Содержание
«Развивающий коврик «Цветная полянка» — пособие для развития мелкой моторики и элементарных математических представлений детей 4-5 лет»
«Развивающий коврик «Цветная полянка» — пособие для развития мелкой моторики и элементарных математических представлений детей 4-5 лет»
- Старший воспитатель МБДОУ № 104 г. Курска Назарова Елена Борисовна
- воспитатель МБДОУ № 104 г. Курска Толмачёва Инна Михайловна
Развивающий коврик «Цветная полянка» разработан в рамках практической деятельности педагогами группы общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет. Пособие можно использовать в группе на занятиях по сенсорному, по речевому, познавательному развитию и в самостоятельной деятельности. Так же предусматривается фронтальная, групповая, индивидуальная работа по пособию. В зависимости от возраста подбираются варианты игр и упражнений по содержанию коврика. Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей.
Развитие ощущения и восприятия ребенка – необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств, поэтому правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия (зрительного, слухового и осязательного) и в процессе различного рода действий с этими предметами, а также освоения способов их использования. Степень развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста имеет огромное значение для развития в целом.
Скачать конспект
С помощью данного пособия можно организовать эмоциональные и сенсорно насыщенные игры, которые позволяют реализовать следующие задачи:
- стимулировать познавательную активность
- активизировать зрительное восприятие
- обогащать тактильный опыт
- формировать первичные представления о свойствах предметов (цвете, размере, форме, материале)
- формировать умение группировать предметы
- развивать мелкую моторику.
Одним из необходимых условий эффективности этой деятельности является проведение систематической и методически правильной работы, в том числе по созданию развивающей предметно – пространственной среды. Таким образом, использование развивающего коврика «Цветная полянка» является актуальным для развития детей дошкольного возраста.
Для того чтобы качественно решать задачи формирования элементарных математических представлений детей 4-5 лет, а также превратить упражнения по развитию мелкой моторики рук в весёлые и занимательные игры, мы сшили в группу «Развивающий коврик «Цветная полянка»».
Описание дидактического пособия:
Развивающий коврик «Цветная полянка» – сшит из габардина, размером 1м 50см* 1м 20см, на котором присутствуют разнообразные сочетания игровых элементов. Коврик предназначен: для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, тактильные ощущения); развития мелкой моторики рук, активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти); повышения мотивации к математической деятельности младших дошкольников. )
На основу коврика с помощью кнопок, пуговиц и липучек прикрепляются игровые элементы, которые воспитатель использует с ребенком в совместной игровой деятельности для развития познавательной активности и накопления сенсорного опыта. Пристегивающиеся игровые элементы могут быть использованы для самостоятельной и индивидуальной работы с детьми.
Дополнительно для игр на коврике изготовлены следующие детали: цветы и бабочки разных цветов, ёжики и грибочки, матрёшки и заплатки, баночки и фрукты с овощами, веревочки и т.п. Рукотворность исполнения деталей позволяет создавать и добавлять новые элементы к играм, усложнять их, постепенно создавая огромную коллекцию игр и упражнений. «Эффект новизны» приводит детей в огромный восторг.
Яркие цвета и разнообразная фактура пособия позволяет одновременно использовать зрительный и тактильный анализаторы.
Также для игр на «Цветной полянке» можно использовать другие дидактические материалы: прищепки для развития мелкой моторики, бусины разного цвета и формы, геометрические фигуры, разноцветные веревочки, тематические игрушки небольшого размера.
Результатом использования данного дидактического пособия в группе воспитанников 4-5 лет являются:
- развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста
- развитие коммуникативных умений
- развитие мелкой моторики пальцев рук
- сформированность элементарных математических представлений.
Дидактическое пособие «Цветная полянка» обладает такими характеристиками, как полифункциональность, вариативность, доступность. Коврик безопасен в использовании, при необходимости – легко стирается, что полностью соответствует нормам СанПина.
На начальном этапе работы с пособием воспитатель или специалист, организующий игру, помогает ребенку освоить возможные варианты его использования. «Полянка» и материалы, используемые для игр на коврике, располагаются в свободном доступе для детей. Это позволяет им самостоятельно выбрать предпочитаемую игру, что способствует поддержке инициативы и формированию самостоятельных действий. Совместная деятельность взрослых и детей, организованная на «Полянке», строится по типу сотрудничества взрослых и детей. Все выступают как равноправные участники игры и соблюдают очередность. Педагоги эмоционально комментируют игру, «заражая» положительными эмоциями детей.
Необходимо учесть требования к условиям проведения игр с использованием дидактического пособия: при использовании в качестве дидактической игры расположить коврик на ровной поверхности, например, на полу. Обязательно проверить достаточную степень освещенности пособия, для удобства манипуляций, предложить ребенку принять удобную для него позу, можно сесть перед ним на колени, обращая внимание на то, чтобы отбрасываемая тень не заслоняла игровое поле. Или расстелить коврик на столе, где можно сеть на стул или подходить к столу и выполнять задания, стоя, в зависимости от динамичности и вариативности выбранной вами игры.
Заключение.
Практика показывает, что проведение систематической и методически правильной работы с использованием представленного выше пособия позволяет достичь следующих результатов:
- дети проявляют положительные эмоции во время игр на коврике «Полянка», умеют группировать предметы по цвету и форме
- дети проявляют познавательную активность, знают и различают основные цвета, узнают и различают знакомые предметы на ощупь, владеют представлениями о свойствах предметов (цвете, размере, материале).
- свободно ориентируются в пространстве детского сада и группы.
- у детей сформированы положительные взаимоотношения со сверстниками, интерес к коллективным играм.
Это в свою очередь, позволяет нам говорить об эффективности использования многофункционального сенсорного коврика «Полянка» в работе с детьми 4-5 лет.
Предлагаем вашему вниманию несколько игр, с использованием коврика «Цветная полянка» в которой дети 4-5 лет играют с большим удовольствием.
1. «Найди цветок для бабочки»
Цель: формировать умение различать цвета, познакомить детей с названиями основных цветов.
- Педагог показывает детям, что в середине коврика спрятались разноцветные бабочки, предлагает детям посадить бабочек на цветок такого же цвета. В конце игры педагог подводит итог, дети называют цвета и показывают их: «Синяя бабочка села на синий цветок и т.
д.»
- Педагог: Ребята, посмотрите, какая у меня красивая бабочка.
Она очень любит летать по красивым полям, любит лакомится вкусным нектаром.
Полетела бабочка на полянку, смотрит, а полянка – некрасивая. Посмотрите, чего не хватает на ней.
-Дети: цветов.
Педагог: Правильно
Посмотрите, листья есть, а цветов нет.
Давайте украсим полянку цветами (дети украшают, прикрепляя на кнопки и пуговицы цветы). Какая красивая получилась полянка, как много цветов. Какого они цвета? (дети называют цвета).
Педагог: Давайте посчитаем, сколько желтых и сколько красных.
Каких больше? Как мы можем узнать? (методом приложения или наложения узнают).
Педагог: Наша бабочка позвала своих подружек. Давайте каждому цветку подберем бабочку. (подбирают по цвету).
Вот как весело стало бабочкам. Давайте возьмем бабочек в руки и потанцуем с ними. (танец с бабочками).
Молодцы.
2. «Матрёшки»
Цель: закрепить представления о круге, квадрате и треугольнике, умение определять и называть свойства предметов; закреплять цвет. Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, творческие способности. Развивать мелкую моторику.
Педагог: На полянке встретились две матрешки. Давайте нарядим сначала их в платочки (дети прикрепляют на основу матрешек лица и платочки). Посмотрели друг на друга и увидели, что их одежда испорчена. Давайте поможем матрешкам, поставить заплатки на их платья.
Обратите внимание, на что похожи форма заплаток? (ответы: на фигуры геометрические). Какие? (ответы: треугольник, круг, квадрат).
Диана, помоги матрешке красного цвета.
Вероника, помоги матрешке синего цвета. (дети ставят заплатки, проверяют себя и друг друга).
Молодцы.
3. «Подарки от ежиков»
Цель:
- сформировать представление о числе и цифре, умение считать до пяти, соотносить цифру с количеством;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
- закрепить счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Педагог: Отправились ежики на полянку за грибами. Коричневый ежик решил собрать грибы мухоморы в подарок лосю. А желтый ежик решил собрать подберезовики для белочки. Давайте поможем ежикам собрать грибы. (дети крепят грибы на фигуры ежиков).
Посчитайте у кого сколько. (дети пересчитывают). У кого больше?
Как сделать, чтоб стало одинаково? (дети проводят различные действия с фигурами в зависимости от задания педагога).
Правильно. Ежики отправились в гости и понесли свои подарки.
4. «Цветы и бабочки»
Цель: формировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1—5 с количеством, сформировать опыт обратного счета от 5 до 1; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Педагог:
Бабочка — красавица на цветочек села,
ветерок дунул — она и полетела.
(Считаем сколько цветов синего, красного, желтого цвета. В соответствии с количеством цветов того или иного цвета сажаем на них бабочку с цифрой, соответствующей количеству цветов).
5. «Поможем бабушке»
Цель: закрепить умение правильно понимать смысл слов «внутри» и «снаружи» и грамотно употреблять их в речи;
закрепить счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством предметов; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, воображение.
Педагог: Мы волшебники немного.
Был один, а стало много.
Бабушка заготавливает (соления, варенья).
Посмотрите, в этой банке у бабушки лимоны.
Где они находятся? (внутри банки) Сколько их?
А в другой банке груши. Давайте их посчитаем.
Давайте скажем в какой банке получилось какое варенье. (лимонное, грушевое и т.п.)
Задания — Пересчитываем фрукты, каких больше, что сделать, чтобы стало одинаково?
6. «Платочки»
Цель: развивать внимание, мыслительные операции, умение работать в паре, видеть и продолжать закономерность чередования цвета. Развивать мелкую моторику руки.
закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, способ сравнения предметов по ширине путем наложения и приложения, счетные умения.
А) На веревочку с помощью прищепок вешаются разноцветные платочки. Спросить у Дианы какого цвета эти платочки. Первый ребенок вешает, второй снимает. Помогают друг другу.
Б) На столе лежат 2 широкие и 2 узкие полоски — полотенца медвежонка и зайчонка.
Воспитатель рассказывает, что зверушки попросили детей развесить сушить полотенца на веревочку.
— Какие из этих полотенец принадлежат медвежонку, а какие зайчонку?
Как правило, дети отвечают, что широкие полотенца — для медвежонка, а узкие — для зайчонка.
— Как вы будете сравнивать полотенца по ширине?
Дети с помощью воспитателя проговаривают, опираясь на рисунок, способ сравнения по ширине и выполняют задание.
— Рассмотрите полотенца медвежонка.
— Чем полотенца отличаются? (Цветом.)
— Чем они похожи? (У них одинаковая ширина и длина.)
— Теперь рассмотрите полотенца зайчонка. Чем они похожи? (У них одинаковая ширина и длина.)
— А чем они отличаются? (Цветом.)
Воспитатель предлагает детям повесить на веревку широкое красное полотенце.
— Рядом повесьте узкое полотенце другого цвета.
— Следующим повесьте синее полотенце.
— Расскажите, какое полотенце еще не повешено? (Красное, узкое.)
— Сколько полотенец вы повесили сушиться? (Четыре.)
— Сколько красных полотенец висит на веревке? (Два.)
— Чем отличаются эти полотенца? (Одно широкое, другое узкое.)
— Сколько полотенец желтого цвета повесили сушить? (Одно.)
— Сколько широких (узких) полотенец висит на веревке? (По два. )
— Что интересного вы увидели в том, как развешены полотенца?
(Они висят так: широкое, узкое, широкое, узкое…)
7. «Пирамидки»
Цель: Закрепить умение выделять овальную форму, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, фантазию, логическое мышление.
Педагог: Дети давайте поиграем в игру кто быстрее соберет пирамидку.
Дети собирают пирамидку (она крепится между собой с помощью пуговиц и петелек.)
Когда пирамиды собраны спросить у первого ребенка назвать цвета пирамиды снизу верх, а второго ребенка с верху в низ. Можно прикрепить цифры на детали пирамидки, посчитать, закрепить порядок цифр и т.п.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Развитие ребенка, развивающие игры для детей
Рукоделие
Счеты детские Отличное пособие для занятий математикой с дошкольниками. ![]() |
далее…
Рубрики: Занимательная математика, Занятия и игры с детьми, Игры и игрушки своими руками, Методические пособия и игры, Поделки с детьми, Разное, Рукоделие
Теги: математика для детей
МандалаПоделки из ниток |
далее…
Рубрики: Поделки с детьми, Рукоделие, поделки из ткани
Теги: индейцы, талисманы обереги, украшаем интерьер, флуоресцентный свет
Карнавальные костюмы Этот костюм индейца для девочки может сделать даже ребенок. Делается такой карнавальный наряд быстро, и выходит очень дешево. ![]() |
далее…
Рубрики: Детские праздники, Поделки с детьми, Разное, Рукоделие, поделки из ткани
Теги: индейцы, карнавальные костюмы, Хеллоуин
Своими руками Самый главный атрибут на даче, где отдыхает ребенок, конечно, качели. Неважно из чего они сделаны, они всегда привлекают ребенка. А если у качелей еще необычный дизайн и конструкция…. |
далее…
Рубрики: Рукоделие, полезные статьи, товары для детей
Теги: g, для сада и дачи
Куклы из ложекКукольный театр, поделки из подручных материалов |
далее…
Рубрики: Поделки с детьми, Разное, Рукоделие
Теги: g, Кукольный театр, поделки из ложек, поделки из одноразовой посуды
Игра “Тактильный мешочек”Развивающая игра своими руками на развитие памяти, мелкой моторики и тактильных ощущений. Для детей от 2-3 лет. (методика Марии Монтессори) |
далее…
Рубрики: Игры и игрушки своими руками, Методические пособия и игры, Поделки с детьми, Разное, Рукоделие
Теги: g, волшебный мешочек, игры и игрушки своими руками, методика Марии Монтессори, поделки из пластиковых бутылок, поделки из упаковок
Игра “Танграм”“Танграм” часто называют “головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”. Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку с 3,5-4 лет. |
далее…
Рубрики: Игры и игрушки своими руками, Методические пособия и игры, Рукоделие
Теги: , головоломки, игры и игрушки своими руками
ПентаминоИгры и игрушки своими руками |
далее…
Рубрики: Игры и игрушки своими руками, Методические пособия и игры, Рукоделие
Теги: g, головоломки, игры и игрушки своими руками, пентамино
Пасхальная горкаИгры и игрушки для детей |
далее…
Рубрики: Игры и игрушки своими руками, Поделки из бумаги, Поделки с детьми, Рукоделие
Теги: игры и игрушки своими руками, игры и конкурсы, Поделки на Пасху, русские игры
Развивающий коврикПоделки, рукоделие для детей |
далее…
Рубрики: Поделки с детьми, Рукоделие, поделки из ткани
Теги: игрушки для малышей, развивающие игрушки
Страница 1 из 212»
4 Самодельные тактильные игрушки для малышей
от Clamber Club | 11 декабря 2017 г. | Искусство и ремесла
Что такое осязание?
Тактильное чувство также известно как осязание. Ваша кожа — ваш самый большой орган, который получает постоянную информацию, которая поступает в мозг. Иногда ваш мозг не может выдержать всю стимуляцию, что называется тактильной защитой.
Младенцы начинают познавать окружающий мир через осязание с самого рождения. Предоставьте им различные виды текстур, форм, размеров, веса и температуры. Чтобы ваш малыш получил максимальную отдачу от тактильных ощущений, носите ребенка только в подгузнике, когда он фокусируется на тактильной стимуляции. Одежда ограничивает количество сенсорного ввода, которое получает ваш ребенок.
Что такое тактильное восприятие?
Тактильное восприятие – это осознание и интерпретация того, к чему мы прикасались и что касалось нашего тела. Восприятие осязания включает в себя способность мозга различать такие ощущения, как текстура, форма и т. д.
Тело имеет разные тактильные ощущения:
- Боль, комфорт, приятное и неприятное
- Текстуры: грубая, гладкая, мягкая, твердая
- Температура: горячая, холодная, прохладная, ледяная
Наши тактильные ощущения помогают нам:
- Моторный план: способность планировать наши движения зависит от точной сенсорной системы
- Узнайте: ощущений прикосновения заставляют держать вещи в руках.
Они сообщат мозгу что-то о вещах, о которых слух или зрение не сообщают
- Узнайте о теле или в космосе: ощущений от кожи говорят нам, где начинается и где заканчивается наше тело
Вам не нужно идти и покупать много дорогих игрушек, чтобы стимулировать вашего ребенка. Я собираюсь дать вам несколько самодельных идей, которые легко сделать из вкусностей, которые могут быть у вас дома.
- Используйте любой материал, перья, губки, помпоны и пластик, чтобы сделать тактильный коврик. Малыш может лежать на животе или спине, а может сидеть и играть на коврике.
- Возьмите деревянные бруски и приклейте на них ленточки, пуговицы, кусочки коврика и помпоны.
- Используйте пластиковые яйца с приклеенными к ним пуговицами и помпонами.
- Используйте картон, чтобы нарисовать на нем разные текстуры. Здесь я использовал помпоны, камни, наждачную бумагу, палочки от мороженого, пластиковые ложки, пуговицы, монеты, губку, спички, гвозди, материал и пузырчатую пленку.
Детям в моих классах Clamber Club нравится исследовать различные текстуры, а мамам нравится, как легко делать эти забавные тактильные игрушки. Итак, мамы и папы достают клей и начинают творчески работать с текстурами.
Внесен в Celeste Maritz из Clamber Club Babies — Wierdapark
TEL: 082 325 6171
. AM. clamberclub.com
Краткие советы по созданию тактильной графики вручную
Перейти к содержимому
Простая тактильная графика ручной работы может быть быстрым и немедленным решением для обеспечения доступа к графике, особенно с важным пространственным расположением. См. также наш краткий обзор принципы дизайна тактильной графики .
Оборудование и материалы
Для создания коллажей для тактильного чтения можно использовать практически любые материалы. Главное — найти практичное решение, которым можно быстро и легко воспользоваться.
Коллаж
- Рекомендуется гладкая, прочная (150 г/м²) бумага
- зубчатое колесико/калька/тиснение для пунктирных линий (можно приобрести в магазинах швейного оборудования и товаров для слепых) или шариковая ручка с твердым нажатием для сплошной линии. Положите бумагу на гибкую поверхность (резину, пенопласт или картон), затем проведите цилиндрическим колесом или ручкой по странице, чтобы провести линии.
- профи : быстро
- минусы : рисунок должен быть выполнен в обратном порядке с обратной стороны страницы. Ручки могут порвать бумагу.
Цилиндрическое колесо
- Чернила для рукоделия / краска для ткани / пистолет для горячего клея / порошок для тиснения для создания выпуклых линий, которые можно провести по печатной графике. Обратитесь к tactileimages.org за инструкциями по использованию столярного клея и шприца.
- плюсы : рисунок можно делать с лицевой стороны страницы; может создать профессиональный результат, привлекательный для читателей
- недостатки : необходимо время для сушки
- фактурная бумага или ткань.
Сетку, плотный холст, жесткий картон, листы войлока или пенопласта, гипсокартонную ленту (с текстурой сетки) и текстурированные обои можно вырезать и наклеить на страницу для создания выпуклых фигур.
- веревка с клеем. Замочите нить в клее, прежде чем приклеивать ее к странице, чтобы получились выпуклые линии. Узлы можно использовать для создания точек вдоль линии.
- плюсы : дешевые, легкодоступные материалы. Создает очень четкие выпуклые линии.
- минусы : Необходимо дать время для высыхания.
- магнитов на белой доске. Лента для белой доски — отличное дополнение для создания тонких линий.
- плюсы: дешевый, портативный, многоразовый, дает хороший визуальный контраст и отчетливые тактильные детали
- минусы: не прочный. Кусочки можно легко сбить с места.
- Wikki Stix — акриловые струны с восковым покрытием. Их можно сгибать и приклеивать к бумаге, чтобы получились простые и красочные тактильные рисунки.
Их нельзя сломать руками, но можно легко разрезать ножницами. Они многоразовые.
- плюсы : Многоразовые. Быстро и мгновенно. Может использоваться слепыми детьми для создания собственных рисунков.
- минусы : Не прочный.
Тактильные доски для рисования
Тактильные доски для рисования можно изготовить вручную или приобрести в магазине. Ими могут пользоваться как слабовидящие пользователи, так и зрячие ассистенты. Рисунок наносится вверху страницы.
- листы пластика (листы майлара). Листы сморщиваются и образуют выпуклое изображение на рисуемой стороне. Их необходимо использовать вместе с резиновой доской для рисования и обычным стилусом или шариковой ручкой.
- Наличие: inTACT Блокнот (включает ластик), Тактильная доска для рисования DRAFTSMAN , TactileDoodle kit или TactiPad Drawing Board (включает в себя инструменты для рисования с размерами и возможностью сопряжения с моторизованной рукой для рисования с компьютерных изображений).
Аналогичного эффекта можно добиться, используя пластиковые чехлы/защитные листы формата A4 поверх гибкого коврика для мыши.
- минусы: дорогие расходники; стирания невозможны
- Наличие: inTACT Блокнот (включает ластик), Тактильная доска для рисования DRAFTSMAN , TactileDoodle kit или TactiPad Drawing Board (включает в себя инструменты для рисования с размерами и возможностью сопряжения с моторизованной рукой для рисования с компьютерных изображений).
- Sensational Blackboard или силиконовый коврик для выпечки. Используйте вместе с обычной бумагой и ручкой, чтобы сформировать выпуклые линии на стороне рисунка.
- плюсы: дешевые, легкодоступные расходные материалы
- пробковая доска. Используйте канцелярские кнопки, резинки или веревки для построения графиков или вырезанные фигуры и метки Брайля для концептуальных карт, временных шкал, блок-схем и т. д.
- плюсы: дешевые, легкодоступные расходные материалы
- минусы: графика временная
- или аналогичную. При рисовании карандашом линии слегка приподняты и текстурированы.
- плюсы: дешевые, легкодоступные расходные материалы.
- плюсы: дешевые, легкодоступные расходные материалы.
Под стандартную бумагу можно использовать москитную сетку