Мы рады приветствовать вас на сайте «АВТОКОВРИК»
НОВОСТИ
"Автоковрик" расширяет ассортимент ковриков в салон автомобилей. В продажу поступили резиновые и текстильные автомобильные коврики на следующие модели автомобилей: Ford Focus III; Nissan Juke; Hyundai Solaris, ELANTRA 2011, Kia Soul, PICANTO II, Sorento 2011; Mazda 3 2009, CX-5; Mercedes GL X164; Opel Astra J; Renault Sandero, Duster; Subaru XV; VW Polo sedan, Jetta 2011, Passat B7 2011; Mitsubishi ASX; VW Polo sedan. Огромный ассортимент автомобильных ковриков в наличии.
Розничные магазины:
г. Ростов-на-Дону,
ул. Красноармейская, 157
тел.: +7 (863) 292-30-66
г. Таганрог,
ул. Седова, 2/2,
тел.: +7 (8634) 32-76-32
г. Миллерово,
Рынок МТК, ул. Толстого,
пав. № 63, т.: +7 (86385) 2-99-19
с. Чалтырь
ул. Олимпийская, 1/82
т.: +7 (863) 247-10-66
Интернет-заказы:
E-mail: [email protected]
тел.: +7 (905) 428-29-55
Сегодня речь пойдет о теплоизоляции. В условиях выживания теплоизоляция и сохранения тепла,особенно в зимний период практически самая важная вещь. При ночевке очень важно изолировать свое тело от земли,иначе переохлаждение себя долго ждать не заставит, да и почки простудишь…
В лесу в качестве теплоизолятора используется лапник(ветки хвойных пород деревьев), но что делать если вы оказались зимой на болоте(на замерзшем болоте) или на берегу водоема , лапника наломать нет возможности, а ночь уже близко. Конечно,лучше не допускать подобных ситуаций, останавливаться на ночлег желательно в лесу ,там вы защищены от ветра и лапник практически всегда под рукой.
Но если произошла такая ситуация, вы можете воспользоваться растением рогоз в качестве утеплителя и теплоизолятора. Как правило около водоема(в зимний период) можно найти множество сухих стволов рогоза, это великолепный теплоизолятор.
Листья и стебли рогоза внутри разделены на воздушные камеры , которые прекрасно греют(а точнее не дают теплу уходить в землю и изолируют ваше тело от холодной земли).
Многие народы из рогоза делали циновки(коврики плетеные из травы,рогоза,соломы или тростника).
Листья рогоза разделены на воздушные камеры
Можно воспользоваться и тростником,но как по мне, рогоз лучше! Нарезать рогоз нетрудно, он как правило обильно растет и срезается с легкостью.
Рогоз можно просто в несколько слоев уложить на землю и лечь на него не опасаясь за свои почки,а можно сделать нечто отдаленно напоминающее коврик.
Для этого собираем рогоз в пучки и связываем веревкой,потом связанные пучки еще раз связываем уже между собой.получается коврик по теплоизоляционным свойствам не уступающий каремату и изолирующий от холода лучше лапника.
Укрытие тоже можно на манер лапника покрыть рогозом или тростником(Сразу вспоминается как выживали гольд Дерсу Узала и Арсеньев в метель на озере Ханка).
Кстати, корни рогоза съедобны. Наверное многие выдели коричневые «головы» рогоза,в сухом виде эти «головы» можно использовать в качестве пуха-теплоизолятора , на манер гусиного пуха(эта крайняя мера), набить между слоями одежды или сделать импровизированный спальный мешок ,утепляющим материалом в котором может выступать пух рогоза.(Ну это только идея,на практике мною не проверенная).
Не губите деревья понапрасну, не ломайте лапник,носите с собой каремат. Пользуйтесь лапником, лишь в крайнем случае.Берегите природу.
Делитесь записью в соц.сетях,это помогает развитию сайта.
bezpalatki.ru
Однажды приятель дал мне в путешествие туристический коврик с фольгой. Соблазнило то, что он занимал в два раза меньше места и практически ничего не весил. Мои сомнения по поводу теплоизоляционных свойств Макс развеял утверждением производителя, что алюминиевая фольга компенсирует его толщину. Когда я мерз в зимней Турции на бензоколонке на этом коврике, то не раз вспомнил друга добрым словом.
И, кстати, спали мы не на улице, а в слегка отапливаемом помещении на полу. Хотя, конечно, сам виноват: надо было изучить этот вопрос перед поездкой более серьезно.
Прошло несколько лет, и вот только сейчас я изучил проблему подробно. Итак, насколько хорош такой коврик и как правильно им пользоваться? Стоит ли покупать туристический коврик с фольгой или без нее? Или лучше использовать, например, ижевскую пенку или самонадувающийся коврик?
Это единственные достоинства такого типа ковриков. Они очень легкие: от 150 до 300 граммов. Если коврик тонкий (3-4 мм), то объем в скрученном виде примерно в два раза меньше, чем у классической ижевской пенки. Обычно толщина таких ковриков составляет от 3 до 8 мм, и в случае, если ваш экземпляр 8 мм, то выигрыша по объему не наблюдается.
Коврики при минимальной толщине обладают коэффициентом R-value (термическое сопротивление) равным 0,3. Это очень мало. Это примерно соответствует температуре почвы 15С. Фольгированный слой увеличивает в абсолютно идеальных условиях теплосберегающие свойства коврика всего на 10%. При этом такой прирост справедлив для дорогих моделей известных производителей. Любопытно, что в настоящее время брендовые производители отказались от выпуска подобных моделей, а на рынке остался низкокачественный ширпотреб.
Тонкие коврики практически не придают комфорта сну. Имеется в виду то, как они компенсируют неровности поверхности. Минимальной комфортностью обладают только коврики толщиной 8 мм. Не надо забывать, что комфортность тоже влияет на то, как ваш организм будет сопротивляться холоду во сне и насколько вы восстановите силы после такой ночевки.
Фольгированные коврики в отличие от ижевской пенки имеют другую структуру материала. Она более рыхлая, и коврик быстрее теряет свои теплозащитные свойства при регулярном использовании. К тому же фольга отслаивается и истирается. А еще он без особых усилий рвется и требует очень нежного обращения к себе. Макс убедился в этом, когда получил его обратно изрядно потрепанным.
Достаточно важный момент: как стелить такой коврик. Оказывается, все зависит от решаемой задачи.
Некоторые коврики по стоимости близки к ижевской пенке, некоторые дешевле. В целом можно считать, что они достаточно недорогие.
Такие коврики мало весят и обладают низкой теплоизоляцией, комфортностью и надежностью. За такие же деньги можно купить гораздо лучше зарекомендовавший себя ижевский коврик. Наличие фольги практически никак не улучшает важных свойств коврика. По большей части фольга – это удачный маркетинговый ход производителя, адресованный доверчивым покупателям.
klub-knp.ru
Легкий и удобный туристический, с высокими теплоизолирующими свойствами, особенно полезен в походе на сырой или холодной земле, жизненно необходимое туристическое снаряжение, как в походе, так и на отдыхе, сворачивается в рулон. Алюминиевая фольга ламинирована термическим способом без использования клея и неотделима от основного слоя.
Коврик туристический с алюминиевой фольгой может выдержать суровое обращение, а алюминиевая фольга отражает тепло, выделяемое телом, и предотвращает проникновение холода снизу. Отражающий и сохраняющий тепло эффект алюминиевой фольги позволяет использовать такой туристический коврик в походах при низких температурах (как в термосе).
Верхний слой состоит из более мягкой полиэтиленовой пены для комфорта, а нижний слой - из более плотной для прочности. Покрытие выполнено из ламинированной алюминиевой фольги, что позволяет сохранять тепло тела даже без утеплителя.
Алюминиевая фольга, используемая в покрытии, обеспечивает абсолютные барьерные свойства к кислороду и влаге, к проникновению бактерий и воздействию температур. Можно отметить, что алюминиевая фольга имеет высокую тепловую проводимость, обладает хорошей гибкостью.
Туристические коврики для туризма спорта и отдыха из вспененного полиэтилена и изолона, ижевская пена, туристическая пенка - это постель и кровать туриста в походе, поэтому у выбору и покупке этого туристического снаряжения надо отнестись ответственно.
Коврик туристический с алюминиевой фольгой - отличный выбор для туристов, желающих спать в комфорте. Его можно также, использовать для защиты салона автомобиля от солнечных лучей.
Не кому не надо разъяснять что такое туристический коврик. Бывалые бродяги и любители туристических походов представляют при этих словах (в большинстве случаев), двухцветных туристический коврик, называемый "пенкой".
В настоящее время, не только ижевские туристические коврики доступны любителю походов или поездок. Хотя, модели из Ижевска все еще остается основными на рынке карематов. Вот краткий обзор того, что называют "каремат":
Для чего нужен каремат?
У туристического каремата несколько предназначений. Этот туристический коврик предохраняет человека от влаги, от холода. Пенка туристическая повышает комфорт сна, сглаживая неровности и добавляет мягкость. Ну и защищает спальник от загрязнения и повреждений, что тоже немаловажно.
Какие бывают карематы?
Видов карематов очень много. Вернее, того, что мы называем "пенка”, вроде бы и не много. Но есть еще надувные матрацы, самонадувающиеся, коврики с пуховым наполнителем
Надувной матрац. Тяжеловато и не практично.
Что такое каремат и из чего он сделан?
Из чего сделан каремат? В большинстве случаев, это двуслойный пенополиэтилен. Он может быть сам по себе, а может покрыт алюминиевой фольгой.
Этиленвинилацетат (ЭВА) тоже часто используется при производстве ковриков. Он более плотный, а значит, более надежный. Его можно отличить по слову Evazote, которым обозначается этот самый материал. Если есть возможность купить такой вид – воспользуйтесь ею. По цене разница не очень большая, можно сказать, что игра стоит свеч.
Есть туристические коврики, в которых комбинируются эти два материала, да еще добавлен третий – неопрен. В результате получился не очень удачный гибрид, который проигрывает ЭВА-коврикам в теплоизоляции.
Как сворачиваются карематы?
Классический вариант свернутого каремата – труба. Но есть и другие варианты. Есть карематы-”гармошки", которые делятся на карематы с продольным сгибом и без продольного сгиба.
Есть "гармошки”, в которых каждый сегмент вложен в отдельный матерчатый конверт, конверты сшиты между собой. Как результат – ткань, из которой, как правило, сделано обшивка, намокает, пачкается, ее тяжелее почистить, чем простой каремат. Правда, есть некоторый выигрыш в размерах. Вопрос – стоит ли он того?
Для любых походов вполне подходит даже ижевский двуслойник. Лучше, конечно, ЭВА. По покрою – лучше цельный лист, ну или "гармошка” без тканевых карманов. Каремат вещь чертовски универсальная. Его можно использовать для сидения у костра без боязни прожечь или проткнуть. То есть, и то и другое с ним может произойти, но никакого нарушения его функциональности это не повлечет.
Внешний вид… Ну то такое, не сильно страшно. Коврики с покрытием из алюминиевой фольги нередко поддаются критике из-за повышенного скольжения. Мелочь, а неприятно. Хотя, у них должна быть выше влагостойкость.
Как бы то ни было, а коврик для туриста – вещь нужная. Желаю хорошей покупки, долгого использования и приятного сна на этом ложе
Туристические коврики, они же "пенки", "карематы" и "изоматы" нужны для того, чтобы:
1. КОВРИКИ ИЗ ВСПЕНЕННЫХ ПОЛИМЕРОВ
А. ПЕНОПОЛИЭТИЛЕН
Вспененный полиэтилен является наиболее дешёвым но и наименее долговечным материалом для туристических ковриков. От других материалов можно отличить по крупным порам, видимым на боковых сторонах каремата. Дешёвые китайские модели чаще всего делаются из пенополиэтилена. Рулоны этого материала (чаще белого цвета) можно обнаружить в строительных супермаркетах.
+ они очень дёшевы, легкодоступны, большой выбор толщин, возможность самостоятельного изготовления коврика нужной длины и ширины;
- они из полиэтилена легко сминаются, рвутся, впитывают воду, малая термоизоляция, большие размеры в скрученном виде, плохо сглаживают неровности грунта.
Рекомендуется использование этих туристических ковриков в несложных летних походах в качестве одноразового походного варианта.
Б. ФОЛЬГИРОВАННЫЙ ПЕНОПОЛИЭТИЛЕН (ПЕНОФОЛ)
Туристический коврик представляет собой пенополиэтилен с нанесённой на одну или две стороны алюминиевой фольгой. Уменьшает теплопотери путём отражения фольгой инфракрасных волн . Обычно выпускаются толщиной 3-5 мм. Продаётся как в спортивных магазинах в виде ковриков, так и в строительных супермаркетах в рулонах.
+ они очень дёшевы, легкодоступны, возможность самостоятельного изготовления ковриканужной длины и ширины;
- они легко сминаются, рвутся, плохо сглаживают неровности грунта.
Рекомендуется использование в несложных летних походах в качестве одноразового коврика.
В. СШИТЫЙ ПЕНОПОЛИЭТИЛЕН (ИЗОЛОН)
Это самые распространённые туристические коврики, так называемые ижевские, на территории России и Украины. В основном представлены моделями Ижевского Завода Пластмасс различающимися по плотности (33, 50 и 66 кг/м3). Размер ковриков - 1800x600x8 мм. (Для походов лучше брать с плотностью 50 и 66 кг/м3).
+ они дёшевы, износостойкость высокая;
- они имеют недостаточную степень термоизоляции ( при низких температурах промерзают), жестковаты, большие размеры в скрученном виде.
Рекомендуется использование в походах различной сложности при ночных температурах не ниже +5˚С.
Г. ЭТИЛЕНВИНИЛАЦЕТАТ, ЭВА, EVA, EVAZOTE
Это более современный материал используемый для туристических ковриков, обладающий лучшими по сравнению с пенополиэтиленом характеристиками прочности и термозащиты. Эти туристические коврики обычно чёрного цвета. Выпускаются толщиной от 3 до 20 мм.
+ Они не дороги, очень износостойки, отличная термоизоляция, мягки, сохраняют гибкость при отрицательных температурах.
- они имеют большие размеры в скрученном виде, боится температур выше 65˚С.
Рекомендуется использование таких туристических ковриков в походах в холодное время года.
2. НАДУВНЫЕ туристические КОВРИКИ
А. НАДУВНЫЕ МАТРАСЫ
а) из прорезиненной ткани
+ сглаживают все неровности грунта, относительно проколоустойчивы, не дороги.
- тяжелы, длительный процесс надувания, низкая термоизоляция.
б) из поливинилхлорида (ПВХ)
+ легки, сглаживают все неровности грунта, дешевы.
- легко прокалываются и пропускают по швам, длительный процесс надувания, низкая термоизоляция.
Из-за большой толщины матраса, воздух внутри него свободно циркулирует и путём конвекции происходят значительные теплопотери.
Рекомендуется использование в походах выходного дня и на кемпинге в тёплое время года.
Б. САМОНАДУВАЮЩИЕСЯ туристические КОВРИКИ
Эти туристические коврики представляют собой открытоячеистую полиуретановую (PU) пену, помещённую в герметичную оболочку из полиэстера. После открытия клапана, надувание туристического коврика происходит за счет выпрямления ранее сжатой вручную пены внутри оболочки и длится около 30 минут.
Он надувается не полностью и требует дополнительного поддувания ртом. Кроме стандартных самонадувающихся туристических моделей выпускаются в облегчённой серии "Lite" - за счёт перфорации уменьшается вес но также ухудшается и термозащита.
+ Самонадувающиеся туристические коврики сглаживают все неровности грунта, относительно проколоустойчивы, компактны в скрученном состоянии, легки, хорошая термоизоляция.
- требуют к себе бережного обращения, высокая цена.
Рекомендуется использование в походах различной сложности (при наличии ремнабора). При покупке следует остановить свой выбор на изделиях известных производителей, так как продукция "no-name" не выдерживает никакой критики.
Научные исследования доказывают, что основная часть тепла, теряемого спящим человеком, уходит в направлении подстилки. Поэтому важность данного элемента экипировки очень велика. При выборе туристического коврика для похода важнейшими параметрами являются следующие:
В свете этих качеств рассмотрим предложения на рынке туристического снаряжения.
В нашей стране в путешествиях - будь то автотуризм, кемпинг, пеший, водный, горный или банальный «матрасный отдых» используются три основных вида подстилки.
Первый из них - надувные матрасы из ПВХ или прорезиненных тканей. Они бывают самых различных размеров, вплоть до «аэродромов» king – size размером 2x2 метра.
Говоря про эту группу, отметим, что 99% надувных матрасов из наших спортивных и туристических магазинов к туризму, не имеют никакого отношения! Главным образом из-за практически нулевой термоизоляции. Ведь будучи заполненные только воздухом, достаточно большого объема матрасы остывают в течение нескольких часов по причине низкого уровня термоизоляции стенки самого матраса. В результате этого остывания происходит также уменьшение их объёма, иногда вынуждающее ночью подкачивать матрас.
При этом, если его обладатель не имеет опыта в обращении с надувными матрасами, может придти в к ложному выводу, что матрас продырявлен. Остывший же воздух начинает охлаждать спящего на нем человека. Таким образом, обращаясь к языку цифр, ни один надувной матрас с однослойной оболочкой и состоящий из нескольких камер, не имеющих какого-либо наполнителя, кроме воздуха, не может гарантировать комфортный сон при температуре ниже +15 градусов Цельсия.
С другой стороны, стенки матраса изготовленного из ПВХ и крепкого для пылинок на ламинированном полу квартиры, оказываются совершенно беззащитными перед сухой хвоей или мелким веточками в лесу. Надувной матрас прокалывается ими очень быстро, а надёжно заклеить место прокола в походных условиях практически невозможно.
Нельзя упускать из поля зрения и процесс накачивания матраса насосом, который увеличивает вес и объем снаряжения.Итог один – не использовать в походе надувной матрас. А если уж приобрели и успели столкнуться с вышеперечисленными проблемами, то обзаведитесь обычной туристической «пенкой» ижевского производства, которую нужно постелить на дно палатки, а сверху положить матрас. Таким образом, вы сможете подстраховаться от прокола и значительно снизить степень охлаждения воздуха внутри матраса. Правда окончательный вес и объем подобной «системы» пригоден для автотуристов или любителей комфортных неспешных сплавов.Второй вид ковров использующихся туристами в качестве подстилки - коврики пенополиэтиленовых или пенополиуретановых материалов с закрытыми порами.
Первая подгруппа - это наиболее распространенные отечественные коврики Ижевского завода пластмасс из физически и химически сшитого пенополиэтилена под маркой «Изолон». В отличие от обычного пенополиэтилена (полиэтилена, вспененного газом и имеющего несвязанную молекулярную структуру), данный материал имеет трехмерную структуру и обладает целым рядом преимуществ - он более долговечен, имеет лучшую теплоизоляцию, упругость и эластичность, а также более стоек к различным химикатам и ультрафиолету. Отличается такой коврик от других производителей тем, что состоит из двух разных слоев по 4 мм каждый. В свое время такая толщина объяснялась отсутствием технической возможности делать слой толще.
Позднее заводом была освоена технология производства более толстых ковриков, и к настоящему времени выпускается несколько их типов, различных по толщине. Наиболее популярным и распространенным из туристических ковриков остается классический двухцветный толщиной 8 мм различной степени вспенивания и веса. Главное его преимущество на протяжении уже многих лет – это сочетание цены, качества, функциональности при проколах и минимальный вес (200-400 гр.) И все это благодаря закрытоячеистому пеноматериалу.
Пенные коврики используются туристами в разных целях: и как матрас, и как подстилка для сидения на траве и даже как ветрозащита для газовой горелки. Благодаря влагоустойчивости и морозостойкости они сохраняют свои характеристики достаточно продолжительное время. На такой коврик можно спокойно ставить горячую посуду, тяжелые предметы и нисколько не бояться за его состояние. Стремясь сократить вес подстилки, не следует забывать и крайнюю меру - сокращение длины ковра своими руками.
Все они изготавливаются 180 см в длину и 60 см в ширину, то есть, рассчитаны на высоких мужчин 52 размера. Если вы невысокого роста, то можете обрезать заготовку исходя из личных данных. Таким образом, вы сэкономите место в рюкзаке, а из оставшегося куска можно сделать туристическую хобу.
Вторая подгруппа - полиэтиленовые коврики с оболочкой из алюминиевой фольги.
Толщина этой категории ковриков - от 3 мм (самые тонкие) до 20 мм. Они имеют, как правило, трёхслойную или двухслойную конструкцию: начинка изготовлена из пенополиэтилена (теплоизоляция), наружное покрытие с двух сторон или одной - из алюминиевой фольги (отражение). Несмотря на то, что реклама этих ковриков делает упор именно на свойство термоизоляции. На деле она остается довольно низкой. Сам же основной материал - газонаполненный полиэтилен - спрессовывается под нагрузкой, что ведёт к ухудшению изоляционных свойств. Кроме того, они практически не скрадывают неровности рельефа.
Как итог - фольгированные коврики в большинстве своем имеют малый вес и размеры, но при этом, достаточно низкий уровень термоизоляции и удобства. Руководствуясь личным опытом, можно рекомендовать данный продукт исключительно для летнего использования людям с аскетичными требованиями к комфорту. Для многолетнего использования эти коврики также непригодны, т.к. быстро рвутся, происходит отслоение фольги, и как следствие разрывы полиэтиленовой начинки. Спустя три–четыре сезона фольгированный коврик превращается в полевую скатерть.
Вышеописанные изготавливаются из пенополиэтилена невысокого качества, поры которого довольно быстро разрушаются под нагрузкой, что вызывает снижение теплоизолирующих и водозащитных свойств. Более надёжным материалом, используемым для производства «закрытопористых» изоматериалов, является этиленвинилацетат (ЭВА). Такие коврики, несмотря на то, что пока в магазинах встречаются редко, все же стоит выделить в третью подгруппу.
Коврики из этиленвинилацетата (ЭВА, EVA) считаются лучшими из всех стандартных (т.е. более дешёвых и наиболее часто покупаемых) изоматериалов и выпускаются в 2 основных разновидностях.Первая разновидность EVA-ковриков - без оболочки, из цельного куска пеноматериала толщиной от 0,5 до 2 см. и весом от 250 до 1000 гр. При транспортировке они сворачиваются в рулон.
Пена из этиленвинилацетата - это закрытопористый материал, обладающий большой плотностью и высоким сопротивлением нагрузкам на разрыв и сгиб, лучшими, чем у пенополиэтилена, теплоизоляционными качествами и способностью сохранять форму и гибкость при охлаждении. Но, несмотря на то, что ЭВА-материал дешёвый, тёплый, достаточно лёгкий и практически не поддаётся повреждениям, в случае его использования в зимний период при низких температурах, он все, же будет обладать одним очень весомым минусом.
Поскольку этиленвинилацетат является закрытоячеистым пеноматериалом и при этом имеет сравнительно высокую плотность, он оказывает очень большое сопротивление сжатию, что исключает компактную упаковку такого изомата при транспортировке. Отсюда и появляется необходимость во второй разновидности- коврики с рифлёным ламинированным покрытием, толщиной около 1,0-1,5 см. и весом около 200-500 гр., складываемые гармошкой. Единственным минусом, да и то весьма неоднозначным, может показаться цена на подобный вид туристического ковра, зачастую вполне соотносимая с недорогими самонадувающимися моделями.
В остальном же итог будет следующим: достаточно комфортабельные и лёгкие ковры, вполне пригодные для треккинга при небольших отрицательных температурах; не требуют особого ухода или особой осторожности в обращении, а также сохраняют свои теплоизоляционные свойства в случае прокола. Но, в сравнении с пенополиэтиленовыми, коврики из ЭВА более восприимчивы к нагреву; длительное пребывание под жаркими лучами солнца может вызвать их сильную деформацию.
Комфорт: все ЭВА-маты имеют достаточно мягкую, упругую, и приятную на ощупь поверхность; модели с толщиной уже в 1,5-2 см. эффективно скрадывают мелкие и средние неровности рельефа. Хотя коврики с рифлением, будучи мягкими, всё же требуют определенного привыкания.
Еще один материал нашего сайта, посвященный теме выбора туристического коврика.
trenager.ucoz.com
Ваш комфортный сон на природе обеспечивают две составляющие: спальный мешок и коврик, предохраняющий от холода снизу, от земли. Коврик - незаменимый элемент бивачного снаряжения, без него ночлег на природе превращается в серьезное испытание. Если пренебрегать ковриком, со временем могут развиться радикулит и прочие неприятные болезни.
Коврики можно разделить на два типа: надувные и изготовленные из вспененных полимеров. В первом случае теплоизоляцию обеспечивает слой воздуха, во втором - тоже воздух, но заключенный в полимерный материал в виде пузырьков. В некоторых моделях эти типы ковриков совмещены.
Лет 25-30 назад в качестве теплоизоляционных ковриков применялись обычные надувные матрацы, те, что продавались в магазинах и предназначались для пляжа. Интересно, что в 90-х годах эволюция сделала очередной виток своей спирали, и западные производители вернулись к идее надувного матраца на новом технологическом уровне. Это вполне объяснимо, поскольку воздух - непревзойденный теплоизолятор.
Матрацы были тяжелы и громоздки. Изготовленные из непрочной прорезиненной ткани, они часто протыкались, быстро изнашивались. Часто посреди ночи из них вылетали затычки, и спящий спускался с блаженных высот на холодную грешную землю.
С 70-х годов для теплоизоляции от земли туристы стали использовать вспененные полимеры, такие как пенополиэтилен и пенополиуретан. В народе распространилось словечко "пена", которое в туристском обиходе обозначет любой коврик. При производстве в расплавленный полимер вводят газообразователь или газ под давлением. При нагревании и снижении давления в массе полимера образуются пузырьки газа. После остывания вспененный материал становится твердым.
Вначале коврики делали из жестких пенопластовых брусков. Они продавались в спортивных магазинах в виде распорок для хранения беговых лыж. Бруски пилили надвое по толщине и вшивали в ткань, получая этакую циновку. К такому изделию не очень подходило слово "компактный", но вес и надежность имели гораздо лучшие показатели, чем у надувного матраца.
Долгое время самым доступным и популярным вариантом была так называемая "жесткая пена", которая применялась для наполнения борцовских матов. Маты производили на заводе спортивного оборудования "Динамо". В продаже "пена" отдельно практически не появлялась, туристы всеми правдами и неправдами добывали ее на производстве или на окрестных помойках. У жесткой пены было много плюсов: при толщине в 22 мм она обеспечивала очень хорошую теплоизоляцию, за счет своей жесткости лист такой пены использовали в рюкзаках в качестве внутреннего каркаса. Листом пены можно было копать сег на зимнем биваке, раздувать костер из углей, ставить в качестве ветрозащиты возле примуса и т.д. В 80-х годах сложилась даже очень популярная конструкция рюкзака, ориентированного на листы жесткой пены. Но были у нее и свои минусы: приходилось брать два листа ("классический размер", с оглядкой на рюкзак - 80х38 см), которые ночью норовили разъехаться под спиной, особенно зимой на снегу или полиэтиленовой пленке. Против этой неприятности боролись шнуровками, текстильной "липучкой", даже застежки-молнии приклеивали к листам пены!
В 90-х годах производство "жесткой пены" прекратилось. Но свято место пусто не бывает. Ижевский завод полимеров с 1985-го года начал производство физически сшитого пенополиэтилена и пеносэвилена под торговой маркой ИЗОЛОН. Именно из этого материала и изготавливаются самые популярные на сегодняшний день "ижевские" коврики.
Примерно тогда же к нам в страну начали проникать западные образцы. В обиходе появилось слово "каремат", под которым понимают длинный полимерный коврик, при переноске сворачивающийся в рулон. Этимология слова "каремат" совершенно загадочна. В английском языке такого слова нет; ни европейские, ни американские путешественники свои коврики так не называют. По одной из версий слово каремат происходит от care material (то есть "материал заботы"). Есть и иная версия: английская фирма Karrimor некогда производила туристский коврик под названием karrimat. В англоязычной альпинистской литературе вы найдете слово sleeping pad.
На Западе лет 15 назад начали распространяться самонадувающиеся коврики под торговой маркой Terma-Rest. Патент на них принадлежит американской фирме Cascade Designs. Они совмещают в себе тонкий слой "пены" и надувные секции.
Несколько особняком стоят коврики из тонкой металлизированной пленки. Они не заменяют полностью обычный коврик, и используются в экстремальных ситуациях. За счет очень маленького веса и габаритов такую пленку можно носить в кармане куртки или под каской.
На практике чаще всего используют пенополиэтилен. Официальное название этой разновидности "пены" - "Листы пенополиэтиленовые марок ППЭ-Р и ППЭ-РЛ ТУ 6-55-26-89Е". Торговая марка - изолон.
Он представляет собой упругоэластичный материал на основе полиэтилена или его сополимера с винилацетатом, вспененный посредством химического разложения порофора - азодикарбонамида. Пенополиэтилен изготавливается плотностью от 33 кг/м3 до 200 кг/м3; имеет высокие теплоизоляционные свойства, коэффициент теплопроводности 0,034-0,037 Вт/(м.К), низкое водопоглощение (за 96 часов менее 1% объема). Пенополиэтилен легко режется, может перерабатываться горячим прессованием, термовакуумным формованием, склеиванием, сваркой, дублироваться с тканями, полимерными пленками, в том числе металлизированными. Пенополиэтилен может окрашиваться в различные цвета.
Пенополиэтилен является инертным, химически стойким материалом, токсикологически безвредным. Имеется гигиенический сертификат 18.УЦ.02.224.Т.0010.9.М.98, допускающий контакт с пищевыми продуктами и кожей человека. Температурный диапазон эксплуатации пенополиэтилена от -60 до +80 градусов С, при отсутствии механических нагрузок допускается до + 100 градусов.
При температуре до +140 градусов выделение токсических веществ из материала не происходит, при нагревании выше + 140 градусов возможно выделение летучих продуктов. Стандартные марки пенополиэтилена (без огнегасящих добавок) являются горючим материалом.
Для изготовления туристских ковриков используется также пенофол, представляющий собой многослойный материал, состоящий из вспененного полиэтилена и алюминиевой фольги. Эффект изоляции определяется как низкой теплопроводностью пенополиэтилена, так и высокими отражающими характеристиками фольги.
Коврики иностранного производства делают из сходных материалов, просто имеющих другие торговые марки.
В нашей стране традиционно популярны коврики из полимеров, в первую очередь - ижевские, а также аналогичные импортные. Проще всего купить в магазине коврики такого типа.
На что надо обратить внимание? Во-первых, на размеры. Ижевский "Ковер туристский" имеет габариты 1800х600х8мм. Этого вполне хватает, более того, если ночевать втроем в двухместной палатке, а тем более - вчетвером в трехместной, то можно брать на один коврик меньше, экономя вес и место в рюкзаках. Существуют и другие способы экономии: для маленьких одноместных палаток имеют смысл импортные коврики неправильной формы, сужающиеся к ногам. Многие укорачивают коврики, поскольку под голову все равно кладут вещи, да и под ноги можно что-то положить вместо пены (например, в горном походе - веревку). В результате получается коврик размерами примерно 1200х400 мм. Если такой экстрим кажется вам излишним, и основная сфера ваших путешествий - простые выезды на природу, то вам как нельзя лучше подойдет коврик обычных размеров.
Помимо рулонных ковриков, популярны также складные. Они состоят из отдельных кусков пены, зашитых в легкую ткань. Коврик складывается гармошкой. Такой вариант наиболее подходит для велопоходов, поскольку удачно помещается на велобагажнике, под рюкзаком. Обычный коврик в таком случае менее удобен, его приходится крепить сверху на рюкзаке. Основной минус складного коврика - в намокании ткани, приходится сушить перед сном.
Надувающиеся коврики типа Terma-Rest обеспечивают хорошую теплоизоляцию, но они более дороги (до 100 долларов), и требуют бережного обращения, поскольку надувные емкости можно случайно проткнуть, и уж точно не рекомендуется на таком коврике резать колбасу. На Terma-Rest не поставить горячий котелок, чтобы меньше остывал, и вообще хлопот больше. Вес также несколько больше, чем у полимерных аналогов. Так что из положительных качеств остаются только меньшие габариты при переноске и лучшая термоизоляция. На заграничных альпинистских сайтах такие коврики рекомендуют для зимних восхождений в сочетании с дополнительным, пусть более тонким, обычным ковриком. Таким "бутербродом" обеспечивается повышенный комфорт в самых экстремальных условиях.
Будьте острожны с металлизированными ковриками - некоторые производители столь свято уверовали в магические свойства фольги, что делают полимерный слой слишком тонким. Автор имел опыт использования такого типа сверх-тонкого и легкого коврика в зимнем путешествии в Заполярье. Получилось так, что из четверых участников похода у каждого был свой тип коврика. Утром после снятия палатки на снегу четко было видна степень термоизоляции каждого типа: на месте, где лежал человек на старой "жесткой" пене, снег был даже не спрессованным, нога проваливалась. Под ижевским ковриком и "термарестом" снег покрывался тонкой ледовой корочкй, что говорило о прохождении изрядной доли тепла. Но владельцы этих ковриков на холод все же не жаловались. Я же просыпался, погрузившись сквозь дно палатки на несколько сантиметров в протаявщую яму. На этом месте на снегу отпечатывался четкий силуэт, а уж о том, как я мерз, лучше вообще не вспоминать. Так что - не повторяйте ошибок, очень тонкие коврики расчитаны только на жаркое лето и нагретую землю!
Первый вопрос, который обычно возникает, - это как переносить коврик. Как уже упоминалось выше, раньше листы "жесткой" пены носили вдоль спины рюкзака, специально для этого сконструированного. Складные коврики просто кладут внутрь рюкзака, мирясь с занимаемым местом. С появлением рулонных ковриков возникла новая технология: коврик сворачивается по диаметру рюкзака и укладывается внутрь, образуя трубу-каркас. Проверено, что при этом при использовании стандартного ижевского коврика теряется 11 литров полезного объема рюкзака. Есть еще минус: невозможно использовать по назначению "подвал" рюкзака (если он есть). Из-за прямоугольной, а не овальной, формы днища большинства рюкзаков теряется также некоторый объем в нижних углах рюкзака.
Другой способ переноски коврика - сбоку или сзади рюкзака. Полезный объем остается нетронутым, но зато коврик можно случайно потерять, или порвать ветками в лесу. От последнего, также как от снега и дождя, защищает специальный легкий чехол-тубус из прочной ткани, с ременными петлями для разных вариантов крепления к рюкзаку.
Зимой, особенно в случае многодневных лыжных путешествий, часто берут два коврика на одного, поскольку за 2-3 недели пена набирает понемногу влагу, которая замерзает внутри материала, и его теплоизоляционные качества ухудшаются. Два коврика, постеленные один на другой, частично решают эту проблему.
В горах иногда возникает необходимость в ночлеге на очень неровном месте, например на осыпи. Конечно, место под палатку предварительно выравнивают, насколько это возможно. Но все равно добиться идеально ровной площадки не удается. Тогда под коврик подкладывают вещи, а сама подстилка окончательно сглаживает поверхность.
Вернувшись из похода домой, коврик рекомендуется просушить в развернутом состоянии, не менее суток при комнатной температуре. После этого уже можно убрать до следующего выезда. Со временем любой коврик сминается, что снижает теплоизоляцию. Поэтому раз в несколько лет (в зависимости от интенсивности использования) коврик придется менять. Кроме того, пенополиэтилен постепенно испаряется, и за несколько лет даже не используемый коврик теряет часть своего объема.
Надеюсь, что мои советы помогут сделать ваш ночлег в походных условиях более комфортным. Плохой или недостаточный отдых - вовсе не то, к чему вы стремились, покидая дом!
faqlife.ru