством лычек, т. е. коврик может быть квадратным или прямоугольным. Поскольку плетение квадратного полотна нам уже известно, то попробуем выполнить прямоугольное, например 15 × 10.
...
В крестьянских домах можно было встретить различную берестяную утварь. Это корзинки, сумки, набирушки, плошки, солонки и т. п. Береста давала вторую жизнь даже разбитым горшкам. Не обходилось хозяйство без конской упряжи, веревок, ступней и болотных сапог из бересты.
Первыми положите 2 длинные лычки (по 500 мм) лицевой стороной вверх, предварительно определив середину. Приплетите к ним 2 лычки длиной 360 мм, уплотните плетево. Продолжите таким образом работу, пока не получите коврик необходимого размера. Следите за тем, чтобы ленты были перпендикулярны друг другу и образовывали квадраты, между которыми выдерживались бы минимальные и одинаковой величины просветы. В заключение закрепите полотно по углам зажимами.
Чтобы подставка была более прочной и плотной, сплетенное полотно необходимо сделать двойным. Для этого переверните коврик лицевой стороной вниз и продолжите плетение оставшимися свободными концами лычек.
На первую крайнюю лычку по широкой стороне коврика положите лычку длиной 150 мм, которая называется промежуточной или связующей (рис. 17).
Рис. 17. Введение промежуточной лычки
Продолжите плетение, перегнув свободные концы поперечных лычек в обратном направлении, причем заплетите их через 2 лычки. То же самое проделайте сначала на противоположном данному крае полотна, потом на оставшихся двух других, использовав в качестве связующих 2 лычки длиной 220 мм и перегибая свободные концы тоже через 2 лычки. При этом все перегибаемые свободные концы должны смотреть лицевой стороной вверх, т. е. коврик должен получиться двусторонним. Не забывайте уплотнять полотно, а при протягивании лычек помогайте себе тащунчиком или кочедыком. Когда переплетение будет закончено, концы лычек обрежьте максимально близко к поперечной линии, что замаскирует их. Плоское плетение выполняется достаточно просто, но для объемных изделий необходимо научиться оформлять уголки. Чтобы понять, как это делается, изготовим небольшую корзинку. В зависимости от того, какой ширины и какое количество лычек вы задействуете, вы получите изделие того или иного размера.
profilib.net
Сегодня мы погрузимся в древние времена, когда обувь не только шилась, но и плелась. Давайте отдадим дань памяти этому древнему ремеслу, научившись плести лапти из бересты. Обувь, сплетенная из лыка, долгое время была единственной защитой ног русского человека. А также способом обогащения. Умельцы, делавшие лапти для своих селений, а также продававшие их в соседние области, неплохо зарабатывали. Ведь обувь нужна всем, от деревенского старосты до юродивых.
лапти из бересты
Туфли, ботинки. сапоги, сандалии… Интернет-энциклопедия показывает свыше 75 видов обуви. Большинство из них. можно купить в магазине, некоторые вышли из моды и производятся в ограниченных количествах, а некоторые являются национальными достояниями. Как, например, лапти.
Возьмите 2 кусочка толстой алюминиевой проволоки или тонких веточек (проволоку использовать удобнее, так как она служит ещё и зажимом). Сложите их крестом, и на этой основе, сплетите коврик из 3 лент бересты.
лапти из бересты
Обратите внимание на номера лент на фотографии. Для того чтобы сделать кончик носка, вам необходимо переплести ленты 1 и 2, а затем 3 и 2.
плетем лапти
мастер-класс по изготовлению лаптей
Теперь, вам необходимо переплести все пересекающиеся ленты.
традиционная обувь
Сделайте еще 2 угла.
изготовление традиционной русской обуви
Для того, чтобы определиться на какую (левую или правую) ногу вы плетете лапоть, решите какая сторона будет низом, а какая верхом.
Урок плетения из бересты
Для того, чтобы получить правый лапоть, сделайте первый угол. С помощью лент 1 и 2, на стороне с 2-мя секциями. С помощью тех же лент сделайте угол на противоположной стороне (с 3-мя секциями). Углы должны находиться симметрично. Теперь переплетайте пересекающиеся полоски
берестяные изделия
С помощью лент 1 и 2 образуйте кромку, загнув их. Для того. Чтобы кромка получилась прочной проплетите эти ленты под несколько секций. Обратите внимание на 1 ленту. Если она стала слишком короткой, её необходимо удлинить. Запомните её место положения.
Вплетите несколько дополнительных лент и формируйте кромку лаптя.
Вводим в плетение кромки ленту 1.
Теперь загните внутреннюю ленту так, чтобы она стала наружной и ушла в сторону будщей пятки, а ленту 1 загните сделав внутренней.
С помощью лент 1 и 2 (на фото) образуйте угол. Таким образом лента 2 станет участником образования кромки.
русские народные промыслы
На противоположной стороне вплетите дополнительную ленту и, также продолжите кромку.
Сделайте второй угол пятки. Доплетите изделие до законченного вида.
лыковая обувь
плетение лаптей из бересты
Плетение лаптей из бересты — это сложное ремесло, не для начинающих. Но если у вас получится сплести себе лапти, то вы гордо можете нарицать себя ремесленником. Желаем удачи в этом нелегком деле.
Благодарим сайт Spleteno, за мастер-класс.
comments powered by HyperCommentsmasterpodelok.ru
Для плетения необходимы: ножницы хозяйственные - среднего размера; шило круглое, слегка притуплённое и отшлифованное для разметки по бересте; линейки деревянные и металлические разной длины; скрепки канцелярские или зажимы типа "крокодил", используемые в радиотехнике; пинцет или маленькие плоскогубцы для протаскивания лент в труднодоступных местах; тащунчик -металлическая пластинка шириной от 2 до 10 мм, согнутая пополам по длине сможет неоценимо помочь при заправке лент в переплетения и шитья корнем и берестой; подсолнечное масло очищенное; нож косяк для нарезания лент; нож кухонный с закругленным концом для чистки бересты и ее расслаивания; кочедык - металлический выгнутый стержень, сплющенный, с плоской поверхностью в нижней части и удобной деревянной ручкой. В других случаях при плетении удобен кочедык деревянный или сделанный из кости. Шаблон для нарезки лент разной ширины, изготовленный из кровельной жести.Режут ленты ножницами в самых разных условиях: дома, в мастерской, в лесу. Их нужно несколько для лент разных по ширине. Наиболее устоявшиеся размеры лент: 6, 8, 10, 12, 15, 17, 20, 22, 25, 30, 35 мм; ленторез по образцу известного мастера плетения из ивового прута и бересты Ф. Ф. Трапезникова. Ленторез предназначен для нарезания лент и состоит из двух деревянных пластин, зажимающих косой нож. Одна из половин приспособления соответствует ширине ленты. Край бересты прижимают к краю деревянного уголка, на доске проводят по ней ленторезом и получают ровную ленту. Ленторезов потребуется несколько для наиболее часто используемых материалов. И еще халат или фартук во время работы. Для работы с пластовой берестой есть необходимость приобрести инструменты: топор, ножовка, рубанок, стамески разные, молоток, киянка, рашпиль, напильники и надфили, наждачная бумага, пробойники разных диаметров, шилья разные, циркуль, чеканы и штампики для тиснения, шпагат, шаблоны для формовки ручек туесов.
Перемещая линейку от края бересты на необходимую ширину, уточните размер при помощи треугольника в двух-трех точках и режьте ножом. С помо-шью ленторе-за, предложенного Ф. Ф. Трапезниковым, значительно ускоряется подготовка лент к плетению. Очень простыми и удобными в нарезании лент являются шаблоны, изготовленные из кровельного железа. В левой руке держат шаблон "ножками-упорами" вниз, справа под площадку шаблона, соответствующей ширине ленты, надо подложить до упора с выравненным краем пласт бересты. Он же придерживается к шаблону пальцамилевой руки. Ножницами в правой руке нарезают ленту вдоль правого края шаблона. Доходя ножницами до края шаблона, ими же поддерживается береста, а шаблон левой рукой перемещается вперед на длину его площадки и снова работают ножницами. С появлением навыка скорость резания не уступает предыдущим приемам. Маленькие габариты шаблона позволяют работать ими в полевых условиях.После нарезания необходимого количества лент, они выверяются по ширине, подрезаются концы на половину ширины лент и сортируются на длинные и короткие. Затем собирают их в отдельные стопочки, выравнивая с одной стороны концы лент, и обвязываются бечевкой (см.рис.4).
Плетение из берестяных лент напоминает набор полотна из ниток на ткацких станках. Для берестяных изделий объемных форм основанием является полотно-коврик, состоящее из взаимопоперечных лент. Каждая лента попеременно проходит то сверху, то снизу поперечных, образуя переплетение в виде квадратов или клеток, сходное с рисунком шахматной доски. В изделиях ленты в переплетенном виде могут располагаться относительно плоскости стола под прямым углом -прямое переплетение или косым (45 градусов) углом - называется косым переплетением. На практике коврик в изделии обозначают 4x4, 5x5, 8x8 ленточек и т.д. Коврик 8x8 означает, что для заплете-ния его необходимо 16 ленточек, т.е. 8 ленточек расположены в одном и 8 ленточек в другом направлении.При наборе коврика ленты ложат на стол лицевой стороной вверх. Последовательность набора коврика 8x8 заключается в том, что в начале на стол ложат по 2 ленточки крест-накрест, переплетая их и уплотняя плетеное. Концы лент при этом во всех четырех направлениях от середины составляют одинаковую длину.
Затем приплетают к ним еще по одной ленточке с каждой стороны, уплотняя каждую по отдельности к середине и выравнивая концы лент с первыми. Поочередно добавляя с каждой стороны по одной ленточке, набирается коврик 8x8, плотность которого должна быть равномерной. В пересечениях лент остаются небольшие просветы в форме квадратиков. Величина их зависит от толщины лент и приложения усилий мастера при их уплотнении. В любом случае просветы должны быть одинаковыми. При измерении линейкой расстояния между крайними лентами коврика в поперечных направлениях они должны быть обязательно одинаковыми, иметь форму квадрата. Если этого не получилось, надо выяснить причину и устранить недоработку. Уплотнять плетево надо пальцами рук, осторожно используя кочедык. После окончательного уплотнения коврика, углы фиксируют зажимами (рис.5).
Переплетенные ленты в коврике образуют правильные квадраты с равными сторонами. Ленты строго взаимноперпендикулярны, просветы в пересечениях лент минимальны и одинаковы. Фиксируют коврик на углах зажимами. Ленты при плетении обращены лицевой стороной вверх. Затем коврик переворачивают лицевой стороной вниз и начинают плетение второго слоя свободными концами лент. На первую крайнюю ленту по ширине коврика ложат ленту длиной 150 мм, которую называют связующей или промежуточной (см.рис.бб). Свободные концы поперечных лент, лежащие ниже других соседних, перегибают через две лежащие вместе ленты в обратном направлении и заплетают. Как и на первом конце коврика, так и на втором, а затем по двум другим сторонам вводится дополнительная связующая лента и свободные концы, лежащие ниже соседних, перегибают через поперечную и связующую ленты и заплетают в обратном направлении. Перегибать оставшиеся свободные концы лент необходимо тоже через две ленты, т.е. промежуточную и новую, третью, ленты. Третья лента образуется при перегибании крайних лент коврика, которые ложатся на промежуточные ленты: все свободные концы лент, перегибаясь через поперечные, обращены лицевой стороной вверх, заплетают в обратном направлении,проходя в ячейки (переплетения) первого слоя. Противоположные концы лент встречаются и заплетаются, наезжая друг на друга как минимум в два переплетения. Оставшиеся концы лент необходимо аккуратно отрезать ножом или ножницами как можно ближе к поперечной линии.
ogulov07.narod.ru
1 Введение
Данное руководство предназначается для любителей делать своими руками красивые и нужные вещи из берёзового лыка. В нем не рассмотрены многие аспекты этого старинного ремесла, бытовавшего в каждой крестьянской избе русского Севера. В музеях северо-запада страны вы можете увидеть многочисленные формы вещей, постоянно используемые раньше в крестьянском быту. Литература, указанная в этом руководстве, и выписки из нее помогут вам усовершенствовать свои знания по предлагаемой теме.Посещая различные выставки, ярмарки и знакомясь с мастерами, вы сумеете освоить плетение новых форм изделий для своей семьи и друзей.
2 Слово о берёсте
2.1 Береста (берёста), (бересто). Береста – верхний светлый, ремковый слой березовой коры. Она идет в основном на лыко. Берестовина – лоскут или полоска бересты. Берестить что, обвить, связать, скреплять берестою, берещеное кнутовище. Лыко – молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье со всякого дерева. Под корою луб, под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина. Блонь, болонь, блонка – молодые, внешние, не вполне еще одеревеневшие слои всякого дерева. Луб, лубок – подкорье, исподняя кора, покрывающая блонь. Луб хорошо падает (сымается), в теплую, сырую погоду с ветром. (Литература 8)
2.2 Бересто – верхний слой березовой коры. Берёстовы лапти плели, а лыковых (липовых) лаптей не было на Севере. Берестяник – берестяной лапоть. В берестяниках уж очень удобно ходить. (холмогорск.) Надо берестой запастись, берестяники делать. Плетюхи есть, из тоненьких бересток понаделаны. Узенько берестице, тоненько да мяконько. Ходил, драл лыко из бересты. Котоцёк снимает бересту. Из берестины лапотцы плетут. А берестечько это надо в кипяток. Берестенник - только муку кладем. Из бересты и пестерюшки под муку плетут. (Литература 7)
2.3 Техника плетения из бересты, как и предметы из неё пришли из глубокой древности, не потеряв в наши дни свой утилитарный смысл. И нет лучше корзины для ягод и грибов, чем северная зобенка. Плетеные из бересты изделия – легкий удобный лопаточник для бруска, кузова и пестери – жесткие заплечные мешки, в них удобно носить продукты, когда идешь на пожню, а возвращаясь из леса, - рыбу и дичь.
(Литература 8)
2.4 Одним из излюбленных материалов мастеров Севера была береста. Она долговечна и не боится сырости. В быту, в крестьянском обиходе береста находила самое широкое применение, хотя материал этот, на первый взгляд, неброский, скромный. Но чего бы ни касалась рука мастера, все оживает и обретает совершенно новое, особое звучание. (Литература 4)
2.5 Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной, а также тем, что с обратной стороны была желтоватой, бархатистой, очень похожей на благородную хорошо выделанную замшу. При обработке береста сохраняла свои свойства: мягкость, бархотистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которой она годилась для изготовления сосудов для жидкостей, для хранения и транспортировки молока. (Литература 11)
2.6 Весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, осенняя – теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный эффект. Береста состоит из множества тонких, но плотных слоев. Каждый год на берёзе нарастает новый слой, и кора становится толще. Внутренний слой может быть желтым, охристым, коричневым, желто-зеленым… Эта сторона у мастеров называется лицевой.
(Литература 15)
2.7 Береста имеет различные оттенки в зависимости от времени снятия её со ствола дерева и его возраста. Чем старее дерево, тем больше его диаметр, тем темнее оттенок поверхности бересты. «Твердая» береста, имеющая при расслоении внутри белую поверхность, не годится для плетения. Она не расслаивается. Лучшая береста – ровная, с небольшими полосками естественного рисунка – у одной из наиболее распространенной березы – березы пушистой. Своеобразная особенность березы пушистой, позволяющая отличить её от другого вида – березы бородавчатой, - это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Встречается береза пушистая чаще в местах низких, пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой. Для декоративных работ необходима береста ровная, без болезненных утолщений, наплывов и порезов.
(Литература 2)
2.8 Если бывало порежется кто-то на сенокосе, то тут же тоненькой полоской бересты вместо бинта перевяжут рану, глядишь – к вечеру она уже затянулась. В бересте много дёгтя, а еще нашли в ней и серебро, поэтому-то, наверное, она и сама не портится. И продукты береста долго сохраняет. Хранят в берестяных туесах и коробах моченые и свежие ягоды, соленые грибы. Даже свежая рыба может храниться долго.
(Литература 23)
2.9 Весьма интересны и изделия из бересты, составлявшие в прошлом значительную часть домашней утвари. Обилие дошедших до нас предметов позволяет составить довольно полное представление бытовавшей среди карел берестяной утвари. Из бересты карелы изготовляли солоницы, бураки, туеса, корзины, кошели и т. п. Эти изделия отличались не только красивой текстурой, но и замечательной прочностью. (Литература 14)
2.10 Сегодня, когда мы пытаемся возродить старинные виды ремесла, постепенно лучшие качества ремесленного производства растрачиваются, мельчают, как и эстетический опыт мастеров и потребителей изделий. Очень разнообразные вещи плели из полосок эластичной, крепкой и красивой коры березы. Это были и большие заплечные сумки, короба, корзины, обувь, весьма различная по форме, солонки в виде птицы. Любой предмет можно было выплести, но не делались бесполезные вещи. Учитывалась легкость материала, исполнялись предметы, в которых удобно и целесообразно было переносить. Красота материала учила мастера ценить выразительность самого плетения. Великолепно раскрыт материал в крупных изделиях, но и мелких, небольших предметах мастер не мелочит бересту, он ценит ее фактуру, цвет. Плетение остается структурным и ясным. Фактура - обработка, строение. В декоративно-прикладном искусстве - полированная, шероховатая и т. д. поверхность изделия. (Литература 21)
2.11 Много выдумки и изобретательности проявлялось в создании изделий из бересты. Из заготовленных клубков берестяной ленты с помощью палочек – зажимов мастера плели лапти и корзины, хлебницы и сумки пестери, штофы, фигурные утки – солоницы. В процессе плетения лента ложилась в узорные композиции – в клетку, косичку, веревочку, треугольничками. Простым рисунком, игрой светотени, нюансами золотистого цвета материала они наделяли красотой обычные бытовые предметы. Мотивы кругов, розеток, ромбов, звездочек, ритмично разбросанные по фону или уложенные в ряды и косые полосы, придавали предметам неброскую декоративность. Они деликатно обогащали природную текстуру бересты, хорошо сочетаясь с её естественным цветом. Кроме росписи, берёсту украшали тиснением, гравировкой и прорезью, из нее делали узорные полосы, выплетали целые фигурные предметы. (Литература 6)
2.12 Береста – верхний слой коры березы: сдирается большей частью весной с живых деревьев, идет на лапти, корзиночки, коробки, бураки и т. п. Из бересты добывается прекрасный березовый дёготь. Береза широко распространена в СССР от Севера до степной полосы. Многие виды березы – ценные лесные поделочные деревья, дают лучшее топливо (деревья в 40-60 лет уже пригодны для рубки на дрова), являются прекрасным материалом для различных столярных изделий, но для построек мало пригодны. Весной береза дает сладкий сок, содержащий до 2% сахара. Из наружного слоя коры (бересты), северные народности выделывают посуду, кроют ею жильё, обшивают лодки и т.д. Из березы добывают деготь, применяемый для обработки кож (юфть). При сжигании древесины получается сажа, идущая на типографскую и малярную краски. Молодые ветви березы идут на веники и метлы, листья представляют народное потогонное средство, из сока молодых листьев с квасцами получается зеленая краска, с мелом – желтая. Спиртовая настойка на почках березы применяется в народной медицине при порезах и желудочных заболеваниях.
Из 40 видов берез, растущих только в Северном полушарии, в СССР растет около 16 видов, из которых наибольшее значение имеют бородавчатая и пушистая.(Литература 35)
2.13 Русское слово «берёза» очень древнее. В праславянскую эпоху (до 8 века н.э.) это слово звучало как berza. В индоевропейских языках слово «береза» было прилагательным и значило светлая и белая. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельхозработам, а береза распускалась первой зеленью. Март был первым месяцем года до 15 века; с тех пор русский календарь был перестроен, но название сохранилось в украинском языке, где март называют березнем. Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Не случайно береза – один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказаниях, преданиях береза – символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Её называли стройной, кудрявой, тонкой, белой, пушистой, веселой… Приметы: Из березы течет много сока – к дождливому лету. Когда береза перед ольхой распустит лист, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое. В наших лесах березы старше 150 лет не встречаются. Кора стволов у березы белая, она как бы светиться в темноте. Кора у молодых ветвей красно-бурая, покрытая бородавками (чечевичками).(Литература 15)
2.14 Благодаря своим замечательным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению), береста издавна широко применялась в быту. Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на 3 группы:
1 Вещи сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме: чекманы (широкая и низкая четырехгранная открытая посуда), кузовки, набирушки.
2 Плетеные изделия разнообразных форм и размеров: маленькие солонички, огромные сумки – заплечники, плетеная обувь и т. д.
3 Сшивные изделия, наиболее сложные и трудоемкие: бураки, короба.
Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись красками.(Литература 25)
2.16 Чего только не делали из бересты в России! Перед началом работы саргу слегка смазывают льняным маслом. При плетении пользуются клинообразным инструментом из дерева, железа или рога лося – кочедыком (в других диалектах – котач). Лапти плетут на деревянной колодке. Плетение ведется в 3-4 сарги, благодаря чему получается прочная вещь, не пропускающая воду и воздух. Даже пастушьи рожки и детские дудки делали из бересты. Плели из этого материала болотные сапоги, непромокаемые куртки и фуражки. Кружка, солоник и лопатошник – сумочка для бруска и лопатки, которыми точат и правят косу, не были в тягость крестьянину, отправлявшемуся на пожню в жаркий день. Береста легка и прочна. Походный солоник – утушка мог служить одновременно и игрушкой. Для детей специально плели берестяные мячики, птички, погремушки. Под влиянием предметов городского быта крестьяне – кустари делали и такие вещицы, как, например, чернильный прибор. Но самыми распространенными были корзины разных форм и емкостей, короба-чемоданы, заплечные кошели с лямками, короба для хранения муки, сумки для рыбной ловли. Говорят, что в таких сумках рыба зимой не промерзает и не портится летом в жару. Для рыбаков мастерили берестяные грузила, оплетая саргой камень, и поплавки для сетей. Оплетали бутылки берестой. Делали бутылки и из самой бересты. Всего перечислить невозможно. (Литература 4)
3 Мастера Архангельской области
3.1 Руки народного мастера, художественно преображая практически полезные вещи, превращали их в произведения искусства. В книгах, иллюстрированных альбомах находит отражение преимущественно искусство декоративного оформления изделий, а технология их изготовления и особенности материалов, применяемых в прошлом и настоящем, почти не освещены. Например, сосна, срубленная в декабре, почти в два раза прочнее сосны, срубленной в феврале. (Литература 2)
3.2 По мнению мастеров, береста насчитывает около ста цветовых оттенков: от белого, бледно-розового, янтарно-золотистого до темно-коричневого. Понимание природных свойств материала, умение выявить и подчеркнуть его красоту, с любовью сделать полезную вещь составляют удивительные свойства народного ремесла, за что и называют его искусством.
3.3 К бересте сейчас интерес особый. Она переживает свое второе рождение - "берестяной ренессанс". Среди народных мастеров, работающих с берестой, произошла своего рода специализация. Тиснение на изделиях, выплетение орнамента на изделиях простого или рафинированного из ленточек разного оттенка, берестяная скульптура, по видам изделий. Береста, как материал, не втискивается в жесткие рамки современной технологии. Берестяную хлебницу не могут делать несколько человек поэтапно, как, например, поэтапно режут из осины деревянную хлебницу. В избе русского крестьянина береста занимала второе место после дерева. Туеса (бураки), коробья, пестери, заплечники, кошели, лукошки, масленки, набирушки, корзинки, зобеньки, солонки, поставцы, подточильники, ягодники, подкотельники, игрушки, погремушки, и всего не перечислить.(Литература 16 )
3.4 Интересно, что в изделиях, которые выплетают мастера сегодня, редко можно встретить исполнителя, который так понимает бересту. Чаще проявляется тенденция применять ее узкие полоски, усложнять и мельчить рисунок плетения. Думается это не случайно. Современный мастер часто красивым считает сложное, изящное, миниатюрное, ярко украшенное. Полезность и конструктивность перестают быть критерием эстетического. Да и делает он берестяной предмет не для жизни, а для выставки или для продажи в художественном салоне. Распадается связь полезного, жизненного и эстетического начала, которое рождалось в рукотворном мастерстве. Ремесло - сфера создания необходимых в жизни предметов. Их утилитарность естественна. (Литература 21)
3.5 Необходимо выделить несколько общих художественных, характерных признаков, традиционных для народного декоративно-прикладного искусства:
- утилитарность - практическая предназначенность промысла в ответ на бытовые нужды, хозяйственные потребности.
- срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой.
- единство обрабатываемого материала и технических приемов.
- традиционность форм и опыта.
- коллективная природа творчества, избавляющая мастеров от ошибок, заблуждений, бесплодных опытов и шатаний, пустой траты сил.
- предельная экономия художественных средств.
- близость к детскому творчеству.
- нарядная декоративность, праздничность впечатления.
- при малочисленности сюжетов обилие их вариантов.
Мастера, обращаясь к одним и тем же мотивам, интерпретируют их, находят новые варианты. (Литература 22)
3.6 В этом состоит их артистизм - сделать ту же самую вещь, что и другие мастера, только иначе, чем они, по-своему и лучше. В настоящее время большим спросом пользуются плетеные изделия, выполненные на высоком художественном уровне, имеющие утилитарное практическое значение, не только приносящие человеку пользу, но и удовлетворяющие его духовные потребности, воспитывающие и формирующие хороший вкус. Все эти функции изделия могут выполнять при условии, если они современны по форме, оригинальны по замыслу и хорошо выполнены технически. Орнаменту, художественному оформлению внешнего вида изделия, его маркировке, товарному знаку и другим показателям, характеризующим товарный вид, придается первостепенное значение. Перегруженность орнамента несвойственна произведениям декоративно-прикладного искусства. (Литература 18 )
3.7 С середины 60-годов Архангельский союз художников, областной дом народного творчества, областной и районные музеи ведут работу по обследованию старинных центров Севера, деревень и сел Архангельской земли, выявляя потомственных мастеров, владеющих навыками традиционных ремесел. Вот уже более 15 лет народные мастера тесно сотрудничают с Художественным фондом России, активно участвуют не только на ежегодных областных выставках, но и крупных зональных, республиканских и зарубежных смотрах. Значительно пополнились за эти годы музейные коллекции. (Литература 28 )
3.8 Современное творчество северных мастеров сегодня широко известно. Ему посвящены ряд альбомов и теоретических исследований специалистов, многочисленные популярные издания. Личность народного мастера - хранителя древней культуры - пользуется уважением, любовью и славой. Старейшие из них прекрасно знают и помнят разнообразие форм и приемов украшения корзин, кузовов, лукошек, солонок и т. п. Плетеные изделия, в основном, сохраняют свое бытовое назначение: ими пользуются как в сельской местности, так и городе. Личность народного мастера - хранителя древней культуры - пользуется уважением, любовью и славой. Старейшие из них прекрасно знают и помнят разнообразие форм и приемов украшения корзин, кузовов, лукошек, солонок и т. п. Плетеные изделия, в основном, сохраняют свое бытовое назначение: ими пользуются как в сельской местности, так и городе. Искусством плетения овладели и некоторые молодые мастера, например, Юрий Ходий и Ольга Павленко из Архангельска, обучавшиеся у потомственных мастеров - вельчан Якова Григорьевича Рохина и Дмитрия Евгеньевича Задорина. С деревом сроднился известный народный мастер Александр Иванович Петухов, живущий в Коношском районе.(Литература 28 )
3.9 Запись разговора писателя О.Ларина с мастером М.Ф.Фатьяновым из Лешуконского района - это пример сохранения русского народного языка. "В прежно-то время, ковды за стол садились одну бересту и видели: блюда, солонки, ковши, стаканы, штофы. А еше на катанки береста шла, галоши из ей делали. Наденешь на валенки: хорошо идти, дробко, ноги в тепле. Береста бывает трех сортов - тонкая, теплая, мягкая, бархатистая, растяжимая, широкопластная, - без грибка, значит, и без корок - "жирная", белая, бледно-желтая, молодавчатая. Такой здесь сроду не бывало.
- толстая, гладкая, прочная, но игловатая, разноцветная - с юга красноватая дак, а с севера - желтая. Эта еще не поспела, на другой год приду.
- и третий сорт: толстая, тундроватая, пятнистая, в шадринках вся, в коросте, усикомыми засижена. Этой здесь хоть пруд пруди. Бери, не хочу ...
В прежние-то времена, не поверишь, мы лапти из ей плели, из бересты-ти. Лапти плести - не дом вести, наука не хитрая. Для одной ноги пять полос требовалось, мочишь их, окариваешь, заостряешь и в воду. Легче они тоды загибаются." (Литература 34)
3.10 Костылев положил крест-накрест восемь двойных лычек, сложенных так, чтобы внутренняя сторона бересты была лицевой. Придерживая их зажимами, стал плести плотно, клеточку за клеточкой. Когда не было бересты, плел из бумажных ленточек шкатулки, очечник, сумочки… Если протереть лычку тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, заусенцы на них не образуются, береста становится эластичнее, утрачивает сопротивление, да и цвет проявляется активнее. Василий Алексеевич закончил плетение, отгладил и распрямил небольшой коврик из золотистых ленточек, поколотил его колотушкой, свернул в трубочку и стал формировать углы. С помощью пинцета он протягивал свободные концы лычек под соседние клеточки с внешней и внутренней сторон изделия. (Литература 30)
3.11 Считаю своим долгом вспомнить:
- Михаила Васильевича Варварского из Конёва;
- кудесника Вячеслава Макаровича Трапезникова из Няндомского р-на, Лепша;
- Владимира Николаевича Бурчевского подвижника народного творчества,
- Валентину Дмитриевну Кузнецову старосту клуба "Берендей", г. Вельск;
- улыбчивых и добрых Ивана Кировича Лаврентьева и Евстафия Михайловича Дружинина из того же знаменитого клуба декоративно-прикладного искусства "Берендей";
- Николая Александровича Уварова преподавателя из Няндомы;
- народного мастера Сергея Григорьевича Канышева с супругой Леной, обучающей детей плетению, из Каргополя;
- народного мастера Александра Владимировича Шутихина из Котласа
и многих других мастеров, которые приобщили меня своими изделиями к мастерству плетения из бересты.
3.12 В Северодвинске знаком с следующими коллегами по плетению:
- преподавателем широкого профиля Иваном Григорьевичем Клещиным,
- пенсионером Григорием Григорьевичем Порошиным,
- Владимиром Александровичем Коробковым,
- Михаилом Евгеньевичем Стрелковым и другими.
4 Рабочий инструмент и принадлежности
4.1 Инструмент плетельщика прост – это сочалка, нож-косяк, ножницы, "щемильцы" для зажима лент бересты, кочедык, помогающий продергивать ленты бересты при плетении, шаблоны, линейка, карандаш. Все это есть в каждом доме или легко можно сделать самим. Рабочее место мало и состоит из низенькой скамеечки, табурета с инструментом под сидением-крышкой и бака (полиэтиленовой емкости) для смачивания лент.
4.2 Сочалка – это старинный инструмент для безопасного снятия лыка с дерева. Простой корень, ветка или подобное из твердого дерева затачивают под двумя углами. Сочалка – это еловый сук для снятия бересты. Его можно сделать и из другой твердой породы дерева. Сочалка по форме аналогична кочедыку, но имеет рабочие плоскости, обрезанные под двумя углами.
Край бересты подрывается сочалкой от луба и тянется под углом для получения длинной ленты.
4.3 Нож
4.3.1 Нож должен быть очень острым. Удобно работать ножом, имеющим форму сапожного ножа. Ножи - косяки бывают с разной шириной полотна и разным углом скоса. Резать бересту можно носком или пяткой. Полотно ножа - косяка, изготовленное из инструментальной стали и хорошо отполированное, имеет длину 50-70 мм, ширину 10-лезвия.
4.3.2 Нож имеет прямое полотно шириной 25-30 мм и длиной 80-150 мм, длина с ручкой 180-270 мм. Наиболее удобная ручка для ножа – прямой формы с закругленными гранями и головкой, с черенком длиной 100-120 мм, шириной 20-30 мм, толщиной 12-15 мм. (Литература 2)
4.3.3 Лезвие ножа должно быть идеально острым. Фаска при заточке косяка снимается с двух сторон узкой скошенной грани под одинаковым углом. При заточке нож держат так, чтобы фаска плотно прилегала к бруску, и придают ему возвратно-поступательное движение большой амплитуды. Как только на режущей кромке появится заусенец, нож переворачивают. Доводят заточку на тонко зернистом бруске, правят на оселке, придавая ножу такие же движения, как при заточке на бруске.
4.3.4 После заточки и правки инструменты насухо вытирают, укладывают черенками в разные стороны, чтобы не повредить острие, и заворачивают в толстый холст или хранят в специальном футляре с карманчиками. Под режущие кромки следует подкладывать поролон. Для предохранения от ржавчины полотно режущих инструментов необходимо слегка протирать маслом. (Литература 2)
4.3.5 Применяются и специальные ножи-резаки с ограничителями, расположенными на длинной рукоятке. Режущая часть лезвия не должна выступать над ограничителями больше чем на 2,5-4 мм, в зависимости от толщины бересты. (Литература 23)
4.3.6 Ещё удобнее резать берестяную ленту заданной ширины специальным резаком с ограничителем. Лезвие резака прорезает бересту, а крючок ограничителя одновременно отделяет ленту от ствола
www.severberesta.ru
Важно: количество горизонтальных и вертикальных полосок обязательно должно быть нечетным.
Мы использовали схему 7×7 полос. Длина полосок бересты зависит от высоты бортиков корзины. Тут действует принцип «лучше перебор, чем недобор». Возьмите половину заготовленных полосок и разложите их на столе, зафиксировав скотчем или прижав тяжелой книгой. Постарайтесь представить квадрат, который образуется, если поверх вертикальных полосок уложить горизонтальные. Полоски скотча должны располагаться вдоль сторон воображаемого квадрата. Вплетите первую горизонтальную полоску бересты. Каждую полоску вплетайте так, чтобы ее края загибались к вам. Вплетите следующую полоску, используя классическую схему плетения (если предыдущая горизонтальная полоска уложена поверх вертикальной, следующая должна пройти под ней). Вплетя все горизонтальные полоски бересты, в центральной части у вас должен получиться квадрат. Проверьте, в какую сторону лучше загибать бересту. В одну сторону она может загибаться, образуя гладкий изгиб, а при загибе в другую сторону, береста может слоиться. Переверните заготовку так, чтобы при загибе полосок кверху береста не слоилась. Загните все полоски по граням плетеного квадрата, используя металлическую линейку. Выровняйте полоски вдоль одной из сторон квадрата и вплетите длинную полоску бересты. Длина должны быть такой, чтоб бересты хватило на все четыре стенки нашей корзинки. Не забывайте о классической схеме плетения, и удостоверьтесь, что длинная полоска хорошо загибается в вашу сторону. Таким же образом вплетите еще две полоски бересты. Загните все три полоски по линии пересечения с последней из вертикальных полос, в которые они вплетены. Вплетите три длинных полосы вдоль следующей стороны квадрата. Особое внимание уделите плетению по углам. Повторите те же операции с полосками вдоль третьей и четвертой сторон квадрата. Обрежьте остатки полос, вплетенных в стенки корзины из бересты, оставив запас примерно в 5 см. Вплетите оставленные части полос в стенку, которую плели первой. Корзинка из бересты обретает форму. На этом этапе можно вплести еще несколько полосок в стенки, чтобы добиться желаемой их высоты.Важно: после плетения стенок должно остаться приблизительно по 7 см полосок, из которых плели дно корзинки. Свободные концы позже нужно будет загнуть и вплести внутрь корзинки.
Загните вертикальные полоски, прошедшие поверх последней горизонтальной полосы, внутрь корзинки, вплетите их под третью сверху горизонтальную полосу. Чтобы упростить задачу, вертикальные полосы можно предварительно подрезать до нужной длины. Проделайте эту операцию со всеми наружными вертикальными полосками. Таким образом, половина полосок останутся не вплетенными. Внутри корзинки, по периметру последней вплетенной полосы, зафиксируйте еще один отрезок бересты. Эту полоску можно закрепить с помощью прищепок. Загните все оставшиеся вертикальные полоски поверх зафиксированного прищепками бортика и вплетите их под вторую сверху горизонтальную полосу бересты. Обрежьте вертикальные полоски до нужной длины, чтоб они не торчали из под горизонтальных. По той же технологии можно изготовить и корзины из бересты размером, например, 5×5 или 9×9 полос. Думаем, вы сразу же найдете им достойное применение.mfsterrl.blogspot.ru