Мы рады приветствовать вас на сайте «АВТОКОВРИК»
НОВОСТИ
"Автоковрик" расширяет ассортимент ковриков в салон автомобилей. В продажу поступили резиновые и текстильные автомобильные коврики на следующие модели автомобилей: Ford Focus III; Nissan Juke; Hyundai Solaris, ELANTRA 2011, Kia Soul, PICANTO II, Sorento 2011; Mazda 3 2009, CX-5; Mercedes GL X164; Opel Astra J; Renault Sandero, Duster; Subaru XV; VW Polo sedan, Jetta 2011, Passat B7 2011; Mitsubishi ASX; VW Polo sedan. Огромный ассортимент автомобильных ковриков в наличии.
Розничные магазины:
г. Ростов-на-Дону,
ул. Красноармейская, 157
тел.: +7 (863) 292-30-66
г. Таганрог,
ул. Седова, 2/2,
тел.: +7 (8634) 32-76-32
г. Миллерово,
Рынок МТК, ул. Толстого,
пав. № 63, т.: +7 (86385) 2-99-19
с. Чалтырь
ул. Олимпийская, 1/82
т.: +7 (863) 247-10-66
Интернет-заказы:
E-mail: [email protected]
тел.: +7 (905) 428-29-55
Мария Монтессори ввела в обиход педагогов и психологов понятие подготовленной среды, где развитие ребенка происходит благодаря его взаимодействию с разными предметами, назначение которых - улучшить те или иные познавательные функции малыша. Взрослый в данном процессе выступает помощником и обеспечивает сменяемость дидактических материалов в окружении крохи. Ребенок сам решает, чем он займется и какой предмет выберет в данный момент.
Поскольку постоянно требуются новые и новые объекты, а стоимость готовых развивающих игрушек весьма высока, многие педагоги и родители предпочитают изготавливать материал Монтессори своими руками, используя все, что есть в доме: ткани, пуговицы, крупы, картон и т. д.
Главное требование к каждому составному элементу будущих игрушек – это его естественное происхождение, чистота и безопасность для маленького ребенка.
Как же сделать Монтессори-материалы своими руками? Обсуждение изобретательными взрослыми конкретных предметов, которые можно сотворить самостоятельно, привело к составлению списка самых доступных, простых и полезных развивающих игрушек. Итак, вот этот ТОП-7.
Рамки-вкладыши – это самый популярный дидактический материал Монтессори. Своими руками их чаще всего делают из картона. Рамки-вкладыши многофункциональны – с их помощью ребенок одновременно изучает цвета, формы, размеры и учится их сопоставлять. Изготовление такой игрушки начинается с разрезания большого листа картона или нескольких обувных коробок на равные квадраты. После чего их обклеивают цветной бумагой и канцелярским ножом аккуратно вырезают из центра фигуры: круги, квадраты, треугольники, трапеции, ромбы и т. д. разных размеров.
Далее таким же образом изготавливаются и вкладыши контрастного оттенка, в центре которых помещается пуговица или другое приспособление для удобного захвата детскими пальчиками. Края картонных элементов зачищаются мелкой наждачной бумагой, чтобы они легче входили друг в друга.
Геометрик - это чудесная вещица, за игрой с которой ребенок готов провести не один час. В оригинале он состоит из доски и штырьков. Создавая подобный материал Монтессори своими руками, вместо деревянных чопиков можно использовать канцелярские кнопки с головками разных оттенков. Необходимо вбить их в доску с помощью молотка, чтобы юный естествоиспытатель не смог вытащить острия из основы. На широкие пластиковые части кнопок малыш цепляет резинки (подойдут те, которые предназначены для скрепления купюр банковскими работниками и имеют разные цвета), формируя линии, фигуры и целые картины.
Тканевый коврик станет любимой забавой малыша, ведь на нем так здорово сидеть, лежать, расставлять игрушки, а еще он содержит массу сюрпризов. Этот дидактический материал для реализации методики Монтессори можно сделать действительно из чего угодно. Единственное, что вас ограничивает - собственное воображение. Размер, цвет, рисунки, развивающие элементы типа пуговиц, молний, крючочков, кармашков могут быть абсолютно любыми. Для шитья такого коврика подойдет все, что лежало в платяном шкафу в ожидании лучших времен: отрезы ткани, старая одежда, фурнитура и т. д.
Главное, чтобы детали имели различную фактуру: чередовались элементы из хлопка и шерсти, гладкие и шершавые, шитые и вязаные. Под аппликации можно спрятать шуршащий полиэтиленовый пакет, пищалку, горсточку крупы или бисера.
Тренажером для изучения цветов послужат любые предметы - от деревянных чашечек, пластмассовых коробочек определенного оттенка до кружков или фигурок из картона. Инструментом же для подбора проще всего сделать прищепки. Они могут быть как пластиковыми, определенного цвета, так и деревянными с бумажными наклейками. Наклейки по своему колеру так же должны повторять фигурку (емкость).
Ребенок одновременно тренирует зрение, мыслительные функции и мелкую моторику, находя каждой прищепке правильное место. Это еще один случай, когда Монтессори материалы своими руками ни в чем не уступают покупным.
Несмотря на свое название, доска для шнуровки - это не обязательно деревянная заготовка. Если нет возможности выпилить фанерную фигурку, то подойдет и деталь из плотного картона. Для долговечности лучше обклеить ее пленкой. В заготовке острым инструментом выбиваются отверстия, в которые ребенок сможет без труда протянуть шнурок.
Доска может иметь любую форму - от приближенной к реальности (например, обуви) до сказочных замков, животных или транспортных средств. Шнурки лучше брать готовые, их концы удобны для просовывания в дырочки.
Сенсорная змейка, или гусеница, - это тоже материал Монтессори. Своими руками сделать такую игрушку можно за несколько часов. Все, что вам понадобится - кусочки различной ткани и материал для наполнения шариков. Подойдут крупы (пшено, фасоль, рис, горох и др.), поролон или ватин, мятая бумага или полиэтиленовая пленка. Можно придумать и другие интересные на ощупь наполнители.
Самый простой вариант - сделать элементы змейки из старых, потерявших свою пару детских носков. Они имеют яркие цвета и рисунки, и в сборе игрушка будет выглядеть весьма интересной.
Те, кто умеет, могут сшить шарики из тканей разных фактур, а голову украсить глазами и улыбкой.
Пирамидка состоит из флисовых или фетровых подушечек разного размера. Соединяются они друг с другом с помощью липучки.
Несмотря на кажущуюся простоту, это тоже самый настоящий развивающий материал Монтессори. Своими руками сшить такую пирамидку легко может любой обладатель швейной машинки.
Главная хитрость игрушки в том, что подушечки имеют разную раскраску нижней и верхней сторон. Цвета совпадают только у соединяющихся друг с другом деталей. Выкроить квадраты, сшить их между собой и набить мягким наполнителем не составит труда. Лента-липучка делится на отрезки, которые крепятся в центр каждой детали. Нижнюю подушку для устойчивости пирамидки можно наполнить чем-нибудь тяжелым, например, гречкой или перловой крупой.
Узнав о том, как сделать монтессори-пособия своими руками дома, родители могут значительно расширить ассортимент развивающих игрушек своего малыша. И пусть какие-то из этих дидактических материалов ребенок еще не может использовать правильно, манипулируя с ними он все равно учится, познает свойства объектов, сравнивает веса и фактуры, цвета и размеры и создает в голове базу для дальнейшего обучения.
Задача взрослого в этом процессе – обеспечить ту самую «подготовленную среду», а значит постоянно пополнять коллекцию монтессори-пособий, следить за предпочтениями юного исследователя и давать крохе время постигать те логические связи, которые для нас уже кажутся естественными. Методика подразумевает максимальную самостоятельность детей в выборе очередности занятий, предмета и способа взаимодействия с ним. Родителям важно понимать, что именно такой подход к раннему обучению является самым разумным и естественным. Кроме того, подобное отношение старших закладывает в ребенке веру в самого себя, а это положительным образом отражается на всей его дальнейшей жизни.
fb.ru
Содержание статьи:
Система Монтессори давно отметила своё столетие, однако её методы и поныне нисколько не потеряли свою актуальность. Основной её идеей является то, что родителям нужно подарить ребёнку свободу. За ней последует возрастающая самостоятельность и взросление крохи. Также малышу необходима так называемая подготовленная среда, которая подразумевает особый быт и большое количество дидактических материалов, способствующих его сенситивному развитию. Все это несложно организовать в домашних условиях без значительных материальных затрат, изготовив многие игры Монтессори своими руками.
О какой свободе идёт речь? Обеспечив ребёнка хорошими, часто меняющимися пособиями, взрослый в процессе занятий является не руководителем, как это принято в классических системах обучения, а лишь помощником. Поначалу к этому сложно привыкнуть, но малыш сам должен выбирать, чем ему хочется заняться на данный момент.
Конечно, подобный подход скорее подойдёт детям, которым уже есть 3 года, ведь именно с этого возраста кроха способен осознать свою самостоятельность. А родители её должны дома всячески поощрять и содействовать взрослению малыша: учить его одеваться и обуваться, чистить зубы, убирать за собой вещи и игрушки, включать в процесс приготовления еды и сервировки стола.
Сами игры изготавливаются из натуральных материалов и часто представляют собой обычные предметы обихода, которые без Монтессори вы бы и не подумали дать маленьким детям.
Тематический материал:
Для занятий по данной методике пространство детской необходимо организовать так, чтобы крошка мог самостоятельно обратиться к нужным пособиям. Обучающие материалы нужно разложить в соответствии с их предназначением:
Проведите «ревизию» в игрушках и сложите отдельно те, которые способствуют формированию мелкой моторики, цветовосприятия, речевых и математических умений, тактильных ощущений и т. д. После такой сортировки вы поймёте, какие игры следует изготовить, а какие дома в избытке.
Теперь, собрав все по коробкам или контейнерам, вам нужно определить их в подходящие места. Это могут быть полочки, тумбочки или этажерки, до которых ребёнок может дотянуться сам. Но помните, что с некоторыми предметами дети должны играть под родительским присмотром.
Игр и пособий понадобится немало. Что-то из этого можно купить, но большинство «развивалок» легко изготовить и дома из ненужных материалов.
Какие развивающие игрушки под силу сделать дома любому родителю? Простейшие варианты для детей от 4-го года жизни:
Нарежьте один или несколько кусочков разнофактурных тканей. В процессе занятия нужно вначале дать ребёнку их хорошенько изучить тактильным способом. Затем он будет доставать заданный лоскут материала на ощупь.
И снова игра на развитие сенсорных ощущений и мелкой моторики. В красивый мешочек положите несколько хорошо знакомых крошке предметов. На занятии можно предложить ему вынуть заданную вами вещь или, не подглядывая угадать, что ему попалось в мешочке.
Их также можно сделать дома из обычных детских носочков. Поместите в них ароматные наполнители (цедра цитрусовых, травы, кофейные зёрна) и туго завяжите. В игре дети угадывают запахи, развивая тем самым сенсорное восприятие мира.
Подготовьте шаблоны знаков и приклейте их на плотный картон. Затем их нужно вырезать и обмазать по контуру клеем. Сверху насыпьте манку или другую крупу и после высыхания снова закрепите слоем клея.
Для самых маленьких исследователей мира, которым ещё нет года, тоже можно смастерить некоторые развивающие игрушки.
Идея их создания схожа с рельефными буквами, только в этом случае вместо знаков будут выступать одинаковые по форме и размеру таблички. Кроме круп, на них можно нанести различные виды ткани, царапины, войлок, кусочки меха, гофрированную бумагу и др. Играя с ними, малютка будет учиться различать поверхности, сортировать и складывать их в соответствии со своими ощущениями.
Чтобы пошить такой коврик дома, подберите лоскуты различных по фактуре материй и сшейте из них узкую и длинную дорожку, её можно дополнить шерстяными и меховыми вставками. Хорошо если она на мягкой основе, потому что малыш будет ползать по её поверхности голышом, чтобы как следует изучить свои ощущения от различных рельефов.
Игры с крышками не только учат детей ориентироваться в формах и размерах, но и развивают ловкость рук. Подготовьте баночки разных размеров, их крышки положите в коробку. Задание: подобрать к банке соответствующую крышку.
Кроме вышеперечисленных игрушек, есть ещё несколько пособий, которые пользуются особой популярностью среди родителей. Их также вполне возможно изготовить в домашних условиях, применив минимум усилий и средств.
Что понадобится: плотный картон (можно воспользоваться коробкой из-под обуви), цветная бумага и основа (например, ватман).
Из картона нужно вырезать одинаковые прямоугольники. Их количество зависит от того, со сколькими фигурами вы будете знакомить кроху. Если ему около года, будет достаточно основных четырёх форм (круглая, прямоугольная, квадратная и треугольная).
В каждой карточке вырезается несколько одинаковых фигур разного размера. Украшаем их лицевую часть цветной бумагой так, чтобы все вкладыши одной формы были разного цвета.
Ребёнку будет удобнее манипулировать фигурками, если на них прикрепить по бусинке или пуговице.
Приклеиваем рамки на основу и приступаем к занятиям!
С такой игрушкой можно обучить малыша цветам, формам и размерам. Подходит пособие для детей от года и старше.
Что понадобится: квадратные выкройки из флиса, наполнитель (например, синтепон), липучки.
Шьём тканевые подушки разной величины, подбирая цвета так, чтобы нижняя часть верхней подушки совпадала с цветом верхней стороны предыдущей. Цвета, размеры и количество подушек зависят от ваших предпочтений и материалов, которые вы найдёте дома.
Чтобы наша пирамидка не падала, нижнюю подушку нужно заполнить каким-то тяжёлым наполнителем, например, гречкой, а в центре каждой пришиваются липучки.
Можно поэкспериментировать с наполнителями и положить внутрь элементов игрушки целлофан, слюду, вату и т. д.
Мягкая пирамидка понравится детям от года. В игровом процессе она будет способствовать запоминанию цветов, развитию тактильных ощущений, формированию понятий «больше — меньше».
Организовывая занятия, помните, что система Монтессори предполагает смену и усложнение дидактических материалов только при условии успешного усвоения предыдущих.
Пожалуй, это самая простая и доступная из игрушек Монтессори своими руками. За две минуты вырезаем из цветного картона ёжика или целое семейство зверюшек и цепляем на него с ребёнком прищепки.
Являясь чрезвычайно полезными для моторики рук, игры-шнуровки знакомы каждому родителю. И лишь немногие из пап и мам знают, что это элемент системы Монтессори. А так как шнуровки тоже являются достаточно дорогими, будем мастерить их дома из подручных материалов.
Вместо деревянной основы можно воспользоваться фанерой или плотным картоном. Делаем в заготовке отверстия, если используете картон, подойдёт даже обычный дырокол.
Форма заготовки зависит от вашей фантазии, это может быть имитация обуви, которую кроха будет шнуровать, пуговицы, кораблики и т. д. Если времени совсем нет, за одну минуту можно проделать дыроколом отверстия в обычной картонной картинке, которая найдётся у любого ребёнка.
Если говорить о возрасте, то «пришить» шнурком пуговицу под силу детям даже одного года. Игры с сюжетными картинками и многочисленными деталями заинтересуют малышей 3-4 лет.
Суть игры: у ребёнка 4 меховых шарика, по одному они проталкиваются через трубку, последний выталкивает первый и т. д.
Это у Монтессори. Дома вместо меховых элементов, можно использовать помпоны из пряжи или просто клубки шерстяных ниток одинакового размера.
Чтобы сделать игрушку нам понадобится основа (крышка от коробки), втулка, через которую будут проходить шарики и ножка, держащая её над поверхностью (бутылка из-под шампуня).
Вырезаем во флаконе два отверстия, через которые будет проходить втулка. Её диаметр зависит от размеров проталкиваемых предметов, длина должна соответствовать трём помпонам, сложенным в ряд.
Просовываем и приклеиваем картонный цилиндр. Закрепляем бутылку на основе. Для прочности обклейте крышку коробки и картонную втулку скотчем, можно украсить цветной бумагой.
Данный вид игры надолго увлечёт даже детей до года. Она прекрасно подойдёт для развития цветовосприятия и мелкой моторики.
Поощряйте познавательный интерес своего ребёнка. Учитесь превращать в игру все предметы обихода, которые интересуют его, ведь только так малыш будет быстрее развиваться и сможет приобрести необходимые ему навыки.
rearchildren.ru
О развитии малышей по методу Монтессори хотя бы однажды слышал каждый современный родитель. В любом крупном городе найдётся школа, обучающая детей в соответствии с её принципами и посредством специального материала. Посещение таких кружков стоит некоторых денег, а ведь большинству мам под силу реализовать все принципы методики у себя дома и сделать материалы Монтессори своими руками. Материалами известная итальянка называла специальные игрушки, которые сама и разрабатывала. В её понимании, это инструмент познания мира в простой, лёгкой, игровой форме. Сегодня их можно купить в детских магазинах, но они настолько просты в исполнении, что нет никакого смысла платить деньги.
Мария Монтессори — детский врач, практикующая в начале XX века в Италии. Свою работу она начинала с умственно отсталыми детьми, которые обратили её внимание на некоторые аспекты детского восприятия мира. Она выдвинула гипотезу, которая позже и легла в основу известного нам метода.
Согласно этой теории, дети должны развиваться в подготовленной среде, которая представляет собой маленькую копию взрослого мира.
В границах этого пространства малыши сами обслуживают себя и познают базовые понятия о мире.
Взрослому в этой среде отведена роль мудрого наблюдателя и помощника, который не навязывает свои правила и не вмешивается в процесс познания. Политика невмешательства — главный принцип методики Монтессори. Ребёнок сам, исходя из своих способностей и желаний, выбирает, чем заняться. Это позволяет маленькому человеку развиваться гармонично, не вызывает неприязни к процессу обучения, и формирует самостоятельность.
Потому очень важно правильно подготовить этот маленький мир, чтобы малыш мог в нём реализовать свои потребности, учиться и быть в безопасности. Эта задача целиком ложится на родителей и является основой для достижения наилучшего результата.
Конечно, идеальный вариант, когда у ребёнка есть своя комната. Но при грамотном подходе, можно удовлетворить все условия метода и в однокомнатной квартире.
Методика Монтессори для детей диктует главное условие в оформлении игрового пространства — обеспечение ребёнку возможности действовать там самостоятельно. Малыш не должен через каждые пять минут звать взрослого, чтобы тот помог достать какую-то игрушку. Всё в зоне игр расположено в свободной досягаемости. Очень важно при этом научить ребёнка соблюдать порядок. Поиграв с одним материалом, он должен сам отнести его на место и только потом брать следующий. Это обязательное условие, которым нельзя пренебрегать.
Игрушек в зоне для игр не должно быть много и все они обязательно сортируются по блокам: развивающие мелкую моторику, обучающие азам математики, предназначенные для творчества и так далее. Ребёнок, двигаясь к определённой полке или коробке, возможно, ещё не уверен в том, какую именно игрушку возьмёт, но чётко знает, какой род занятий ему сейчас интересен.
Тщательно следите за тем, чтобы материалы соответствовали возрасту. Например, переходить к пирамидке из 7 элементов нужно только тогда, когда 5 малыш складывает буквально с закрытыми глазами.
Хорошо, когда в детской комнате есть все атрибуты взрослой жизни в миниатюре. Зеркало в рост малыша, стол и стул, шкаф с маленькими тремпелями, может быть, игрушечная кухня. Такие условия в игровой зоне будут побуждать ребёнка к познанию. Ведь в обычном мире ему никак не достать вещи из взрослого шкафа, не дотянуться до выключателя, не взять книгу с высокой полки. Невыполнимые задачи отбивают всё желание учиться.
Каждая игрушка развивает определённый навык или сразу несколько.
Постарайтесь не перегружать материалы лишними аксессуарами. Это только будет мешать ребёнку сосредоточиться.
Все оригинальные игрушки Монтессори выполнены преимущественно из дерева и раскрашены в нейтральные цвета без каких бы то ни было узоров.
Для развития речи, кроме предложенных в этом разделе материалов, Монтессори предлагала использовать и любые игры на развитие мелкой моторики.
Этот материал помогает детям развить связную речь, тактильную память, фантазию, внимательность.
Хорошо играть, когда у малыша закрыты глаза. Дайте ему 3-4 такие дощечки, попросите ощупать, сказать, что он чувствует, с чем ассоциирует ощущения. Затем объясните, что это за материалы, где используются. Перемешайте дощечки и попросите, чтобы ребёнок наощупь восстановил последовательность.
Готовить малыша к чтению и счёту удобно с помощью букв и цифр, которые он может вертеть в руках, щупать и складывать друг с другом. Сделайте их из обычной проволоки, загибая её пассатижами. Края таких букв хорошо отшлифуйте или загните, чтобы ребёнок не поранился.
Более старшим детям будет интересно делать такие буквы самостоятельно. Подберите проволоку потоньше и нарисуйте на бумаге макеты «в полный рост». Готовая буква должна полностью соответствовать эскизу. Не стоит в день делать больше 3-4 макетов, чтобы у ребёнка не пропал интерес.
Для развития речи и зачатков интуитивного письма хорошо делать рельефные буквы из картона или пенопласта. Каждую модель обклейте разными тканями, посыпьте крупой, вскройте лаком или клеем. При пальпации малыш будет запоминать буквы лучше и с большей лёгкостью научится читать.
В младенчестве мелкую моторику хорошо активизируют пальчиковые игры. Но уже с года-полутора требуется что-то более серьёзное.
Эта игра надолго увлечёт ребёнка.
У игры есть два варианта. Первый: вы предлагаете ребёнку достать определённый предмет наощупь. Второй: он просто вынимает первый попавшийся и с закрытыми глазами угадывает, что именно достал.
Игра развивает логику, аккуратность и мелкую моторику. Помогает освоить геометрические формы. Представляет собой набор картонных квадратов с вырезанными в них фигурами. Отдельно ребёнку предлагаются сами фигурки, которые должны без труда входить в отведённые им места в квадратах.
Деткам от полутора лет не стоит предлагать больше 4 карточек. А малышам с трёх лет можно давать их уже по 10-15 штук. Необязательно ограничиваться геометрическими фигурами — вырезайте животных, грибы, фрукты и т. д.
Эта «развивалка» известна многим родителям. Очень полезная вещь, активизирующая мелкую моторику, фантазию и обучающая малыша навыку завязывания шнурков.
Эта классическая игрушка Монтессори развивает мелкую моторику и учит базовым навыкам, необходимым ребёнку в повседневной жизни.
Можете сделать несколько таких рамочек с разными видами застёжек.
Этот материал совершенствует координацию движений, мелкую моторику и цветовое восприятие. Он представляет собой подносик, в котором на высокой ножке закреплён полый цилиндр. К этой конструкции прилагаются 4 мягких шарика. Ребёнок один за другим проталкивает шарики в цилиндр, последний выталкивает первый с противоположной стороны.
Как сделать дома такую конструкцию? Довольно просто.
Учить с малышом цвета проще и веселее с помощью одной из таких игрушек.
Возьмите несколько листов разноцветного картона и заранее закупите цветные прищепки. Можно не тратиться и просто покрасить деревянные. Только обратите внимание, чтобы они легко открывались, а закрывались не «намертво», во избежание случайных травм.
Это могут быть не только ёжики, но и павлины с пышными хвостами, и любые птицы, расправляющие крылья, и ёлочки, и другие деревья. С такими фигурками можно придумывать короткие сказки, истории и просто играть ими.
Эту игрушку сделать проще, чем предыдущую, и из материалов понадобится всего один лист картона.
Хорошо для этой цели подойдёт и пасхальная подставка под яйца. Разукрасьте её отделения и либо так же играйте с прищепками, либо складывайте в соответствующие отделения цветные пуговицы.
Пока малышу не исполнится 3-4 года, его математические способности следует развивать с помощью понятий «больше-меньше» и геометрических фигур.
Пирамидку любой сложности можно купить в каждом детском магазине. Но сделанная с использованием разных наполнителей и тканей, она будет развивать не только ощущения размера и цвета, но и мелкую моторику, и тактильное распознавание материалов.
Чтобы сделать такую пирамидку, возьмите несколько лоскутов ненужной ткани.
Иногда такие пирамидки делают с подсказкой. Тогда верхний квадрат одной подушечки соответствует по цвету нижнему квадрату следующей. Интересно использовать в качестве наполнителя и по-разному пахнущие материалы (кофе, травы, вложенный в крупы кусочек мыла).
Во время игры лучше находиться рядом, чтобы ребёнок не поранился. Поставьте перед ним несколько банок и бутылок и отдельно предложите в коробке крышки от них. На кухне можно модифицировать игру, отдав любимому чаду на растерзание кастрюли и сковородки.
Отличная замена стеклянным банкам — набор пластиковых судочков. Кроме подбора соответствующих крышек, их можно складывать друг в друга, развивая понятие «больше-меньше».
Для знакомства с фигурами, развития точности мелких движений пальцами, аккуратности и внимательности можно сделать геометрическую рамку.
Такая доска Монтессори поможет ребёнку развить понятия цвета и формы, а также даст возможность проявить фантазию и комбинаторские способности.
Тактильная память — первый из видов памяти, который формируется в самом раннем младенчестве. У ребёнка с развитой тактильной памятью лучше воображение и координация, он быстрее начинает говорить и лучше учится в школе.
В дело можно пустить старые вещи и запасные кусочки ткани, которые обычно прилагаются к фирменной одежде. Постарайтесь подобрать разные по фактуре, плотности и цвету материалы. Сложите их в одну коробку (можно взять из-под обуви, конфет, жестянки из-под чая) и давайте малышу ощупывать поочереди.
Самые маленькие могут просто изучать таким образом фактуры. Более старших детей попросите складывать лоскуты по цвету, по размеру, по форме.
Отличная игра даже для самых маленьких. Развивает фантазию, логику, в более позднем возрасте формирует связную речь.
Найдите различные лоскуты ткани, пуговицы, рельефные резинки, кружева, элементы вышивки. Вы можете просто художественно пришить их на большой отрез ткани или оформить как картинку-историю. Если вы планируете стелить коврик на пол, неплохо бы сделать для него мягкую синтепоновую основу.
Ваше чадо выросло из очередных колгот? Не спешите их выбрасывать. Подготовьте разные наполнители: кофейные зёрна, горох, рис, гречку.
Чем младше ребёнок, тем короче делайте змейку. Такая игрушка хорошо развивает тактильное восприятие.
В старшем возрасте можно использовать другие материалы, направленные на развитие математических способностей, богатой устной речи и так далее. Методика позволяет обучать ребёнка легко, не вызывая у него отвращения к процессу. Главное, давать малышу самостоятельность, не навязывать свои желания.
www.tikitoki.ru
Любящие родители хотят дать своему ребёнку только лучшее. Одежда, еда, образование — лишь вершина айсберга. Мамы стараются сделать развитие малыша многогранным, чтобы он как можно раньше научился говорить, считать и читать, рисовать и петь. В каждом маленьком человечке заложен огромный потенциал и желание родителей реализовать его естественно. Именно поэтому сегодня так популярна методика детского развития Марии Монтессори. Увлечённые мамы даже делают игрушки Монтессори своими руками. Они не уступают в эффективности фирменным и к тому же несут особый заряд маминой любви и заботы.
Сегодня особая мода на раннее развитие, потому школ, называющих себя Монтессори, множество. Среди них встречаются и не совсем добросовестные, где с детьми занимаются, может быть, добрые и хорошие воспитатели, но не получившие соответствующих сертификатов. Кроме того, очень много кривотолков вокруг таких заведений. Нередко учителя младших классов школы отмечают, что дети из таких групп не дисциплинированны и безвольны. Им сложно адаптироваться и воспринять обучение не по желанию, как принято в группах Монтессори, а по необходимости.
Но как бы ни было, пользу самих игрушек, разработанных известной итальянкой, трудно оспаривать.
Стоит обратить внимание родителей, что сама методика воспитания разрабатывалась для детей, отстающих в развитии. Потому неукоснительное соблюдение всех её принципов можно поставить под вопрос. Но монтессори-материалы, напротив, идеально подходят здоровым и любознательным детям.
Они призваны раскрыть потенциал ребёнка, в максимально простой форме донести ему нужную информацию, развить мелкую моторику и вызвать интерес к дальнейшему обучению.
Чем старше ребёнок, тем сложнее становятся интересные ему игрушки. Но материалы для детей с полутора до 3-4 лет каждой маме под силу выполнить самостоятельно. Для этого пойдут в ход старые предметы одежды, разные виды круп, картон. А пуговицы всех форм и размеров станут настоящим сокровищем!
Интересно, что сама Мария Монтессори не работала с малышами младше двух-трёх лет. Игрушки Монтессори для детей до года — это то, что было придумано уже её последователями и учениками. Равно как и школы раннего развития, куда мамы теперь могут приходить уже с 8-месячными детьми.
Начнём с игрушек для самых маленьких, которые едва научились лежать на животике. Их надолго увлечёт коврик с разными интересными элементами. Сделайте его из разноцветных лоскутов или нашейте на однотонную основу кусочки разных тканей, оформив картинку-историю. Но на самом деле в этом нежном возрасте малыш ещё не оценит ваше творчество. Его пока интересуют фактуры, элементы соединения и цвета.
Такая игра — одна из первых на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия. Если на коврике есть сюрпризы в виде застёжек, липучек, молний, то малыш приобретёт и полезные навыки, необходимые в повседневной жизни.
Такую игру можно предложить даже тем малышам, которые ещё не научились ползать. Они с удовольствием будут щупать незнакомые материалы, развивая тактильное восприятие. Это простимулирует отделы мозга, ответственные за речь и фантазию.
Пусть ребёнок наугад достаёт карточки и с закрытыми глазами рассказывает свои ощущения. Самым маленьким лучше играть с материалами, приклеенными на большой лист плотного картона. Так кроха не потянет их в рот.
Мария Монтессори считала, что для изучения каждого нового навыка подходит строго определённый период. Мы понимаем, почему малышу лучше не начинать ходить до года — позвоночнику не нужна такая нагрузка. Но почему-то стараемся нагрузить мозг ребёнка разной информацией в совершенно неподходящее время.
Различать цвета и оттенки ребёнок способен года в полтора, но называть их он начнёт гораздо позже.
Развивать цветовое восприятие можно начинать в этот же период. Лучше всего для таких целей использовать различные цветные коробочки, стаканчики и мелкие элементы разных цветов. Пуговицы, картонные квадратики, большие бусины, крашеная фасоль и всё, что ещё придёт в голову. В качестве «сортеров» подойдут и разукрашенные формы для льда, тарелки под пасхальные яйца, спичечные коробки и т. д.
У Монтессори несколько подобных материалов для различных целей. Подходят они для детей от трёх лет, за исключением совсем простых с одним или двумя элементами. Обычно игрушка представляет собой деревянный брусок с отверстиями, в которые вставляются цилиндры. А вот сами цилиндры могут быть разной толщины, высоты и цветов.
Заменить такие деревянные игрушки Монтессори можно с помощью подручных материалов. Основу легко изготовить из пенопласта и канцелярским ножом аккуратно прорезать в нём отверстия соответствующего диаметра. Сами цилиндры сделайте из солёного теста. Не забудьте в верхней части каждого приклеить ручку, чтобы малышу было удобно доставать их из блока-основы. В процессе извлечения участвуют те же пальцы, что в будущем будут держать ручку, потому такое упражнение косвенно готовит ребёнка к письму.
Кроме того, расставляя цилиндры разной толщины просто на столе, малыш дополнительно знакомится с основами физики — чем толще цилиндр, тем он устойчивее.
В зависимости от сложности эта игра может увлечь и совсем малышей с полутора лет и более старших детей. В оригинальном исполнении это деревянная доска с отверстиями различной формы, в которые вставляются соответствующие фигурки-вкладыши. Каждый вкладыш имеет посередине ручку для удобства извлечения.
Такая игрушка учит ребёнка аккуратности и внимательности, развивает умение работать с мелкими деталями, помогает освоить геометрические фигуры. Если на доске в ряд расположены одинаковые фигуры разных размеров, то ребёнок познаёт понятие «больше-меньше».
Ребёнку с двух до четырёх лет будут интересны различные запахи. Известно, что память на ароматы — самая стойкая и малышу не будет лишним развить её. Для этого у именитой итальянки, конечно, нашёлся свой материал. Такие развивающие игрушки Монтессори в оригинале представляют собой сундучок или коробочку с выемками, куда вставляются цилиндрической формы бутылочки с разными запахами.
Дома можно в качестве таких бутылочек использовать «желтки» от киндер-сюрприза, баночки с завинчивающимися крышками (например, от детского пюре) и даже просто спичечные коробки.
Со старшими детьми можно играть в такое лото запахов, разнообразив его более сложными ароматами: бергамотом, специями и т. д. Играть можно по-разному. Для самых маленьких распечатайте изображения содержимого баночки, объясните, что это и где используется. Старшие уже должны угадывать запах, рассказывать о нём, находить одинаковые ароматы и сортировать их (сладкие, древесные, пряные).
Эта категория игрушек для малышей, которым уже скучно просто щупать фактурные карточки. Перебирать содержимое мешочков пальцами будет интересно крохам уже с полугода, а более осознанно играть с ними будут дети лет с двух. Попросите ребёнка найти наощупь пары с одинаковым наполнителем, рассказать о своих ассоциациях или придумать историю.
Если шарики не кажутся вам привлекательными, пошейте мешочки самостоятельно из непрозрачной плотной ткани. У Монтессори они выглядят как почти плоские прямоугольные саше, ровного спокойного цвета.
Тут без помощи супруга не обойтись, но результат того стоит. Дощечка с несколькими, расположенными по возрастанию диаметра, болтами и набором гаек отлично развивает мелкую моторику и учит ребёнка внешне оценивать размеры предметов.
В принципе, можно не усложнять себе жизнь сверлением дощечки. Достаточно болты и гайки сложить в две жестянки — игрушка готова. Причём в таком исполнении у ребёнка будут задействованы обе руки. Учитывайте, что гайки довольно мелкие, потому лучше находитесь рядом с ребёнком во время игры, чтобы он случайно не проглотил одну из них.
Это целая категория интересных игр. Они направлены на развитие логики, разностороннего мышления, понимание цветов и форм. Карточки подойдут как малышам в возрасте полутора-двух лет, так и более старшим детям — в зависимости от сложности и количества. Сделайте их один раз и надолго следующим образом.
Цель — разложить карточки с изображениями на картон соответствующего цвета. Начинайте знакомство малыша с тремя цветами и геометрическими фигурами, а с возрастом добавляйте категории. Просите ребёнка сортировать их по группам, цветам, разделять на съедобное и несъедобное, живое неживое и т. д.
Пожалуй, это самая распространённая игрушка, которая очень нравится родителям, потому что увлекает детей надолго. Она представляет собой развивающую доску, на которой собраны сразу несколько из уже описанных или других материалов. Сделать её дома совершенно несложно. За исключением самой деревянной доски, все остальные элементы можно найти в кладовке, среди вещей, о которых супруг говорит «не выбрасывай, вдруг пригодится!» Вот и пригодилось.
Не стоит дополнять доску яркими картинками — не перегружайте восприятие малыша. Дайте ему возможность вникнуть в суть вещей, не отвлекаясь на ненужный антураж.
Кроме описанных игрушек, у Монтессори есть и другие: пирамиды из кубиков, всевозможные карточки, сортеры, рамки с застёжками, модули с различными типами движения. Но даже если вы не можете себе позволить эти дорогие игрушки, всё равно обязательно занимайтесь с ребёнком, учите его тому, что знаете сами, объясняйте свои действия. Возьмите у Монтессори правило не вмешиваться в игру малыша и не помогать, пока он сам не попросит об этом. Когда вручаете ему новую игрушку, не стремитесь тут же показать, что с ней делать, а дайте возможность крохе самому разобраться в принципе действия. Материалы Монтессори очень способствуют этому и в будущем ваше чадо не будет бежать к вам по любому поводу, а постарается решить проблему самостоятельно.
www.tikitoki.ru
Более ста лет система Монтессори помогает ребенку осваиваться во внешнем мире, используя все основные чувства.
С помощью вспомогательных дидактических материалов происходит максимальное взаимодействие слуха, зрения, вкуса, звука и тактильных ощущений, что позволяет малышу всесторонне развиваться и ориентироваться в таком непонятном взрослом мире.
Материалы помогают освоить маленькому непоседе цвета и форму предметов, понятия «большое-маленькое» и «целое-часть», буквы и цифры, усовершенствуют логическое мышление, мелкую моторику и, самое важное, пробуждают фантазию.
Поскольку ребенок стремительно растет, то ему постоянно требуются новые развивающие игрушки.
На прилавках многочисленных магазинов можно обнаружить большое количество всевозможных материалов, но куда интереснее сделать их самостоятельно.
Во-первых, это занимает совсем небольшую часть времени, а, во-вторых, экономит значительную сумму денег, поскольку выполняются «развивалки» из подручных, а иногда даже из ненужных материалов.
Такая развивающая игрушка помогает ребенку узнать, что такое геометрические фигуры, ненавязчиво запомнить основные цвета и освоить понятие «от большего к меньшему» и наоборот.
Исходные материалы:
Коробка или картон разрезается на прямоугольники.
Число прямоугольников будет зависеть от количества геометрических фигур, с которыми планируется ознакомить малыша.
В каждом картонном прямоугольнике вырезается определенная фигура, сначала самая большая, под ней поменьше, потом еще меньше и так далее.
Вырезанные фигурки обклеиваются с лицевой стороны цветной бумагой. Фигуры одного ряда должны быть различных цветов.
На прямоугольник-рамку с обратной стороны приклеивается ватман, который будет удерживать цветные фигуры на месте.
Такая игрушка потребует от мамы некоторого умения пользоваться швейной машинкой или обычной иголкой с ниткой.
Пирамидка научит малыша определять цвета, размеры, а также разовьет тактильные ощущения маленьких пальчиков, поскольку набиваться подушечки будут различными материалами.
Для работы понадобится:
Из лоскутков ткани разного цвета вырезается по паре квадратов с размерами от 5 до 12 см.
На один из двух одинаковых квадратов нашивается жесткая часть кусочка липучки, а на второй — мягкий.
Затем квадраты сшиваются друг с другом с изнанки, причем с одной стороны оставляется небольшая незашитая часть для последующей набивки.
Рекомендуется стороны соседних подушек делать из одной ткани для того, чтобы малыш мог сам подобрать нужные цвета, тем самым правильно выстроив пирамидку.
Квадрат из ткани выворачивается и заполняется одним из набивочных материалов.
Лучше всего наполнять самую большую подушку наиболее тяжелым материалом, например, гречкой или горохом, а следующие — легким: слюдой или синтепоном.
Для развития мелкой моторики и запоминания цвета очень хорошо познакомить ребёнка с веселыми разноцветными ёжиками.
К тому же с участием семейства этих забавных животных можно придумывать целые истории и необыкновенные сказки.
Материалы для работы:
Из листов цветного картона вырезаются по две фигуры ёжиков.
Две одинаковые по цвету фигурки склеиваются между собой. На каждой из них рисуется рот и глазки.
Теперь можно вместе с ребенком прикреплять на них прищепки соответствующего цвета.
Эта легкая по исполнению игра позволит ребенку не только ознакомиться с загадочным миром геометрических фигур, но и конструировать их самостоятельно, незаметно постигая пропорции их построения.
Потребуется:
Журнал обклеивается пленкой или бумагой.
На поверхность журнала вкалываются кнопки на равном расстоянии друг от друга.
С помощью резинок формируются многочисленные геометрические фигуры.
Такая необычная игра не потребует от мамы навыков рукоделия или работы с ножницами и клеем, но зато отлично подготовит будущего первоклассника к работе с ручкой и карандашом. К тому же, благодаря этой игре, появляется интерес к наукам.
Необходимые материалы:
В колбочки или стаканчики наливается слабопроцентный уксус, который подкрашивается красками.
На каждое блюдце насыпается небольшое количество соды.
С помощью пипетки набирается небольшое количество подкрашенного уксуса и закапывается на соду.
Сода начинает шипеть и пузыриться, что вызывает неподдельный интерес даже у самого непоседливого ребенка.
Магнитные буквы или цифры можно, конечно же, приобрести в магазине, но куда занимательнее смастерить их собственноручно, тем более, если в этом участвует сам малыш.
Материалы:
Из проволоки изгибается нужная цифра или буква.
Пассатижами заворачивается кончик проволоки. Это выполняется для того, чтобы малыш не смог случайно порезаться об острый край.
Прекрасно улучшает мелкую моторику и учит пользоваться разнообразными молниями и пуговицами в быту специальная рамка-застежка.
Что необходимо:
Из старой кофточки, рубашки или рукава вырезается необходимый кусок материала по размеру рамки.Ткань сшивается между собой и натягивается на рамку.
Теперь можно застегивать и расстегивать застежки.
Особенно дети любят прятать в получившийся кармашек мелкие игрушки или листочки бумаги.
Вот такие нехитрые приспособления позволят ребенку развить все свои таланты и освоиться в окружающем мире, а самое главное, пробудят интерес к его познанию.
Даже если малыш не сразу правильно выполнит задание, он будет стремиться сам исправить свою ошибку, что с малых лет привьет ему чувство ответственности и самостоятельности.
А это, пожалуй, одни из важных черт характера в нашем современном обществе.
profymama.com
Многие родители наслышаны о методике раннего развития Марии Монтессори, кто-то водит ребёнка в Монтессори сад, другие покупают Монтессори материал для домашних занятий или создают его своими руками. А как насчёт детской комнаты по принципам Монтессори? Ведь заманчиво воспитывать своего ребенка свободной и самостоятельной личностью с самого рождения. Все тонкости адаптации этой методики в семье мы подробно обсуждали в рамках он-лайн курса для родителей “Монтессори дома”.
Одним из основополагающих принципов Марии было создание развивающей среды для ребёнка. Я давно интересуюсь этой темой и наблюдаю, как родители из Америки и Австралии обустраивают безопасное развивающее пространство для своих детей. Поэтому написала большой обзор с фотографиями, в котом рассказываю:
Вся мебель рассчитана на маленького человека. Не только привычные детские столы и столики, но и стеллажи, шкафы, картины и зеркала, тумбочки, книжные полки и кроватки желательно сделать низкими и доступными для малыша. Монтессори комнаты выглядят непривычно пустыми по сравнению с обычными детскими, потому что большинство предметов расположены низко.
Комната обустроенная мамой-педагогом Монтессори
Детский стол и стена для рисования
Детский стол и низкие полки
Пространство комнаты должно быть максимально безопасным. Здесь нет места вещам, за сохранностью которых нужно следить, также отсутствуют любые предметы, о которые можно сильно пораниться, зацепиться и упасть, поскользнуться.
Безопасные розетки
Кроме того, Монтессори комнаты рекомендуется зонировать: место для сна, кормления, переодевания и активности.
Зачастую, если позволяет пространство, родители создают 2 спальных места для детей первого года жизни и одно – для повзрослевшего ребёнка. Спальные места в таких комнатах – это низкие кровати или толстые матрасы.
Уютная низкая кроватка
Аккуратный матрас и росписи на стене
Зеркало у кровати
Отлично оформленная Монтессори кроватка
Зеркало у низкой кровати
Бордовый низкий мартас :)
Зеркало
Низка кровать
Низкий матрас на подставке
Низкая кровать необходима для стимуляции ребенка к познавательной активности. Он скорее начнет ползать, потому что будет видеть, что происходит вокруг. Он попробует двинуться вслед за взрослыми и подползти к заинтересовавшему его предмету.
К тому же низкая кровать – это безопасность малыша, поскольку, научившись ползать, он не упадет. Ещё один плюс низкого спального места по методике Монтессори – это то, что ребенку не придётся отвыкать от кровати с бортиками. Он сможет легко привыкнуть к обычной большой кровати, не будет бояться и не упадет с неё.
Мы даже разработали такие кроватки для малышей и продаём их не только для домашнего использования, но и для детских садиков! Посмотреть и заказать можно по ссылочке.
На одной кроватке малыш спит ночью. Здесь в принципе нет ничего особенного, кроме того, что это спальное место низкое. А второй матрас создан для развития и активного наблюдения. Около него устанавливается зеркало, чтобы малыш мог видеть себя и наблюдать за своими движениями. А над матрасом подвешивают мобиль, который родители регулярно меняют (раз в 2-3 недели). Кроме того, рядом вещают или ставят картины или какие-то красивые иллюстрации. Игрушки здесь тоже находятся рядом, чтобы малыш мог сам доползти до них.
Классическая кроватка и зона для бодрствования
Низкая кровать и место для бодрствования
Низкая кровать и матрас с зеркалом (в левом углу)
Монтессори родители обычно располагают игрушки в свободном доступе, чтобы ребёнок имел возможность самостоятельно выбирать вид деятельности. В большинстве детских это открытый стеллаж, на котором размещаются игрушки, соответствующие возрасту ребёнка. Игрушки на полках периодически меняются в зависимости от интересов ребёнка.
Кроме того, малыш с раннего детства учится убирать за собой игрушки, ведь порядок на стеллаже – это так наглядно и понятно!
Огромный стеллаж. Тут есть, где развернуться :)
Небольшой стеллаж с игрушками и картинами
Белый лаконичный стеллаж
Полки с музыкальными инструментами
Небольшой стеллаж с книгами и игрушками
Монтессори стеллаж для деток постарше
Небольшой стеллаж с книгами
Стеллаж и картинки, которые весят на уровне ребёнка
Весь акцент на ребёнка, поэтому низкий шкаф идеально подходит. Если одежда всё же хранится в отдельном высоком шкафу, то в комнате выделяется зона переодевания. Здесь стоит низкий стул, на который малыш может вешать свою одежду, а обувь ставить рядом.
Низкий шкаф для одежды ребёнка
А ещё порой можно делают туалетный столик, чтобы малыш мог самостоятельно расчёсываться и смотреться в зеркало.
Туалетный столик для ребёнка
Стильный детский туалетный столик
Это то место, где ребёнок играет. Для малышей – это уютный коврик. Детям постарше обязательно нужен низкий столик и стул.
Зона активности в спальне малыша до года
Яркая спальня. Ребёнок играет на ковре
Аккуратный коврик в стиль комнаты
Уютное игровое пространство
Зона активности для детей постарше
Детский стол и стул
Низкий стол
Низкий детский рабочий стол
Наверное, Вы замечали в детских магазинах кресла-качалки для кормления? Так вот такое (или любое другое мягкое кресло) в самый раз подойдёт для проголодавшегося масика и его мамы. Со временем малыш привыкнет, что здесь они с мамой наедине в тишине и спокойствии. Он будет быстро успокаиваться и радоваться. А ещё в этом кресла мама может уютно пристраиваться и читать малышу сказки перед сном. Поэтому нередко рядом с местом для кормления располагают полки с книгами.
Кресло-качалка для мамы и рядом для малыша
Обычное винтажное кресло
Тоже кресло-качалка
Кстати, на нашем блоге есть отдельный пост про книги в Монтессори комнате . Там тоже много фотографий для вдохновения.
Очень просто. Некоторые родители размещают горшок прямо в комнате. Рядом ставят корзинку для грязного белья. Малыш постепенно учится самостоятельно ходить на горшок, а также снимать запачканные штанишки и кидать в корзинку.
Горшок и корзинка для белья прямо в детской
В первую очередь картинами (репродукциями, детскими принтами, изображениями животных, алфавитами). Они воспитывают в ребёнке эстетический вкус. Для новорожденных зачастую выбирают черно-белые изображения. Эти контрастные цвета детский глаз различает в первую очередь.
Принт с гербарием
Фотографии насекомых
Чёрно-белые контрастные изображения
Вещами ручной работы. Видя их, ребёнок учится воспринимать ценность ручного труда. К тому же такие вещи добавляют пространству тепла и уюта.
Ветка с птицами и винтажная картинка
Маленьким веником и тряпочкой. Малышам доставляет огромное удовольствием подражать взрослым. Именно так они учатся. Поэтому важно предоставить ребёнку собственные предметы для уборки. Глядишь, скоро научится убирать за собой рассыпанную из сенсорной коробки крупу ;)
Малыш старается убирать, как это делает мама
Детской игровой мебелью (кухней, домиком, сушилкой для белья и т.д.)
Деревянный домик для игр
Детская древянная кухня
Детская игровая мебель, доска для глажки
Детская сушилка для белья
Мольбертом. Известно, что рисование на вертикальной поверхности значительно отличается от рисования на горизонтальной. Это совершенно разные моторные навыки. Поэтому родители стараются найти место для мольберта, чтобы дать ребёнку возможность раскрывать свой творческий потенциал, а также развивать мелкую и крупную моторику.
Детский мольберт
Малыши активно рисуют на мольберте
Особенностью Монтессори пространства является экологичность, поскольку нет ничего более гармоничного и эстетически красивого, чем природа, поэтому Монтессори родители предпочитают натуральные материалы. Если мебель, то деревянная, если шторы, то хлопковые или льняные, если ковры, то плетёные из натуральных тканей.
Деревянный стеллаж – красота!!!
Вязанный ковёр
Стоит отметить, что классический Монтессори материал изготавливается из дерева или металла, ведь во времена Марии Монтессори о пластике даже не слышали. Сейчас есть множество качественных пластиковые игрушек, которые соответствуют принципам Монтессори педагогики, но всё же деревянные игрушки в приоритете.
Игрушки для малыша: ткань, дерево, пластик, каучук
Самостоятельность ребёнка и освобождении родителей?
Многие почему-то думают, что методика Монтессори помогает родителям снять с себя груз ответственности. Они говорят, мол, ребёнка оставляют наедине со своими проблемами. Он вынужден их решать самостоятельно. Нет. И ещё раз нет! Если родители не будут ребёнку всё показывать, он ничему не научится. Если не будут с ним рядом, он специально будет демонстрировать свою беспомощность.
В Монтессори всё продумано с тем, чтобы ребёнок мог пробовать свои силы и познавать свои возможности. Но это совсем не означает, что, научившись складывать игрушки в коробку, он будет вынужден всегда за собой убирать всё до последней игрушки. Равно как умение ребёнка читать не означает, что родители перестанут читать ему книжки.
Малыш старается самостоятельно выстроить башню
Наоборот, методика Монтессори предполагает, что ребёнок многим вещам учится именно у родителей. А родители всегда присутствуют рядом, показывают и рассказывают, открывают ему мир. Когда же малыш пробует что-то сделать сам, они стараются побыть в стороне, чтобы он всё-таки смог. Если ребёнок просит о помощи, они обязательно помогают.
О том, как мы пришли к методике Монтессори, я уже писала, здесь я расскажу, как мы продолжаем воплощать её в домашних условиях:
1. Прежде всего, мы решили, что в комнате не будет шкафов, комодов и вообще лишней мебели. Все вещи у нас хранятся в кладовой и большом шкафу в ванной. Чтобы кладовка не захламлялась, сезонные вещи мы вывозим в гараж. Это дало возможность создать на полу большое игровое пространство.
Отсутствие лишней мебели создаёт больше пространства для игр
2. Муж смастерил большой Монтессори стеллаж (похож на икеевский “Экспедит”). Здесь хранятся игрушки, книжки и материалы для занятий. Часть игрушек тоже на время уходит в кладовку.
Стеллаж помогает структурировать игрушки и даёт возможность выбора
3. Возле стеллажа на полу лежит удобный детский коврик, а рядом находятся метёлка, совок и мягкая варежка для втирания пыли.Для чтения у нас есть удобное кресло-мешок.
Коврик для игр около стеллажа
4. Когда Сима была маленькая, у нас стоял спортивный уголок. Ксюша лазила по лестнице, а снизу мы стелили коврик и выкладывали Симу. Над ней вешали мобили. Рядом были игрушки и картинки. От сюда она могла выползать на пол. Также мы рано начали класть её на пол (не на покрывало, а именно на ламинат), чтобы она училась ползать. Кстати, учителем ползания у Симы была Ксюня. Именно она ей показывала технику и приёмы :)
Подвеска для ножек, чёрно-белы изображения, игрушки
Ползание прямо на полу с самого раннего возраста
5. Ещё мы часто меняли мобили, которые мастерили своими руками.
Это я написала не для хвастовства, а для примера: создать развивающую среду можно даже в однокомнатной квартире.
Надеюсь, эта статья поможет Вам создать самую правильную и уютную детскую комнату для Вашего ребёнка!
Если Вам понравился этот обзор, поделитесь им с друзьями в социальных сетях. Авось, кто-то из них ждёт ребёнка и как раз ломает голову над обустройством детской комнаты ;)
А ещё приглашаем Вас подписываться на обновления блога “Расти умным!” У нас много полезного и интересного для Ваших малышей!
P.S. Изображения взяты с блогов Мотессори-родителей, в том числе Sew Liberated и How we Montessori, а также из Pinterest. Коллекция фотографий собиралась более 1 года, поэтому ссылки утеряны. Если у Вас есть желание и потребность, ищите первоисточник через Google поиск по фотографиям.
Желаем Вам домашнего уюта и побольше детского смеха!
grow-clever.com
Когда впервые сталкиваешься с историей педагогической методики Марии Монтессори, невозможно не поразиться тому, с какой ненавистью относились к ней идеологи всех тоталитарных режимов прошлого столетия. Едва придя к власти, и Муссолини, и Сталин, и Гитлер сразу же издают указы о закрытии Монтессори-школ, начинаются гонения на монтессори-педагогов, сторонников этой методики. И неудивительно: ведь ключевое слово в лексиконе величайшего педагога и гуманиста двадцатого века Марии Монтессори – это «свобода». Целью всей своей жизни она видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность.Цитата из книги В. Г. Дмитриевой "Методика раннего развития Марии Монтессори"
Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ученик здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, географией или чтением, постирать или посадить цветок. Огромное внимание Монтессори уделяла обучению детей навыкам самообслуживания, справедливо полагая, что ребенок, умеющий ловко зашнуровать собственные ботинки, застегнуть курточку и пришить пуговицу к рубашке, не только приобретает бесценный опыт самостоятельности и ответственности, но и разовьет те мышцы, которые необходимы и для овладения навыками письменной речи.
В этом блоге я буду выкладывать МК по составлению пособий и Монтессори материалов, как их ещё именуют в сети. Следите за обновлениями, планов у меня громадье - буду делиться. Есть у меня еще другие игры Марии Монтессори (упражнения как в жизни)
Если ваш ребёнок моложе 2 лет, то вам СЮДА
Другая особенность нашей техники в том, что мы учим ребенка держать глаза закрытыми во время ощупывания. Мы стараемся растолковать ему, что таким путем он лучше будет ощущать различия; и учим его без помощи зрения определять перемену в прикосновении. Он быстро это усваивает, и видно, что ему нравится это упражнение. Часто после таких упражнений дети подбегают к нам и, закрыв глаза, с величайшей осторожностью потрагивают ладони наших рук или же материю нашего платья - в особенности шелковую или бархатную отделку. Дети действительно упражняют тактильное чувство; им чрезвычайно приятно касаться какой-нибудь нежной поверхности, и они очень тонко распознают различия в шероховатости разных сортов наждачной бумаги.Цитата из книги М. Монтессори "Дом ребенка. Метод научной педагогики"
Материал предназначен для развития осязания, тонкой моторики. В оригинале это пособие называется как "Шероховатые таблички" и стоит каких-то баснословных денег! Ребята за что? за копеечную наждачную бумагу?!! Единственное, что нужно для создания этого пособия - это выбрать время и отправиться в хороший строительный магазин, где будет представлен широкий ассортимент наждачных бумаг. Вам нужно купить все разновидности шероховатостей, которые там будут. Дома нарежьте это всё на карточки (каждой маркировки по 2 шт.) размером 15х9 см, заодно и ножницы поточите. Всё можно играть. Сначала введите понятие шероховатый, шершавый, гладкий. Дайте все карточки пощупать, ну и гладкую поверхность тоже дайте пощупать. Дома полно гладких поверхностей. Задоно можно побегать по дому в поиске гладких и шероховатых поверхностей. Потом раскладывайте ряды по увеличению шероховатости (щекотности), по уменьшению. Пусть ребёнок найдет пару (такой же по шероховатости). Потом когда вы всё это проиграете начинайте играть в сложную игру по типу мемори (Memory -память англ.). Все карточки перевёрнуты шероховатостями вниз и вы поочереди открываете по 2 карточки, до тех пор пока не будет найдена пара. Тот кто найдет пару - забирает себе и имеет возможность открыть ещё 2 карточки. Выигрывает тот, у кого больше собрано пар. Тут нужно чтобы оборотные стороны имели одинаковую рубашку, которую можно сделать из старых обоев, либо цветного картона. Ну и конечно, мы взрослые настолько НЕразвиты, что неплохо было бы поставить себе какой нибудь маркер (например цветную точку незаметную ребёнку), чтобы проверять правильность пар, так как карточки, особенно в мелкой фракции песка ну уж ОЧЕНЬ похожи! Давайте учиться вместе с детьми и развивать в том числе и свою сенсорику!
... роза пахнет розой,
хоть розой назови её, хоть нет
У. Шекспир
Коробочка с запахами. Монтессори система направленна на развитие большого спектра ощущений: усиление визуальных, слуховых, обонятельных рецепторов. Мудрость системы заключается в том, что нет одностороннего подхода. Занимаясь по этой системе ваш ребенок сможет развить все органы чувств в полной мере и это поможет ему в дальнейшем более гармонично управлять ими.Сегодня я представлю пособие для развития обонятельных рецепторов. Возьмите любую красивую коробку (сделайте сами из некрасивой) и положите туда пакетики с приправами (я использую те, что с зипами, чтобы было удобно закрывать/открывать и они из п/э, а не бумаги, так что долго не ветшают), также туда можно положить палочки корицы (перед употребление потереть друг об друга), трубочку со стручком ванили - ВСЁ это продается в продуктовом магазине. Сделайте набег на аптеку и запаситесь эфирными маслами. Дальше дома выбросьте плохую старую гуашь из баночек, нам она не нужна, нам нужны баночки (они не занимают много места и легко открываются/закрываются), помойте их, просушите, положите туда полукруг ватного диски (диск разрежьте пополам) и капнете туда пару капель масла. Про оливковое, подсолнечное ароматное тоже не забывайте. Мой ребёнок при принюхивании в первый раз к ароматному подсолнечному маслу сказал, что пахнет квашеной капустой! Вот вам и раз! А как же иначе? Ведь это масло мы дома используем только в этом блюде и у него такая ассоциация, правильная нужно сказать, у него только ТАКОЙ опыт. Так нужно создать ему другой, что я и сделала: достала из банки квашеной капусты и дала понюхать отдельно БЕЗ масла, теперь всё в порядке. Добавьте в коллекцию также уксус, кофе, какао из домашних припасов. Баночки подпишите снизу, так как сбоку надпись стирается.Сначала научите ребёнка правильно нюхать. НЕ всовывать нос в банку целиком, а махать над банкой рукой в сторону носа (нас учили этому на химии в 5!!!! классе, так поздно научили, я к тому возрасту уже однажды обожгла себе лёгкие полной грудью вздохнув из банки с нашатыркой в парикмахерской! Теперь я обучаю своего ребёнка правильно нюхать гораздо раньше, например мята в эфире ОЧЕНЬ резко пахнет, даже хуже уксуса).Как играть. С закрытыми глазами (у меня на фото специальные шоры из самолёта, вы можете сшить такие же, они на резинке, очень удобно подходит и мне и ребёнку) определить что за запах. Ясно, что играем по очереди, то я даю ребёнку понюхать и жду ответа, то ребёнок. Мой ребёнок еще не читает, поэтому чтобы проверить меня даёт только те запахи, что знает. Тут я могу дополнительно контролировать знание материала. Также можно обходить домашних и одевать им шоры. Да, оказывается носы взрослых это что-то. Взять бы хотя уксус! Через одного не знают, то огурцы солёные называют, то ещё что экзотическое. Караул!!! Работаем товарищи, работаем с запахами. Чего стоит наблюдать КАК раздуваются крылья носа ребёнка, когда он сосредоточено нюхает с закрытыми глазами.Далее, когда запахи подвыветрятся можно поиграть в игру "найди такой же". Т.е открыв банку с аптечным маслом, найти такую же в нашей коробочке и обновить запах. Либо сделать парные баночки. У меня ещё пока нет такого количества пустых банок из под гуаши, зато есть полно новых запахов, которые мне пока некуда "слить". Нюхайте, короче, на здоровье!
Волшебная коробочка. Это пособие развивает и утончает стереогностическое чувство (трехмерно-пространственное чувство). Воспитание этого чувства приводит к распознаванию предметов путем ощупывания, т. е. одновременного участия тактильного и мускульного чувства. Косвенно расширяет словарный запас.
Эти упражнения стереогностического чувства могут варьировать на разные лады; они развлекают детей, которые здесь не просто воспринимают стимул, как в термических упражнениях, но конструируют целый предмет. Им можно давать ощупывать оловянных солдатиков, шарики, а в особенности монеты. Они учатся также распознавать мелкие и родственные формы, как просо и рис.Дети очень гордятся тем, что умеют видеть без глаз, протягивают свои ручонки и кричат: «Вот мои глаза, я могу видеть руками, мне не нужно глаз!».Цитата из книги М. Монтессори "Дом ребенка. Метод научной педагогики"
Идея изготовления пособия найдена на просторах интернета (по материалам с сайта smartkids.ru), т.е. не моя! Для его изготовления вам понадобится большая коробка из под обуви (у меня размером 30х30х10 см). Скоточем приклейте крышку к основанию, с одного из боков проделайте 2 отверстия под руки (в наши отверстия пролезают руки мои и ребёнка, папины нет, решили что иначе ребёнок будет сильно подглядывать глазками в щели между её маленькими ручками и большими отверстиями под папины руки). Далее оберните всю коробку фольгой (для запекания) и потом плотно скотчем, чтобы фольга не царапалась и не равалась. Скотч не жалейте, хорошо обработайте края вокруг отверстий, чтобы они были безопасны для игры.Как играть? Как сказал бы Винни Пух: "В него можно класть... все что хочешь можно класть. " Всё что легко можно засунуть и вытащить из коробки (иногда что-то вытаскивая приходиться придерживать одной рукой, а другой тянуть, что тоже навык!). Сначала просто достаем, то что заказал другой (по очереди, например по 2 вещи), потом называем то что под руку попалось, если угадал твое, если нет кладём обратно (в этой игре нужно постораться положить одинаковые предметы, например маленький грибочек, средний и большой, тогда для того чтобы назвать ЧТО попалось нужно найти все три и сравнив их выдать ответ). Мы кладём туда животных, фрукты (деревянные и тканевые), шахматные фигуры (попутно называя фигуры и расставляя их на доску - заодно практикуем и этот навык) можно называть цвета, в зависимости что уже стоит на игровом поле и каких по цвету фигур не хватает, блоки Дьеныша.Любимая Лидочкина игра. Мы садимся на ракету (обычный стул), даём обратный отсчёт от 10 (этот навык пока отрабатываем) и летим на "Планету фруктов" (или планету животных, или ... ну что там мы сегодня в коробку положили на такую планету и летим), берём в дорогу еду (с Лидочкиной кухни и напитки, в своем в блендере смузи готовит, специально для полёта), музыкальные инструменты (шумелки, гуделки, трещетки). По дороге едим, пьем, хвалим еду и играем на муз. инструметах и поём песенки. Рассматриваем землю из иллюминатора и те планеты, что пролетаем. Иногда нам встречаются астероиды и кометы, с чудом, но уворачивамся, конечно!Прилетаем на планету, совершаем посадку и идём за добычей. Садимся за стол, а на столе волшебная коробка с добычей, что нам нужна. У нас есть два контейнера (ребёнка и мамин) для добычи, туда будем складывать то, что достанем из ящика. (далее следует стандартная игра "ДА-НЕТ-ка). Я хватаю предмет в ящике, а Лидочка меня спрашивает - это фрукт? Я - да (или нет), Ребёнок: Он кислый (сладкий), а я: Нет! Ребёнок: Он фиолетовый? Я: да!, Ребёнок: Он в гроздьях растёт? Я: да! Ребёнок: это виноград1 Отдаю ей её добычу - виноград, так как угадала. Нельзя спрашивать: это виноград? можно только утверждать. Если ошибаешься, то ход переходит другому и ты остался без добычи. Потом пересчитываем, кто сколько дОбыл, у кого больше, у кого меньше, потом ВСЁ складываем и пересчитываем, сколько добыли ВМЕСТЕ. Я сторонник того, чтобы не разжигать соперничества между игроками, вместе играем, значит вместе победили (стратегия ВЫИГРАЛ-ВЫИГРАЛ). Дальше опять садимся на ракету, забирая добычу, по дороге едим, пьем, поём песенки и радуемся возвращению домой.Её меньшей разновидностью является волшебный мешочек , можете его сшить и что-то класть и туда. Мешок шьется по типу кисета из плотной ткани, кладутся туда более мелкие предметы и игры и стратегии могут быть теже, что описаны мной выше, либо те, что вы придумаете сами
Болты для навинчивания.Формирует навык свинчивания и навинчивания болтов и гаек. Развивает мелкую моторику, зрительное восприятие размера, умение сравнивать, точность движений, зрительно-моторную координацию, концентрацию внимания.Делала не я:)) Выполнял работу мой папа. Материал осина, размеры 20х7х1,5 см. Отверстия сверлились, резьба накладывалась раскалёнными болтами (прожигались).Вот моя подруга 30 лет до сих пор саморезы от гвоздей не отличает! И постоянно саморезы называет гвоздями! Интересно почему?
Сенсорные мешочки Ребенок, перебирая эти мешочки, развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику, а следовательно, и речь. В воздушные шары насыпьте разный наполнитель (делаем пару) схожий по фракции: манка, соль, сахарный песок, мука. Пусть ребёнок находит пары. Как их сделать, можно посмотреть тут
Сенсорные пакеты Чаще давайте ребёну в руки всякие предметы, жидкости, суспензии для игры, тем самым он расширяет свой диапазон сенсорных ощущений. Этот пакет заполнен гелем и разными мелкими игрушками. МК по созданию такого пакета смотрите ЗДЕСЬ
Рамка с маленькими пуговицами Благодаря активной работе с рамками ребёнок развивает координацию движений, тонкую моторику. Рамки устроены так, чтобы маленькому ребёнку было легко с ними работать, например, ткань натянута на раму с провисанием, чтобы при работе застёжка не "висела", а лежала на столе.Мне было лень колотить рамку, поэтому подглядев идею в инете, я натянула пижаму Лидочки на дешевые пяльца d=25 см. Это узнаваяемая вещь, с которой ребёнок в обычной жизни не справляется, а тут у него есть возможность научиться, а потом опять носить эту вещь!
Рамка с кнопкамиЭтот материал значительно облегчит ребёнку работу по освоению кнопок на собственной одежде, позволит ему быстрее стать независимым и самостоятельным. Это боди Лидочки, натянутые на дешевые пяльца d=20 см, с обратной стороны, я всё аккуратно сложила и закрепила большими зажимами для бумаги с 2-х сторон.- Мама, расстегни мне бодик! - такие вопли постоянно раздаются у нас из туалета! теперь мы решили с этим покончить, раз и навсегда!
Рамка с молнией Тут я решила не делать ничего. Если взять толстовку, то она самодостаточна сама по себе! Толстая, тяжелая и прекрасно держит форму без всяких рамок. Случай из жизни: прошу 8 летнюю!!! девочку помочь застегнуть молнию на Лидочкиной куртке, она пробует и сообщает мне, что не может! т.е. она сама на себе может! т.е. когда сверху вниз смотрит, а на другом человеке НЕ может! Я думала прикалывается и ленится помогать, а она Реально не может! Опыта у неё такого нет, а есть только на себе застёгивать, оказывается для ребёнка это разные вещи и разный опыт! так что как научитесь делать одно, сразу же далйте и другое (сйчас я в смысле молний, говорю)
Штрихуем и обводимМария Монтессори (как и Л. Толстой) считала, что сначала ребёнок должен научиться писать, а только потом читать. Чтение начинается с письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого «Монтессори- педагоги» советуют заняться штриховками и обводками. Штрихуя рисунок или обводя рамочки, дети проводят линии различной длины и во всех направлениях, что вырабатывает в них свободу движения кисти и твердость пальцев. Когда подготовленный ребенок наконец возьмет карандаш или ручку для того, чтобы написать свою первую букву, он сделает это с такой же легкостью, как человек, много писавший. Этой работе дети, и самые маленькие, и постарше, отдаются подолгу с самым горячим увлечением. Купите ему всевозможные трафареты, вырежьте картинки животных и приклейте их на картон, используйте крышки от кастрюль, включите воображение и придумайте сами что еще можно обвести. КАК можно превратить это занятие в игру, смотрите ТУТ
Вышивание на картонеКак и все упражнения по развитию моторики рук по Монтессори это развивает координацию пальцев, подготавливает руку к письму и способствует концентрации внимания.Вырежьте любую картинку, продублируйте её картоном. Сделайте отверстия шилом или пробойником. Подготовьте иглу, в магазине продаются пластмассовые или металлические с ТУПЫМ концом и большим ушком. Дайте толстую нить и обшивайте картинки. можно воспользоваться ЭТОЙ поделочкой
игры с пипеткой Цель упражнения: развитие мелкой моторики. Утончение движения пальцев рук. Концентрация внимания. Координация. Подготовка руки к письму.На подносе лежит слой соды, на который мы капаем подрашенным уксусом. Уксус шипит и мотивирует ребёнка на дальшнейшую игру. Подробнее об этой игре ТУТ
Цветные таблички МонтессориМатериал предназначен для развития цветового восприятия. Ребенок знакомится с основными монохроматическими цветами, учится находить пары табличек одинакового цвета. Косвенно происходит подготовка к эстетическому восприятию. Такие таблички легко сделать самим из колеровочных карт, просто разрезав их на полосочки. Варианты игр с табличками ТУТ
Шероховатые буквы Марии Монтессори можно сделать своими руками дома. Для этого нужно распечатать буквы алфавита и покрыть их слоем ПВА, а потом манкой. Подробнее об этом ТУТ .Ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми буквами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с буквой “а”. Наставник показывает ему, как можно пальцем обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение и в конце обведения называет букву. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.Материал имеет свою строгую презентацию ребенку и логически встроен во всю систему подготовки к письму. Утончение тактильного чувства ко времени работы с этим материалом уже наблюдалось у малыша в упражнениях со специальным сенсомоторным материалом, описанным выше, например в п. 2. Теперь же тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого можно сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой. Предлагаемое описание работы с материалом не является его презентацией ребенку, но лишь одним из упражнений.
stranamasterov.ru