Мы рады приветствовать вас на сайте «АВТОКОВРИК»

НОВОСТИ

"Автоковрик" расширяет ассортимент ковриков в салон автомобилей. В продажу поступили резиновые и текстильные автомобильные коврики на следующие модели автомобилей: Ford Focus III; Nissan Juke; Hyundai Solaris,  ELANTRA 2011, Kia Soul, PICANTO II, Sorento 2011; Mazda 3 2009, CX-5; Mercedes GL X164; Opel Astra J; Renault Sandero, Duster; Subaru XV; VW Polo sedan, Jetta 2011, Passat B7 2011;  Mitsubishi ASX;   VW Polo sedan. Огромный ассортимент автомобильных ковриков в наличии.  

Розничные магазины:

г. Ростов-на-Дону,
ул. Красноармейская, 157
тел.: +7 (863) 292-30-66

г. Таганрог,
ул. Седова, 2/2,
тел.: +7 (8634) 32-76-32

г. Миллерово,
Рынок МТК, ул. Толстого,
пав. № 63, т.: +7 (86385) 2-99-19

с. Чалтырь
ул. Олимпийская, 1/82
т.: +7 (863) 247-10-66

Интернет-заказы:
E-mail: [email protected]
тел.: +7 (905) 428-29-55

Разработка урока по технологии на тему "Соломенная скульптура". Коврик из соломы 4 класс


Коврик из соломы. » Қазақстан ұстаздарына арналған

 

Урок 2 Тема: Коврик из соломы.

Цель: расширение представлений учащихся о соломе как природ­ном материале и видах работ с соломой.

Задачи: научить переносу знаний и умений, полученных при обработке бумаги, в новую ситуацию, закрепить прием плетения «шахматка»; развивать творческую фантазию; воспитывать эстетический вкус.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: демонстрации, показы приемов трудовых действий.

Объект труда: коврик из соломы.

Оборудование: учебник, образец соломенной косички, образцы плетеной сумочки из бумаги й плетеной закладки, раздаточный матери­ал: Памятки: «Правила безопасной работы ножницами и ножом», ин­струкционные карты.

Ход урока

Вводная беседа

- С каким видом плетения из соломы мы познакомились на про­шлом уроке?

- Как мы получали соломенные полоски из трубочек соломы?

- Какие два способа заглаживания трубочек из соломы вы знаете?

- Чем и как можно подкрасить солому? (анилиновыми красителя­ми, марганцовкой, зеленкой, содой)

Анализ образца

- Определите геометрическую форму коврика из соломы. (Ква­драт)

- Какой предмет напоминает нам плетеная поверхность квадрата? (Шахматную доску, закладку из бумаги)

- Придумайте название плетеной поверхности квадрата. (Шах-матка)

- С приемом плетения «шахматка» вы уже ранее встречались при обработке другого материала. Вспомним, что это за материал? (Бумага).

Демонстрации закладки для книги плетеной сумочки. Работа с учебником

- Рассмотрим и прочитаем в учебнике последовательность выпол­нения коврика из соломенных полосок приемом плетения в шахматном порядке. Как видите, ничего сложного нет. Прием этот вам уже знаком. Но найдите отличие в плетении коврика из соломы от плетения из бума­ги. (Бумажные полоски нужно размещать по длине и ширине и вырезать ножницами, а чтобы получить соломенные полоски, нужно только раз­резать и прогладить соломенные трубочки).

Практическая работа: (На столах лежат Памятки: «Правила без­опасной работы ножницами и ножом») Работа по инструкционной карте:

  • заготовить необходимое количество соломинок нужной длины и ширины;
  • заготовить 4 бумажные полоски-основы, равные стороне квадрата;
  • равномерно наклеить на одну полоску-основу концы соломен­ных полосок в вертикальном расположении, закрепив их концы на дру­гой полоске-основе;
  • таким же приемом наклеить остальные соломенные полоски на третью бумажную полоску-основу, и расположив ее горизонтально, переплести с вертикальными полосками, закрепив их концы на остав­шейся полоске-основе;
  • получившуюся плетеную поверхность «шахматка» окантовать. Творческая работа

Пофантазировать и придумать, где можно использовать изготов­ленный соломенный коврик (положить в домик куклы Барби, подста­вить под гномика из природных материалов) или преобразовать в де­коративное изделие или амулет, расположив коврик по диагональной оси и украсив три нижних угла подвесками из маленьких соломенных треугольников, косичками, кисточками и т.д.

Подведение итогов урока

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какую шахматку легче плести, бумажную или соломенную?

- Где можно еще применить прием «шахматка»?

- Придумайте, как можно сочетать плетеную косичку и шахматку в новом изделии?

 

www.sabaqtar.kz

Трудовое обучение 4 класс Тема: "Коврик" Учитель Чуватова И.М. - Мои файлы - Методическая копилка

Тема: Коврик. Цель: продолжить формирование навыков учащихся работать с бумагой по технологической карте в ходе изготовления коврика в технике прямого плетения.

Задачи: 1. Формировать умения учащихся работать с бумагой по технологической карте; систематизировать представления учащихся о технике прямого плетения. 2. Корректировать и развивать внимание, мышление, память на основе упражнений в классификации; мелкую моторику на основе выполнения пальчиковой гимнастики; наблюдательность, тактильную чувствительность в процессе выполнения практической работы. 3. Воспитывать положительную мотивацию к учению. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, материал: полоски цветной бумаги (длина 12-15 см), квадраты (10 х10 см) плотной белой бумаги, ножницы, клей, салфетки, линейка, карандаш.

Тип урока: закрепления умений и знаний. Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, игровой, проблемный. Ход урока. I. Организационный этап. Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться. Работаем старательно. Слушаем внимательно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Прежде чем мы приступим к работе, я хочу загадать вам загадку. Слушайте внимательно: Я и дом украшаю, Я и пыль собираю. А меня люди топчут ногами, Да потом ещё бьют батогами. (Ковер)

III. Теоретическая часть.

1. Актуализация опорных знаний. -Ребята, послушайте одну старинную легенду. «Как-то раз разбойники напали на караван, с которым ехал персидский принц. Его захватили в плен, ограбили и хотели убить. Но принц уговорил сохранить ему жизнь, пообещав разбойникам соткать прекрасные ковры. Он выполнил обещание. Разбойники держали его в пещере высоко в горах, подальше от посторонних глаз, а ковры выгодно продавали. Они не знали, что люди могут «читать» по узору. С помощью орнамента принц рассказал о своих злоключениях, и вскоре пленник был найден и спасен».

Вспомните, в каких сказках говорится о сказочных коврах? (ковёр, который смастерила царевна – лягушка; ковёр – самолёт) -Какую форму имеет коврик? (квадратную) -Из какого материала мы будем изготавливать коврики? (из бумаги). -Чтобы плести коврик из бумаги, мы должны её исследовать и вспомнить её свойства: - Возьмите листок бумаги и попробуйте её разорвать. Что вы можете сказать об этом? - Возьмите листок бумаги и опустите её в воду. Что теперь происходит с бумагой? - Возьмите листок бумаги и сомните её, а затем попробуйте разгладить. Сохранила ли она свой прежний вид? -Какой можно сделать вывод? (бумага легко рвётся, размокает в воде, мнётся и не разглаживается). Игра "Пятый лишний". Прочитайте ряд слов, обозначающих предметы. Найдите "лишнее" слово. Лукошко, лапти, сапоги, соломенная шляпа. - Назовите общий признак, который объединяет оставшиеся предметы. (Лишнее - сапоги. Все оставшиеся предметы выполнены в технике плетения, с которым мы знакомились на прошлом уроке). - С каким плетением вы познакомились на прошлом уроке? (С прямым плетением) - Прямое плетение - простое переплетение уложенных крест-накрест лент между собой. Оно может быть исполнено шахматным рисунком. -Как вы думаете, почему плетения получили такие названия? (Шахматным, потому что напоминает шахматную доску) - Мы будем продолжать работать в технике прямого плетения. - Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (Учиться выполнять прямое плетение. Выполнить плетёный коврик.) 2. Физминутка. 3. Подготовительная работа. - Ребята, какие инструменты, нам понадобятся? Давайте отгадаем загадки. Разноцветные листы, Вырезай и клей их ты. Аппликации, картинки, Серебристые снежинки. Можешь сотворить и флаги Из листов... (цветной бумаги)

Клей не пачкает, не льется, Тюбик в сумке не прорвется, Быстро сохнет — только мажь. Клей зовется... (карандаш)

На слайде ребус с ножницами. На уроке нам сегодня пригодиться Карандаш, линейка, ножницы, бумага, клей. Чтобы потрудиться. А еще чуть-чуть терпенья. Много разного уменья Чтоб получился коврик очень замечательно Будете вы свою работу выполнять старательно.

4. Правила поведения во время уроков технологии:

- при работе с клеем клеем пользуемся только по назначению; когда клеем не работаем, он должен быть закрыт; работаем только на клеенке; после работы моем кисточку и руки.

- при работе с ножницами С ножницами не шути, Зря в руках их не крути, И держа за острый край, Другу не передавай

- при работе с линейкой и карандашом. Линейку держи левой рукой, а карандаш правой. Работай только хорошо отточенным карандашом. Линию проводи слева направо. При черчении карандашом, держи его наклонно. Не нажимай на карандаш, линейку не двигай. 4. Вводное инструктирование о предстоящей работе. Рассмотрим этапы работы. При помощи карандаша и линейки начертить квадрат 10х10 см. Вырезать. При помощи карандаша и линейки начертить полоски 12 – 15 см. Вырезать. Сложить квадрат бумаги пополам и надрезать его на полоски от линии сгиба. Это будет основа. Плетем через одну полоску, чтобы они лежали плотно друг к другу. Приклеиваем края, чтобы полоски не выпадали из коврика.

План выполнения работы. На партах карточки, где расположены следующие шаги: • Подготовить квадрат 10х10 см и полоски цветной бумаги 12 – 15 см. • Сложи квадрат бумаги пополам. • Сделай надрезы на полости от линии сгиба. • Нарезанные полоски бумаги аккуратно подтягивай и не допускай больших просветов и перекосов в плетении. • Концы каждой полоски закрепляй на основании клеем. 5. Пальчиковая гимнастика. «Разотру ладошки сильно -растирание ладоней Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. -ухватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги. Руки я затем помою, -потереть ладошкой о ладошку. Пальчик к пальчику сложу, На замочек их закрою И тепло поберегу». -пальцы в «замок». IV. Практическая работа. - План намечен. Можно приступать к работе. На первом уроке мы должны подготовить квадрат и цветные полоски. Самостоятельная работа учащихся по технологической карте.

IV. Целевой обход. 1. Контроль правильности выполнения приемов труда. 2. Контроль соблюдения правил техники безопасности. 3. Помощь учащимся. 4. Контроль объема и качества выполняемой работы.

IV. Итог урока. 1. Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися. 2. Разбор типичных ошибок. 3. Рефлексия. - Чему научились на уроке? Где можно использовать нашу работу? (В качестве салфетки) На следующем уроке мы продолжить работу над нашим ковриком. 4. Оценка результатов. Выставление оценок. 5. Уборка рабочих мест.

Самоанализ открытого урока по трудовому обучению. Тема: Коврик. Цель: Продолжить формирование навыков учащихся работать с бумагой по технологической карте в ходе изготовления коврика в технике прямого плетения.

Задачи: 1. Формировать умения учащихся работать с бумагой по технологической карте; систематизировать представления учащихся о технике прямого плетения. 2. Корректировать и развивать внимание, мышление, память на основе упражнений в классификации; мелкую моторику на основе выполнения пальчиковой гимнастики; наблюдательность, тактильную чувствительность в процессе выполнения практической работы. 3. Воспитывать положительную мотивацию к учению. Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, материал: полоски цветной бумаги (длина 12-15 см), квадраты (10 х10 см) плотной белой бумаги, ножницы, клей, салфетки, линейка, карандаш.

Тип урока: закрепления умений и знаний. Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, игровой, проблемный.

Материал урока. Урок логически связан с предыдущими и последующими. Учащиеся были заинтересованы теоретической и практической частью работы. Оборудование урока. Оборудование соответствовало индивидуальным особенностям развития учащихся. Обеспечена оптимальная видимость и освещённость объектов. Целесообразно применены ИКТ. Оборудование соответствует эстетическим нормам и требованиям к уроку. Структура урока. Использование «дробной» структуры (орг. момент, актуализация опорных знаний; физминутки, указания к началу работы и предупреждение ошибок; самостоятельная работа учащихся; подведение итогов урока). Чётко прослеживалась градация этапов урока. Между ними осуществлялась логическая связь и плавный переход, соответствующий поставленной цели и задачам урока. Достаточная по времени и по объему продолжительность каждого из этапов урока. Подобранные методы и средства обучения (сочетание слова, наглядности и практических действий) их соответствие возрасту учащихся, усиливает мотивацию учащихся, соответствует их уровню развития познавательных возможностей детей. Коррекционно-развивающая работа на уроке присутствовала. На данном уроке использовалось средство развития речи учащихся, где они усваивали слова, обозначающие: названия предметов, связанных с изображением; - признаки предмета или его частей; Развитие зрительной памяти происходило путём запоминание формы, цвета, величины объекта. Подготовка учителя к уроку. Проведена стандартная подготовительная работа по подбору средств, методов, наглядно-демонстрационного материала. Владение методикой преподавания позволяет применять разнообразные методы, приёмы и способы работы. Применяла в ходе урока поощрение и порицание в соответствии с личностными качествами учащегося. Материал урока преподнесён ярко, точно, умеренно и эмоционально выразительно, что способствовало улучшению эмоционально-волевой деятельности и поведения учащихся. На протяжении всего урока прослеживалась тесная взаимосвязь с другими уроками. Общая оценка урока. Были продуктивно реализованы образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи урока. Комплекс подобранных средств (ИКТ, нагл.дем.материал…), методов и приёмов , соответствовал решению поставленных задач. Коррекционно-развивающаяся направленность урока в целом прослеживалась на каждом этапе урока (внимание – при выполнении каждого этапа работы). Урок был целостным и законченным. Достиг поставленной цели.

gskou-bug.ucoz.ru

Технология в 4-м классе "Апликация из соломки"

Разделы: Начальная школа

Задачи.

  • Обучающая: создать условия для дальнейшего совершенствования навыков работы с соломкой при выполнении предметной аппликации.
  • Воспитательная: содействовать формированию потребности трудиться, планировать свою деятельность, чувство сопереживания через организацию групповой работы.
  • Развивающая: продолжить развитие ассоциативного мышления, двигательной (моторной) памяти, глазомера, тонкости различия цвета через работу с природным материалом, обогащение словарного запаса через общение в группе и фронтальной беседы в классе.

Оборудование:

  • выставка работ из соломы,
  • опорные слова (аппликация, предметная, сюжетная, декоративная),
  • эскизы к работам,
  • рисунок белки,
  • виды белок (таблицы),
  • план работы,
  • критерии качества выполнения работы,
  • образец поделок.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа. (Актуализация базовых знаний)
  3. Анализ поделки. (Изложение нового материла)
  4. Техника безопасности.
  5. Физ. минутка.
  6. Выполнение работы. (Практическая работа) Групповая работа.
    1. распределение деталей между учащимися,
    2. наклеивание соломы на детали,
    3. распределение деталей на основе в соответствии эскизу,
    4. наклеивание деталей на основу.
  7. Итог урока. (Анализ и оценка работы)

Выставка работ учащихся.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Вводная беседа. (Актуализация знаний.)

Мы отправляемся в город Мастеров на улицу Соломенную. Выставка поделок из соломки.

- Что необычного вы увидели? Все поделки из соломки.

- Откуда берутся вещи из соломки? В основе этих вещей лежит солома. Это может быть пшеница, рожь, овёс. Срезают серпом, освобождают стебли от коленец, заливают горячей водой и проглаживают каждую соломинку.

- Что можно сделать из соломки? Можно сделать кукол, сундучки, животных, аппликацию.

- Давайте зайдём в один из домов. Кто хозяин этого дома?

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк?

Белка.

- Где живут белки? Живут в смешанных и хвойных лесах.

- Давайте вспомним, какие виды белок существуют? Обыкновенная, гигантская, мышиная, Превоста, индийская, маньчжурская, земляная. Бывает белая, серая, кремовая, летяга.

- Скоро наступит зима. Многим животным тяжело в это время года. Как бы вы помогли белочке? ( Сделаем запасы.)

Сегодня мы будем готовить запасы для этого зверька. Догадайтесь, какие это будут запасы? (Ребята предлагают возможные варианты: семена, зерно, орехи и т.д.)

Я предлагаю выполнить аппликацию из соломки.

- Напомните что такое аппликация?

Аппликация- это наклеивание деталей на основу.

- Что написано в словаре?

Аппликация- это способ создания орнаментов путём наложения на определённый фон кусочков различных материалов.

- На какие виды делится аппликация? Аппликация может быть предметной, сюжетной, декоративной. (Приложение 1)

3. Анализ поделки. (Изложение нового материала.)

Проведём анализ поделки. (Приложение 2) Беседа с учащимися.

-Какая аппликация объёмная или плоская? Плоская.

-Из какого материала выполнена? Из бумаги и соломы.

-Какую лучше использовать по цвету бумагу? Чёрную, синюю, зелёную.

-Как будем скреплять, подвижно или неподвижно? Неподвижно.

-При помощи чего? При помощи клея.

-К какому виду аппликации относятся наши поделки? Предметная аппликация.

- Итак, какую аппликацию мы будем выполнять? Мы будем выполнять предметную аппликацию из соломки.

- Всё ли вам понятно? Какие будут вопросы? Будьте очень внимательны на уроке.

4. Техника безопасности.

На уроке будем использовать инструменты и приспособления. Назовите их. Ножницы, клей, карандаш.

Не забывайте, как работать с ними.

- Ножницы клади кольцами к себе.

- Следи за движением лезвий во время резания.

- Не оставляй ножницы раскрытыми.

- Передавай ножницы кольцами вперёд.

- Используй ножницы по назначению.

5. Физкультминутка.

Подготовим наши руки к работе. Делаем массаж пальцев, растираем ладони, разрабатываем кисти рук, плечи, делаем повороты головой.

Пять весёлых братцев (дети имитируют пальцами игру на пианино) Гуляли по двору, Пять весёлых братцев Затеяли игру. Шлёпали, как рыбки - (шлепают ладонями по коленям) Шлёп, шлёп, шлёп. Топали, как мишки - (постукивают кулачками по коленям) Топ, топ, топ. Бегали, как зайки – (пальцами имитируют прыжки) Прыг, прыг, прыг. Рычали, как лайки - (ладонями имитируют Рык, рык, рык. раскрывающуюся пасть собаки)

6. Практическая работа.

а) По какому плану мы работаем?

План.

  1. Наклеиваем на детали соломенные полосы.
  2. Раскладываем детали на основу в соответствии эскизу.
  3. Наклеиваем детали на основу.

Итак, цель нашего урока: отработать навыки с соломкой, выполнить аппликацию из соломки.

б) Вы разделились на группы. (Класс заранее разделён на 5 групп. Группы составлены гетерогенные по уровню обучаемости и работоспособности.)

Консультанты, поднимите руку. Вы – главные в группе. Выберите поделку, которую будете выполнять.

в) У вас на столах лежат листы с критериями качества выполнения поделки. (Приложение 3) Работу выполняйте в соответствии с критериями.

Сюжет выбран, эскизы лежат на партах. (Приложение 4)

г) Работа по выполнению задания.

д) Проверка и контроль над выполнением задания в группе.

7. Итог урока. Анализ и оценка работы.

  1. Сообщение командиров учителю о полученных результатах.
  2. Оценка работы всей группы.
  3. Оценка работы всему классу.
  4. Выставка работ.

- Что вам помогло выполнить качественно такие поделки? Терпение, дружба, усидчивость.

- Какие пословицы можно считать девизом нашего урока?

«Один за всех, все за одного».

«Сделай сам, помоги другому».

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по трудовому обучению на тему ""Солома. Технология плетения из соломы. СГТ."

Тема: Солома. Технология плетения из соломы СГТ.

Цели:

познавательные: активизация познавательной деятельности учащихся и формирование интереса к технологии обработки соломки;

  • освоение способов действия, умений и навыков, применение теоретических знаний при изготовлении аппликации;

  • формирование потребности сознательного и творческого отношения к труду, трудолюбия, чувства личной ответственности за результаты труда;

систематизировать знания учащихся по обработке соломки.

Инструменты, приспособления и оборудование:

иллюстративный и наглядный материал, технологическая карта обработки/. Заготовки из соломки. Ножницы, техническое стекло, карандаш; Образец элемента изделия. Образцы готовых изделий: коллекция аппликаций.

Тип урока: комбинированный.

Материал: соломка, листы из соломки.

Новые термины и слова: жнец, сноп,

Ход урока

1. Организационный момент:

подготовка учащихся – настрой на урок

Закончите пословицу:

 “Дело мастера ….. (боится)”

 “Рукам работа, душе -… (праздник)”

 “Золотые руки, не знают …. (скуки)”

 “ Не боги горшки …… (обжигают)”

 “Больше дела – меньше ……(слов)”

 “Глазам страшно, а руки ……(делают)”

 “Без труда нет ……..(плода)”

 “Муравей не велик, а горы …….(копает)”

 “Клади картошку в окрошку, а любовь……..( в дело)”

 “Не боги горшки ……………..(обжигают)”

постановка задачи урока;

2. Основная часть:

Издавна известно применение соломы в творчестве народных умельцев. Из соломы можно делать много разнообразных и интересных вещей: плести циновки, делать шляпы, корзинки, сумочки, разнообразные игрушки и т.д. В ряде случаев солома  может заменить шишку, орех, пластилин.

Для использования в работе нужна солома не прелая и ровная, не измятая комбайном. Ее рекомендуется собирать вручную на учебно-опытном участке или на обочинах полей, осторожно срезая или вырывая с корнем. Стебли соломы надо разрезать на части по узлам и аккуратно уложить в ящик или коробку. В таком виде она может храниться всю зиму.

Для работы нужна круглая солома и плоская, разглаженная утюгом. Такая солома приготовляется следующим образом.

Отбирают наиболее круглые стебли, кладут их в таз или другую посуду так, чтобы они поместились без сгибания, и заливают кипятком. Таз накрывают крышкой и оставляют до следующего дня. На следующий день солому вынимают из воды, осторожно разрезают маленькими ножницами или концом острого ножа вдоль стебля. Затем разрезанные соломины осторожно раскладывают на гладильной доске и проглаживают горячим утюгом с обеих сторон до тех пор, пока они не примут форму шелковистых полосок-ленточек. Такие полоски из соломы хороши для плоского плетения и для различных аппликаций.

Минутка для ума.

Послушайте пословицы о соломе.

·        Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.

·        По соломе жита не узнаешь.

·        Лежит на соломе, а говорит, что с ковра.

·        Соломиной не подопрешь хоромины.

·        Сноп без перевясла — солома.

·        По соломинке сноп, по снопишку — копнишка, из копен — стог.

Для того чтобы делать из соломы аппликации, ее можно окрасить в разные цвета с помощью цветных лаков, морилки-бейц или слабого раствора марганцовокислого калия. Соответствующее количество морилки-бейц или марганцовокислого калия растворяется в том кипятке, где замачиваются соломины. В этом растворе солома одновременно и окрасится и распарится. Раскраска соломки цветными лаками производится после того, как она разрезана и разглажена. С помощью кисточки каждая соломинка раскрашивается тем или иным цветом.

Разрезанную, раскрашенную соломку надо бережно хранить в отдельной коробочке.

2) Технология выполнения аппликации из соломки

Аппликация из соломы могут быть нескольких видов: предметная, сюжетная и декоративная. 

1.       Составить эскиз в соответствии с размером будущей аппликации;

2.       Нанести на деталях изображения линий, показывающие направление наклеивания соломенных лент;

3.       Перевести эскиз на кальку;

4.       Нанести клей на бумажные детали, разрезав эскиз;

5.       Наклеить соломенные ленты в соответствии с указанным направлением (если соломка с оттенками, то необходимо учитывать не только направление волокон, но и оттенки). Наклеивают солому аккуратно, тщательно прикладывая одну часть к другой, не оставляя просветов, слегка выступая за края детали;

6.       Обклеенные детали высушить под небольшим прессом;

7.       Соломенные наклейки перевернуть и вырезать детали по контуру со стороны бумаги;

8.       Составить из частей полное изображение на фоне и приклеить, высушить вторично под небольшим прессом;

9.       Покрыть готовую аппликацию бесцветным мебельным лаком.

3. Практическая работа:

-изготовление изделия;

-получение практических навыков и умений;

-контроль за соблюдением технологии;

-сборка изделия

4. Заключительная часть:

 - демонстрация лучших работ;

 - оценка проделанной работы;

- уборка рабочих мест и помещения;

 -анализ работы учащихся

infourok.ru

Разработка урока по технологии на тему "Соломенная скульптура"

Тема: «Соломенная скульптура».

Цели урока: 1. Познакомить детей с новым природным материалом – соломой; формировать умение планировать работу при изготовлении игрушек из соломы.

2. Развивать навыки самоконтроля в работе с природным материалом.

3. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Оборудование: серп, шкатулка, кукла из соломы, лапти, книга Н.А.Некрасова «Колосья», альбом П.И.Чайковского «Времена года», таблички с терминами.

Ход урока

I Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, небо голубое

Здравствуйте мои друзья

Всех вас рада видеть я.

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в город Мастеров.

- Но сначала, проверим готовность у уроку…

Молодцы, все к уроку готовы.

II Сообщение целей и задач урока

Учитель: Мне хочется начать сегодняшний урок с загадки:

Весной – травкой шелковистой,

Летом – нивой золотистой,

Ну, а зимнею порою –

Аппликацией горою.

Суха и ломка,

Зовут её …

Дети: Соломка

Сегодня мы с вами отправляемся в город Мастеров на улицу Соломенную. 

Выставка поделок из соломки. - Посмотрите пожалуйста на данные работы.

- Что необычного вы увидели? Все поделки из соломки.

У. Сегодня мы продолжим знакомиться с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства – художественной обработкой соломы.

Сделанная вашими руками вещь подарит дому тепло и уют, вашим родственникам и друзьям – радость от оригинального подарка, а вам – удовлетворение от хорошо выполненной работы. Цена такой поделки – не рубли, а ваше умение и терпение, фантазия и творчество, желание сделать приятное близким.

Сегодня мы попробуем оказаться в деревне XIX века в крестьянской семье, где дети спят на полу, устланном соломой, где топится русская печь,- там, где не знают о куклах Барби, где соломенные куклы – самые любимые игрушки.

III Знакомство с видами и свойствами нового материала

На столе лежат тонкие веточки деревьев, травянистые стебли и солома.

- Найдите среди образцов солому.

(дети выполняют задание)

- Как солому можно отличить от других предметов?

(выслушиваются ответы детей)

- Опишите, как выглядит солома.

На экране проецирует текст:

Соломка – это полый внутри стебель, легко обрабатываемый материал. Изделия из соломки очень привлекательны, красивы.

Солома – сухие стебли – замечательный материал для работы. Издавна народ применяет её для изготовления лёгких и прочных вещей. С соломой приятно работать: она золотая, гладкая, гибкая, пахучая. Отдал стебель людям целый колос налитых зёрен, а потом послушно сгибается в умелых руках, подчиняясь фантазии мастера. А мастер придерживается народных пословиц, в которых отражена народная мудрость.

IV Вводная беседа

На доске.

- Поспешишь – людей насмешишь.

- Есть хотенье – будет и уменье

- И швец, и жнец, и на дуде игрец.

- Как вы понимаете смысл каждой из них? (выслушиваются ответы детей)

-Ребята, все они относятся к теме нашего урока. Работать мы должны не спеша, с желанием. Поможет нам во всём жнец.

-Кто это такой?

Дети: Человек, который работает в поле и убирает хлеб.

- Кто может назвать орудие труда этого человека?

Дети: Серп.

Учитель: С помощью серпа жнец убирал урожай с огромных, бескрайних полей. Жницами становились молодые и не очень молодые женщины. Убирали хлеб вручную.

Наверное, и к хлебу раньше относились намного бережнее чем мы сейчас. Многие русские народные песни отражают бережное отношение к хлебу.

Послушайте песню и подумайте, какая главная мысль песни?

Исполнение песни «Хлеб всему голова»

-Почему это главная мысль? (Потому что нельзя прожить без хлеба)

Итак, хлеб собирали в снопы. Красиво убранный сноп подпоясывали свяслом.

На экране появляется новое определение:

Свясло – соломенный жгут.

Показ учителем на рисунке свясло.

- Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. В страду крестьянки часто брали с собой в поле малых детей. Чтобы как-то развлечь дитя, женщина делала для него примитивную куклу из первого, что попадалось в руки,- из соломенного жгута-свясла.

Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины – платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала усложняться. Было найдено решение: вставить пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.

Показ образца соломенной куклы

- Также солома всегда была нужным материалом и в крестьянском хозяйстве. А где она применялась вы узнаете послушав стихотворение Ивана Сурикова «Зима», написанное в конце прошлого века.

Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле побелело, Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной И заснул под нею крепко, непробудно… Божьи дни коротки, солнце светит мало, Вот пришли морозцы - и зима настала.

Труженик-крестьянин вытащил санишки, Снеговые горы строят ребятишки. Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи, И избу соломой он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели, Не надули б снега вьюги и метели. Он теперь покоен - все кругом укрыто, И ему не страшен злой мороз, сердитый.

-Где же ещё использовали солому?

Издавна использует народ солому. Но нигде, наверное, не нашла она такого широкого применения, как в белорусском Полесье. Там из соломы стали делать шкатулки, корзины, мужские шляпы, короба для хранения зерна и продуктов, ларцы, различные игрушки. И сегодня из соломы продолжают изготавливать шляпы, сумки, коврики, мебель.

Во многих странах и в наше время на праздниках урожая из последних собранных колосков и соломы делают кукол.

Люди верят, что куклы приносят удачу.

И сегодня мы сделаем такую куклу.

IV Практическая работа

– Рассмотрите куклы из соломы.

- На кого они похожи?

Обратите внимание, как у них оформлены руки, какие у кукол прически.

Куклы сделаны просто. Пучок соломы скручен жгутом, перегнут пополам и перехвачен нитками по линии шеи и талии. Из нескольких отведённых от основного пучка соломинок, также скрученных плотным жгутиком, сделаны руки и вставлены «крендельком» в середину фигурки.

- Как вы думаете, какие инструменты будут помогать нам в работе с этим материалом?

Дети: Ножницы.

Учитель: Вспомните правила работы с ножницами.

  1. Соблюдай порядок на всём рабочем месте

  2. Пред работой проверь исправность инструментов

  3. Не работай ножницами с ослабленным креплением

  4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами

  5. Работай ножницами только на своём рабочем месте

  6. Следи за движением лезвий во время работы

  7. Ножницы клади кольцами к себе

  8. Подавай ножницы кольцами вперед

  9. Не оставляй ножницы открытыми

  10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз

  11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу

  12. Используй ножницы по назначению

Итак, мы приступаем. За работу!

Наш девиз: «Сделай сам, помоги товарищу»

А для работы нам понадобится материал (солома), инструменты (ножницы) и о безопасности труда мы с вами уже поговорили.

Учитель вывешивает на доску таблички со словами: материалы, инструменты, безопасность труда.

Под руководством учителя дети делают соломенные куклы.

V Итог урока:

Изготовленную на сегодняшнем уроке куклу можно носить с собой, а можно поместить её дома – в комнате, на кухне, чтобы она оберегала вас и ваших родных.

Вы сделали прекрасные поделки.

Мы сегодня с вами впервые занимались такой работой.

А теперь посмотрите на куклы, которые делают мастера уже давно. Одна из них Екатерина Константиновна Медянцева.

- А как вы думаете а зачем люди занимаются этим творчеством ? ( Чтобы приносить людям радость и чтобы помнить о снопах на скошенном хлебном поле во время жатвы)

А сейчас к доске выйдут …

Посмотрите на поделки

- Куклы из соломы привлекают тем, с какой естественностью использован в них природный материал, с какой изобретательностью и чувством красоты он преображен в художественно-выразительный образ

По конструктивным критериям они прочны, по технологическим – оригинальны и рациональны. Мы учли и экологические критерии. По эстетическим критериям все поделки имеют оригинальные формы, правильно выбранное цветовое решение. И, конечно, же, учтены экономические критерии: солома доступна, практична, её можно использовать неоднократно.

infourok.ru

Приемы работы с соломой. Плетение соломенных лент

Чтобы сплести из соломы шляпу, корзиночку, чемодан, сумку, настенные коврики и другие изделия, необходимо сначала заготовить солому , а потом сделать плетеную ленту.

Такую ленту плетут, вручную из цельной, круглой соломы первого и второго сорта. Для самых тонких производственных изделий плетут ленты из расщепленной соломы.

На производстве расщепление соломы производится специальным колунком, а на очень больших производствах даже специальными машинами. Так как расщепление соломы процесс трудный, мы ограничимся в этой статье плетением из круглой соломы. Скажем, однако, что сам процесс плетения из круглой и расщепленной соломы одинаков.

 

Способов плетения лент из соломы много. Мы расскажем вам о том, как плести упрощенные ленты — из двух, трех, четырех, пяти, шести, семи и одиннадцати соломинок.

Для любого плетения за 3—4 часа до работы солому необходимо размочить в холодной воде. Если солома очень давнего сбора, лучше ее даже попарить, так же как перед разглаживанием. Перед работой выньте солому из воды, стряхните и закатайте в газету, разложив тонким слоем. Это необходимо потому, что высохшие соломины перестают эластично сгибаться, они колются и ломаются при малейшем перегибе.

Пальцы во время работы также надо время от времени смачивать в тазике с водой. Из сухих пальцев солома легко выскальзывает. При плетении фигурных лент с зубчиками «четверки» и «елочки», а также при выплетании широких полос лент из 7 и 11 концов пальцы желательно салить куском сала, чтобы придать плетению прочность утяжки всех сторон. Кроме того, насаленные пальцы быстрее работают, плавно скользя по соломе и не болят от трения на сгибах.

Плетение ковриков из круглой соломы: 1 – способы плетения косиц из соломы в три и в четыре конца; 2 – схема сшивания прямоугольного коврика; 3 – схема сшивания круглого коврика.

Лента «двойка». Две длинные соломины сплющиваются, укладываются друг на друга под углом 90° и завязываются ниткой. Нижняя соломинка загибается по на верх лежащей и становится верхней. Тогда на нее загибается соломинка, которая оказалась теперь внизу и т. д. Укладывая соломинки, плотно прижимайте одну к другой. Правой рукой загибайте соломинки наверх, левой рукой придерживайте образующуюся гармошку и поворачивайте очередную соломинку. Когда какая-либо соломинка оканчивается, удлиняйте ее подкладыванием поверх нее новой соломинки.

Рисунок, помещенный ниже, поможет вам лучше понять процесс плетения. Закончив плетение «двойки», завяжите кончики ниткой, как и в начале плетения, и слегка растяните плетево, как гармошку. Плетение «двойкой» идет только на отделку, например соломенного настенного коврика.

Можно использовать это плетение и как отделочный шнур при окантовке корзиночек, сумочек и других изделий.

Плетение ленты «двухконцовки-двойки»: 1 – начало собирания соломинок; 2 – сгибание; 3 – готовая «двойка».

Лента «тройка» плетется, как обычная коса, из трех соломин. Каждый поворот соломины загибается плотным прижиманием. Тем самым достигается сплющивание круглой соломины. Начиная плетение без надставок, вставьте две соломины одна в другую — узким концом в широкий. Третью соломинку приложите к двум, с небольшим заходом поверх. Во время работы следите за равномерным утягиванием с обеих сторон заплетающихся концов, не надвигайте соломинки одна на другую и не оставляйте просветов между ними. Ширина ленты зависит от толщины взятых соломинок.

Плетение ленты «трехконцовки-тройки»: 1 – сбор соломинок; 2 – готовая «тройка»; 3 – подстановка новой соломинки.

Чтобы плетешок не ломался и не путался, ленту время от времени сматывайте на дощечку или на руку в виде восьмерки и завязывайте тесьмой. Как уже говорилось в плетении «двойка», накладыванием новой соломинки той же толщины на оканчивающуюся, с небольшим заходом поверх, вы производите удлинение.

Плетение с новой соломинкой продолжается, как обычно. По окончании плетения ножницами подрезают торчащие во все стороны лишние концы, а сплетенную ленту, размочив снова в воде, проглаживают горячим утюгом. Проглаженная солома приобретает утраченный от размачивания блеск, кроме того, лента прессуется и выходит из-под утюга плоской и ровной.

Лента «четырехконцовка простая». Эта плетенка самая распространенная. Она хороша для сшивания шляп и корзинок. Плетется эта лента теми же приемами, что лента «тройка». Только в этом случае берут четыре соломинки, вдвигают по две друг в друга для удлинения. Складывают их крест-накрест. Затем загибают один из концов назад, второй из-под низа наверх, как показано на рисунке. Образуется четыре конца, из которых и ведут плетение. Места сгибов плотно сжимают большим и указательным пальцами левой руки, а продолжают плетение обеими руками поочередно, то есть левую боковую соломинку загибают левой рукой назад и переплетают в середине плетения с соседней. Правую соломину правой рукой загибают на себя под углом и переплетают также в середине. Эти переплеты закрепляют положение плетенки и образуют среднюю часть ленты в шахматном порядке.

Плетение ленты «четырехконцовки простой»: 1 – сбор соломинок; 2 – сгибание; 3, 4 – дальнейший ход плетения; 5-готовая «четверка»,

Так, попеременно заплетая левую сторону все время назад, а правую наверх, и ведется плетение.

Во время работы следите за равномерной утяжкой соломинок, правильным сгибанием их под углом на краях и не допускайте просветов между ними. Это указание относится к плетению любым способом. Во время работы не забывайте расплющивать соломинку пальцами, особенно на сгибах. Удлинение оканчивающихся соломинок производите во всех случаях так, как мы указывали раньше, — накладыванием поверх новой соломины. Лишние кончики по окончании обрезаются.

Лента «четырехконцовка с зубчиками». Эта плетенка очень красивая и прочная. Из нее сшивают и шляпы и корзинки, кроме того, ею отделывают гладкие изделия. Две соломинки, вставленные друг в друга, складывают и загибают так же, как и в предыдущей «четырехконцовке». Когда вы проделаете два хода плетения — справа и слева, работа несколько усложнится: вперед, на себя, загибов в этой плетенке не будет. Это плетение основано на загибании только назад. С боков образуются равномерно, то слева, то справа зубчики, состоящие из двух под углом согнутых соломинок.

Плетение ленты «четырехконцовки с зубчиками»: 1, 2 – начало плетения; 3 – готовая плетенка.

Ход плетения такой: левую соломинку загибают назад и переплетают в центре. Снова левую боковую загибают назад и переплетают с боковой справа, накладывая ее поверх. С этого вышедшего направо кончика начинается первый зубчик. Загибая его назад, образуем только половину зубца, для его окончания надо следующую, правую соломинку загнуть снова назад. Закончив этим зубчик, кончик соломинки надо вывести налево поверх крайней слева, как показано на рисунке.

Вся последующая работа будет заключаться в выплетании зубчиков по бокам и переплетах соломинок в центре. Обычной ошибкой начинающих бывает незаканчивание зубчика и преждевременный переход на другую сторону плетения либо непереплетание соломинок между собой в центре.

Своевременно устраняя ошибки, не допуская просветов и кривизны в плетении, эта работа очень быстро усваивается. Плести эту плетенку могут даже дети дошкольного возраста. Начинайте с небольших плетешков, без удлинения, используя сплетенную полоску как закладку в книгу.

Выше: Плетение ленты «пятиконцовки», или «педали»: 1 – сбор соломинок; 2 – сгибание; 3 -готовая «педаль».

Лента «пятиконцовка», или «педаль». Плетется так же, как «четырехконцовка без зубчиков». Но сборка соломинок для плетения несколько иная: две пары, вставленных друг в друга соломинок, кладутся рядом так, чтобы конец одной выступал сантиметров на пять. Это необходимо для того, чтобы соломинки не пришлось удлинять одновременно. Посредине этих двух соломинок перпендикулярно к ним, укладывается третья соломинка, кончик которой выступает на 2 см вверх над поперечными. Все три соломинки берутся левой рукой, а указательным и большим пальцами правой руки загибаем концы двух соломинок вверх, размещая их, как показано на рисунке.

Далее, ту соломинку, что была поставлена перпендикулярно, сгибаем справа налево. Переносим все соломинки в правую руку и пальцами левой руки сгибаем крайнюю слева на последующую, а последующую подводим на третью снизу. Получим, таким образом, с одной стороны две, а с другой — три соломинки. Проделав то же самое справа, поочередно будем заплетать соломинки дальше, сгибая под углом на боках и переплетая в центре между собою. Лента «педаль» хороша для сшивания шляп, кошелок, сумок, коробов и ковриков. Не забудьте готовое плетево время от времени сматывать в моток, а по окончании работы увлажнить и запрессовать под горячим утюгом.

Плетение ленты «шестиконцовки», или «елочки»: 1 — собирание соломинок; 2 — сгибание; 3 — левая сторона плетения с «пустым» шагом; 4—готовая «елочка».

Лента «шестиконцовка», или «елочка».

Плетется наподобие «четырехконцовки с зубчиками». Только в центре плетево образуется не в шахматном порядке, а в виде елочки. Используется такая лента главным образом для отделки и окантовки художественных изделий и ковриков. Небольшие учебные отрезки «елочки» используйте как закладки для книг. Начало ленты заплетается из шести соломинок, вставленных одна в другую попарно. Сборку этих соломинок производите, как показано на рисунке. Далее, в центре, они заламываются под углом. Крайнюю справа соломинку загибаем на вторую и подводим под среднюю; затем крайнюю слева загибаем на вторую слева и подводим под третью. Все время соломинки четко разделяются на три слева и три справа.

Плетение «елочка» отличается от «четырехконцовки с зубчиками» в перешагивании на левой стороне плетения не через одну, а сразу через две соломинки. С левой стороны получается четкое протягивание соломинки в горизонтальном направлении от зубчика к зубчику. «Елочку» можно плести как из самых тоненьких, так и из самых толстых соломин, расплющивая их пальцами во время плетения и, конечно, как все плетенки по окончании работы размачивая, прессуя и высушивая под утюгом.

Выше (слева):  Плетение ленты «семиконцовки», или «хины»: 1 – собирание соломинок; 2 – сгибание; 3 – готовая «семиконцовка», или «хина».

Выше (справа): Плетение ленты «одиннадцатиконцовки», или «чемоданной»: 1 — сбор и сгибание; 2 — готовая «одиннадцатиконцовка», или «чемоданная».

Лента «семиконцовка», или «хина».

На юге сплетенную этим способом ленту называют «хиной», по имени города Хины, где из нее плетут большие шляпы от солнца, тенты и шторы на окна.

Началом плетения служат три заломленные в одном направлении соломинки с подставленной к ним перпендикулярно четвертой. Поочередно, переходя с одного бока на другой, загибают то четыре, то три соломинки, на боках под углом образуя ровную линию. Те, кто уже научился плести «пятиконцовку», без труда сплетут «семиконцовку», «девятиконцовку» и самую широкую ленту из одиннадцати соломинок, так называемую «чемоданную», так как из нее обычно сшивают чемоданы.

Лента «одиннадцатиконцовка», или «чемоданная». Плетется из пяти заломленных в одну сторону и одной перпендикулярной к ним соломинок. Концы соломинок разбиваются на пять и шесть в разные стороны, как показано на рисунке, и поочередно загибаются под углом. Изделия из соломенных лент сшивают нитками вручную или на швейной машине. При ручном сшивании стежок скрывается между соломинками. При машинном сшивании шьют редкой строчкой вдоль ленты. Пришиваемую ленту накладывают до половины ширины на уже пришитую. Лента хорошо поддается растягиванию, выглаживанию и сшиванию по любой форме. Шляпы сшивают и гладят на деревянном болване. Начинают сшивать шляпы обычно с донышка.

Источник – сайт о рукоделии и различных видах хобби – Трозо.Ру

s30893898787.mirtesen.ru

Как сделать домашний коврик

Тёплый и уютный домашний декор, беспрецедентная актуальность которого в последние десятилетия удачно используется дизайнерами для предложения новых изделий, может быть вполне сделан своими руками, причём не хуже, чем это делают знаменитые мастера. Такой декор делает обычное жилое пространство по-настоящему родным домом.

Одним из таких любимых предметов декора, безусловно, является коврик. Ещё недавно модная тенденция оформления интерьера ковровыми изделиями в восточном стиле видоизменилась. Она преобразовалась в нечто новое, минималистично-уютное, незамысловатое, но исключительно дополняющее любой интерьер. Тканые, валяные и вязаные коврики при всей своей простоте способны органично влиться в практически любой интерьерный дизайн, разбавить строгие минималистические линии современных органических интерьеров, внести бионическую составляющую в классический дизайн, сделать интересными и современными статичные «старые» стили, стать изящным дополнением в интерьерах стилей ар-деко, модерн, поп-арт и пр.

Актуальность напольного декора и ручное исполнение предполагает также его высокую стоимость. Но, оказывается, создать такое изделие, как домашний коврик, вполне доступно каждому. Что отличает технику изготовления ковровых изделий от других художественных техник? Это преимущественно недорогие ручные методы изготовления, поэтому выполнить красивые коврики могут не только дизайнеры с именем.

История славянского коврика

Плетение зародилось на заре человечества, свыше 25 000 лет назад. Изготовление ковриков, половиков, дорожек появилось одновременно с появлением ручного ткачества и вязания. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из поколения в поколение.

Широко известной техникой является плетение персидских ковров. Распространение ковровой техники на основе шерсти связано в большей мере с развитием скотоводства и доступности шерсти как материала для изготовления. Ковры были одновременно украшением и утеплителем жилья кочевников, кроме того, они были идеальными для перевозки, так как занимали мало места. Изготовление ковриков малого размера первоначально было связано с религиозными восточными ритуалами, в музеях представлены уникальные образцы ручного плетения. Персидские ковры ручной работы до сих пор предполагают практически филигранную технику плетения, которая не может быть воспроизведена при помощи машин, и имеют баснословную стоимость.

Ткацкий станок 19 века и мастерица Евсеева Лидия Ивановна, село Крошнозеро, Карелия

У славянских народов ковровые изделия и половики относятся к «низовым» техникам, которые не предполагают высокий уровень мастерства как ткачество более тонких тканей, плетение кружев, кружевное вязание. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Такое использование изначально имело только практическую составляющую, так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к респираторным заболеваниям. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора.

Домотканый половик в русской избе

Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, придание нового качества старым вещам. Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала. Изначально ткань резалась на длинные куски шириной 0,5-2 см, а после прокручивалась на веретене. Дальше их ткали обычным способом, используя в качестве основы нити из прочного материала — конопляные, льняные, хлопчатобумажные. Обычно метод ткачества половиков предполагал двухнитовую технику, но встречались также коврики, тканые на трёх- и четырёх нитях. Для ткачества половиков использовались специальные берды с более крупными зубьями, они применялись для сбивания нитей в единое полотно.

Русские домотканые половики в современном интерьере

Как правило, не существовало какого-то специального эклектического смысла в рисунках и орнаментах дорожек, как это свойственно другим техникам народного рукоделия. Декоративный эффект достигался за счёт разного цвета нитей, больше всего встречаются «иррегулярные» дорожки без какого либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, дорожки напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер. В качестве украшения половиков использовались различные техники, например, применялись «бантики» и «бабочки», которые делались из контрастных вставок с поднятым ворсом. Для сложных узоров использовались известные текстильные техники: оборачивания, закладного ткачества, ручных переборов. В качестве декора или границы рапорта делались «косички» — белая и красная или чёрная нити скручивались вместе и использовались для прокладывания полосы узора.

Круглый половик из косичек

Кроме домотканых половиков на Руси были популярны круглые коврики. Для плетения таких ковриков использовалась более сложная техника плетения косичкой на основе, немного позже для упрощения использовались сплетённые косички, которые сшивались между собой, также широко использовалась техника вязания половиков крючком. В качестве основного узора при вязании крючком применяется обычный столбик без накида.

Половик, связанный крючком

Входные коврики

Вход в жилище имеет определённый смысл. Входные коврики являются визитной карточкой любого дома, они передают эмоции хозяев, радостно приветствуют всех вошедших, защищают дом от «дурной» энергии и сглаза. Кроме того, входные коврики должны быть функциональными, крепкими, их изготавливают из плотных грубых материалов, часто на прорезиненной основе. Входные коврики обычно делают из тёмных материалов, чтобы они меньше пачкались. Идеальным решением для входа будут яркие разноцветные деревенские коврики, на которых не видна грязь.

Входной коврик, сплетённый косичкой из соломы

Популярным решением для входа будут различные соломенные коврики, которые можно сплести самостоятельно — используются как техники плетения косичкой, так и тканая техника. Единственным недостатком таких ковриков является тот факт, что со временем солома начинается сыпаться, однако качественный срок службы таких ковриков составляет несколько лет.

Изготовление круглого коврика из прочной цветной верёвки

В качестве материала для изготовления входных ковриков рекомендуется использовать жёсткие толстые верёвки, декоративность коврику придают разные цвета. Крепление верёвочной нити в таких ковриках может делаться по-разному. Выполненная из верёвки декоративная часть коврика крепится с помощью силикона или клея, а потом приклеивается на прорезиненную основу. Такой коврик вполне может быть использован на улице.

Коридорные половички

Внешний вид, фактура, размер коридорных половичков зависит от вида помещения. Среди них наиболее актуальны домотканые дорожки, особенно для длинных узких коридоров. В маленьких квартирах могут использоваться коврики различных размеров и цветов, материал для изготовления выбирается из расчёта необходимой функциональности половика, срока службы, количества постоянно проживающих в квартире. Чем меньше требований к износостойкости, тем больше возможностей для творчества.

Плетение половика из верёвки по методу вязания крючком, такой коврик может быть использован в коридоре, гостиной, спальне

Безусловно, традиционная славянская техника изготовления половиков позволяет сделать из напольных дорожек нечто большее, чем просто покрытие. В настоящий момент разноцветные дорожки являются полноценным декором, который вносит жизнеутверждающую нотку в любой интерьер. Элемент декоративной органики, придание вещам возможности второй жизни, удивительно позитивные цветовые образы делают применение такого традиционного декора популярным. Немаловажно, что такие тряпичные половики хорошо стираются, не изнашиваются, не накапливают пыль, чем не могут похвастаться другие напольные покрытия, представленные в магазинах в широком ассортименте. В большинстве случаев такие коврики натуральные, хотя могут использоваться и синтетические ткани. Коврики могут быть как летние, так и зимние шерстяные. Сменные коврики очень удобно хранить в свёрнутом виде в шкафу.

Половик, связанный крючком из тонких хлопчатобумажных тряпичных лент

Современные тенденции изготовления ковриков

Ручные техники изготовления различного декора давно эксплуатируются дизайнерами, не исключением являются и коврики, которые предлагают огромное пространство для творчества и самовыражения. Используемые техники позволяют создавать практически любые узоры, экспериментировать с цветом, создавать новые оригинальные решения. И всегда цветные коврики будут связаны с позитивными эмоциями. Их любят дарить, украшать интерьеры и создавать самостоятельно.

Современный коврик, связанный крючком

Простой и доступной техникой плетения ковриков, безусловно, считается техника плетения «косичкой» и сшивания отдельных косичек между собой. Использование различных материалов позволяет проводить сногсшибательные эксперименты, как, например, изготовление ковриков из флисовых лент различных цветов. Такие коврики могут быть использованы в качестве покрывал, салфеток. Новые материалы для плетения, конечно, позволяют более тщательно подбирать цветовую гамму, она становится более гармоничной, изысканной. Мастера используют мягкие переходы между оттенками, экспериментируют с формой коврика, создают удивительные коллажи, которые вливаются практически в любой интерьер. В представленном внизу примере косички сплетаются, для сшивания коврика прокладывается строчка «зигзаг».

Объектом авторского дизайна становятся коврики для детских и спален. В настоящий момент изготавливаются мягкие коврики из помпонов, пушистые ворсовые коврики, коврики филейной техники. Такие коврики занимают достойное место у каминов, возле кроватей, в детских.

Мягкий коврик из помпонов

Ворсовый коврик из ткани на основе

Детский коврик из помпонов

Коврики могут быть выполнены в технике гобеленов, пожалуй, это будут самые дорогостоящие коврики, но результат превзойдёт задуманное. Гобеленовая техника ткачества в последнее время становится всё более популярной, именно поэтому она используется мастерами для изготовления дорогих авторских ковриков. Заранее созданный эскиз, тщательный подбор ниток позволяет получить экстра-результат. Для удобства изготовления за основой крепится цветной эскиз в натуральную величину. Плетение ковров по технике гобелена — кропотливая и медленная работа, но результат стоит временных затрат.

Коврик, изготовленный в гобеленовой технике, и процесс изготовления гобелена

Как сделать коврики своими руками

Изготовить коврики самостоятельно можно несколькими способами. Самым простым методом будет плетение ковриков косичкой. Это нетрудоёмкий простой и эффективный способ получить красивый коврик с собственным дизайном, идеально подходящим под ваши предпочтения.

Формы ковриков из косички могут быть совершенно разными. Если вы решили изготовить коврик из старых вещей, то тряпичная нить должна быть соответствующим образом подготовлена.

Для красивого плетения косички важно делать чистые соединения тряпичных лент между собой. Это можно сделать, например, следующим образом:

Коврики косичкой могут быть также сплетены на основе, это позволяет исключить необходимость сшивать косички.

Схема плетения коврика на основе: 1 — левое плетение; 2 — правое плетение; 3 — плетение с просветом; 4 — копактное плетение; 5 — плетение с чередованием наклона; 6 — плетение с постоянным наклоном

Плетение коврика можно делать на достаточно простом оборудовании, причём длину коврика также можно регулировать, переставляя полотно. Радиальные коврики плетутся по той же технике с радиально закреплённой основой. В зависимости от толщины матерчатой нити можно регулировать размер раппорта, конечно, чем тоньше исходные ткани, тем будет тоньше нить. Как было показано выше, тонкие ткани укрепляют несколькими сложениями.

Видео: мастер-класс по плетению прямоугольного коврика на ткацком станке

Альтернативой плетения на станке может быть вязание крючком. Причём получаются очень красивые коврики из бельевых и блузочных тканей. Если вы делаете нить из маленьких кусочков ткани, то советуем резать её по кругу, чтобы избежать многочисленных соединений. Подготовка нити и само плетение — процессы кропотливые, как правило, плетение 1 м2 коврика занимает около 5 часов.

На готовом изделии нужно хорошо закрепить нити основы. Во многих случаях края дорожки обшиваются лентой, которая может быть дополнительным декором. Наиболее часто нити основы закрепляются и оставляются в виде бахромы, украшающей края дорожки. Плетение на основе позволяет делать разнообразные рисунки. Фактура вашего коврика будет зависеть от толщины нити, чем тоньше нить, тем больше коврик будет похож на гобелен.

В заключение скажем несколько слов о создании ворсовых ковриков на основе. Такие коврики приятны к телу, а техника позволяет создавать сложнейшие рисунки. Для того чтобы сплести коврик, нужно заготовить крепкую основу с редкими нитями и подготовить нити одной длины. Как правило, такие коврики выполняются из пряжи. Крепление ворса проводится по схеме, которая показана на фото.

Также интересным решением является изготовление ковриков из помпонов, для этого необходимо сделать сначала помпоны по схеме, расположенной ниже, затем они крепятся на основу. Из заготовок разного цвета можно создавать различные рисунки, изготовление ковриков из помпонов является превосходным способом утилизации остатков пряжи.

Схема изготовления помпона

Крепление помпонов к основе

Различные варианты ковриков — входных, прикроватных, дорожек, половичков, позволяют нам сделать любое, даже самое скромное жильё, уютным и комфортным. Коврики могут быть изготовлены из различных материалов, предназначаться для разных сезонов. Они удобны для хранения, уборки, достаточно износостойки. Кроме того, старинные техники изготовления половичков позволяет избавиться от надоевших вещей и дать им новую жизнь в виде коврика, который долгие годы будет радовать глаз. Всё зависит от вашего желания, возможностей и фантазии. Любой коврик будет самобытным и по-настоящему авторским.

рмнт.ру

rmnt.mirtesen.ru