Мы рады приветствовать вас на сайте «АВТОКОВРИК»

НОВОСТИ

"Автоковрик" расширяет ассортимент ковриков в салон автомобилей. В продажу поступили резиновые и текстильные автомобильные коврики на следующие модели автомобилей: Ford Focus III; Nissan Juke; Hyundai Solaris,  ELANTRA 2011, Kia Soul, PICANTO II, Sorento 2011; Mazda 3 2009, CX-5; Mercedes GL X164; Opel Astra J; Renault Sandero, Duster; Subaru XV; VW Polo sedan, Jetta 2011, Passat B7 2011;  Mitsubishi ASX;   VW Polo sedan. Огромный ассортимент автомобильных ковриков в наличии.  

Розничные магазины:

г. Ростов-на-Дону,
ул. Красноармейская, 157
тел.: +7 (863) 292-30-66

г. Таганрог,
ул. Седова, 2/2,
тел.: +7 (8634) 32-76-32

г. Миллерово,
Рынок МТК, ул. Толстого,
пав. № 63, т.: +7 (86385) 2-99-19

с. Чалтырь
ул. Олимпийская, 1/82
т.: +7 (863) 247-10-66

Интернет-заказы:
E-mail: [email protected]
тел.: +7 (905) 428-29-55

Блок конспектов занятий по конструированию из бумаги для подготовительной группы. Конструирование из бумаги в подготовительной группе коврик


Конструирование в подготовительной группе детского сада

Конструирование для детей — достаточно сложный вид занятий в ДОУ, имеющий черты сходства с художественной и конструктивно-технической деятельностью взрослых, но это не мешает ему быть увлекательным и развивать ряд полезных навыков и умений. В подготовительной группе детского сада открываются практически неограниченные возможности для использования всевозможных техник и материалов при проведении занятий по конструированию.

Теоретические аспекты обучения конструированию в подготовительной группе

Под детским конструированием понимается деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт из различных материалов (бумаги, пластилина, конструктора и др.) игровые поделки (постройки).

Различные материалы представляют самый дешёвый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру.

А.С. Макаренко

Основной задачей обучения в подготовительной группе является подготовка к школе. Дети уже многое знают и умеют, поэтому сейчас важно научить их применять свои знания и планировать. Если в младших группах воспитатель ставил перед малышами задачу, рассказывал, какие действия следует производить, чтобы её решить, заготавливал элементы для поделки, то ребятам из подготовительной группы даётся больше свободы для творчества.

Ребенок 6 лет уже может сам придумать, что он будет делать, составить план и действовать по нему, чтобы воплотить задуманное. Задача воспитателя заключается в помощи ребенку. Старшему дошкольнику не нужно говорить: «Ты должен сделать так». Нужно побуждать детей размышлять, поэтому лучше предложить: «Давай подумаем, как это можно сделать».

Педагог должен контролировать весь процесс, показывать и объяснять новые техники, подсказывать что непонятно ребёнку. Но делать это так, чтобы дети чувствовали свою ответственность и самостоятельность. Хорошим решением является передача поделок в младшие группы для применения в качестве пособий или дидактических материалов. В этом случае у ребёнка появляется не только чувство удовлетворения от удачно сделанной поделки, но и гордость за свой труд, осознание того, что эта вещь важна, нужна и может кому-то послужить.

Как научить старшего дошкольника составлять план

Легче всего научить детей планированию, используя строительные материалы: кубики, строительные наборы, конструкторы, лего-конструкторы. Строить по простому плану, составленному воспитателем, дети пробуют ещё в младших группах, со временем задача усложняется. Теперь пришло время составлять планы самостоятельно.

В подготовительной группе дети должны научиться составлять план и действовать по нему

Легче всего обучение планированию проходит, если использовать метод от обратного. То есть воспитатель строит какую-то модель. Затем дети рисуют план этой модели (на фото). После этого воспитатель предлагает им самим придумать свой план, нарисовать его на бумаге и построить задуманное. Начинать нужно постепенно, используя принцип «от простого к сложному». Сначала используется ограниченное количество деталей, а в конце можно построить целый дворец.

При строительстве по готовому плану нужно переходить к сложным схемам. Воспитатель предлагает ребятам работать по и объёмным, сделанным в разных ракурсах планам, причём лучше, чтобы они были не цветные. Это поможет детям развить способность додумывать, какие детали нужно использовать, хотя их и не видно на рисунке.

Если в младших группах дети создавали из кубиков и строительных наборов, помимо домиков, различную мебель, заборчики и дорожки, то сейчас можно переходить к сложным моделям кораблей, самолётов, машин и т. д.

Фотогалерея: примерные планы для строительства по темам «Здания», «Мосты»
Ребятам из подготовительной группы уже под силу конструирование сложных объектов Однотонные схемы оставляют простор для развития воображения детей При строительстве моста важна его устойчивость Дети в подготовительной группе должны уметь строить и такие сложные здания
Фотогалерея: схемы и примеры готовых работ по темам «Корабли», «Машины», «Летательные аппараты», «Космический корабль»

Что могут делать дети из подготовительной группы

Выбор техник, которые можно предложить детям в этом возрасте, достаточно широк. Ребята уже умеют многое: делать аппликации, лепить из разных материалов, элементарно шить, вязать, плести, делать поделки из бросовых материалов и т. д. Воспитатель можете предложить им освоить новые техники или совершенствоваться в уже изученных.

Размер поделки зависит от техники, в которой она будет исполнена, но все же за большими размерами гнаться не стоит. Гигантизм тут не уместен, если только это не какой-то общий проект. Материалы, используемые на занятиях, тоже могут быть любыми: различная бумага, природные материалы, нитки, ткани, солёное тесто, бросовые материалы, конструкторы и т. д. Многое зависит от фантазии воспитателя. Что только люди ни используют для поделок, даже, например, стружку от заточки карандашей.

В возрасте 6–7 лет дети в состоянии самостоятельно сделать практически все детали для своих поделок. Воспитатель может только предоставить готовые шаблоны для аппликаций или выкроек, если предполагается что-то шить. Но дети сами обводят эти шаблоны у себя на бумаге, ткани, фетре и т. д., а затем вырезают их. Если материал, который надо разрезать, очень толстый или плотный, то тоже потребуется помощь воспитателя — детям такое лучше не давать во избежание травм и порезов.

Дети, конечно же, могут делать индивидуальные поделки, но заслуживает внимания и такой вид работы, как коллективный проект, в создании которого принимает участие вся группа.

Фотогалерея: аппликации из карандашной стружки
Из карандашной стружки можно сделать милого медвежонка Аппликации из карандашной стружки удивляют своей необычностью Работа с карандашной стружкой требует развитой мелкой моторики малыша

Проведение занятий по конструированию в детском саду

Занятия по конструированию в детском саду обязательно должны быть тематическими, а не просто изготовление поделок, чтобы занять время. Так, приведённый ниже коллективный проект «Огород» привязывается к экологической теме.

Коллективный проект «Огород»

Этот проект выполняется в привычной технике пластилиновой аппликации, на половинке листа картона. Каждый ребенок делает свой участок огорода — свою грядку, на которой растёт какое-то растение. Потом огород составляется. Можно скрепить отдельные элементы огорода при помощи скотча. В результате получится пример отличного наглядного пособия для воспитанников младшей группы.

Получившийся в ходе коллективной работы огород может стать наглядным пособием для младшей группы

Темы для начала занятий по конструированию

В начале занятий воспитатель может рассказать о том, как зародилась та или иная техника, привести примеры интересных историй, исторических фактов. Приведем несколько примеров.

Оригами

Оригами — японское искусство. В начале своей истории оно было доступно только богатым людям, ведь бумага была очень дорога. Неудивительно, что первоначально оригами было связано с религией. Со временем бумага становилась все более доступной, и складывать из нее фигурки стали все. Сначала секреты передавались устно. Старшие учили младших, были и фамильные секреты. В далеком 1797 году были напечатаны первые инструкции по оригами. Книга называлась «Тысяча способов сложить журавля».

Складывание фигурок из бумаги — это настоящее искусство. Сегодня им увлекаются во всем мире. Создание общепринятых обозначений сгибов в оригами позволило печатать специальные книги по этому виду рукоделия. С каждым днем их становится всё больше, поэтому каждый, кто хочет заниматься оригами, может это делать.

Оригами — это не просто складывание простых фигурок из бумаги, это настоящее искусство

Люди создают фигурки разной сложности и разных размеров. Кто-то любит делать очень маленькие фигурки, которые могут поместиться на подушечке одного пальца, а кто-то делает гигантов высотой до 3 метров.

Лоскутное шитьё

Никто не знает, когда зародилось искусство лоскутного шитья. Кто-то говорит, что это достаточно молодое искусство, а другие — что оно появилось очень давно. Было бы правильно предположить, что правы вторые. Ведь как только люди начали шить одежду, тут же начали её и украшать, при этом обрезки ткани не выбрасывали, а что-то из них мастерили.

В музее Каира (столицы Египта) есть кусок орнамента, сшитый из кожи. Учёные считают, что он был сделан в 980 году до н. э. Примерно в это же время был сделан экспонат музея в Токио (столица Японии) — одежда, которую украшают нашитые на неё полоски ткани. При раскопках скифских курганов находили фрагменты одеял, сшитых из лоскутов, и на них даже были элементы орнамента. Так что лоскутное шитьё можно считать древним рукоделием.

Конечно, когда на фабриках стали производить красивые и недорогие ткани в больших количествах, у женщин появилось и больше возможностей делать из остатков материи красивые вещи. Но самой нужной из них было лоскутное одеяло. Оно было практически в каждом доме, независимо от достатка хозяев. Лоскутное одеяло непременно входило в состав приданого невесты.

Лоскутные одеяла часто изображаются художниками на картинах

О популярности лоскутного шитья можно судить по тому, что многие художники на своих картинах изображали или людей, занимающихся этим рукоделием, или какие-то вещи, сшитые из лоскутков, чаще всего это были одеяла. Сегодня лоскутная техника в основном применяется для создания художественных вещей, без практической ценности. Хотя лоскутные одеяла шьют до сих пор.

Конструирование из природных материалов

Широкие возможности сочетать конструирование и занятия по экологии даёт использование природных материалов. Например, все любят собирать каштаны. Но ведь это же прекрасный материал для поделок. Для работы потребуются только каштаны, пластилин и глаза для животных, хотя их тоже можно вылепить из пластилина. У симпатичного семейства мышей на картинке уши сделаны из маленьких ракушек, но их можно заменить, например, шапочками от желудей.

Это важно! Для детей нужно подбирать такие модели, в которых не требуется проделывать отверстия в каштанах. Если по задумке это необходимо, то воспитатель заранее готовит такие материалы.

Шишки — тоже отличный материал для поделок и проявления фантазии. С помощью пластилина можно сотворить симпатичного зайку.

Сосновые шишки являются отличной основой для изготовления различных поделок

Фотогалерея: примеры поделок из каштанов

Техника оригами

Это важно! Лучше для поделок в технике оригами использовать специальную бумагу. Во-первых, лист уже квадратный, во-вторых, она лучше складывается, а в-третьих, на сгибе она не белая.

«Зайчик»

Сложить зайца по представленной ниже схеме довольно просто.

В технике оригами важно соблюдать точную последовательность действий

На получившейся поделке ребятам остаётся только фломастерами нарисовать мордочку зайчика.

Вот такие забавные зайчики должны получиться в итоге

«Щенок»

Модель щенка, выполненная в технике оригами, состоит из двух деталей, для скрепления которых понадобится клей.

Вот такого щенка можно сделать по простой схеме

Делаем сначала туловище, затем — голову. Приклеиваем голову к туловищу. Рисуем нос, язык и глаза (по желанию можно аккуратно приклеить заранее вырезанные).

Видео: как сделать коробочку из бумаги

Поделки из картона

В старшей группе дети уже освоили технику склеивания цилиндра и конуса из картона. В подготовительной группе они развивают эти умения и мастерят разнообразные поделки на основе этих двух элементов.

Фотогалерея: поделки из картона на основе элементов цилиндр и конус
На основе цилиндра и конуса можно построить целый замок Ракета тоже состоит из конуса и цилиндра Из цилиндра и конуса можно изготовить забавных пингвинов
Видео: конструирование из бумаги «Мухомор»

Ганутель: тема «Цветок»

Выполнять поделки в технике ганутель детям очень нравится. Она довольно проста, но увлекательна. Для изготовления поделки потребуется проволока (средней толщины, пластичная, но хорошо держащая форму), прямая палочка круглого сечения и не толстая (лучше деревянная, например, можно использовать кисточку для рисования, карандаш для этих целей слишком толст) и цветные нитки.

В данном случае занятие можно связать с исторической темой и географией. Техника ганутель зародилась на Мальте в монастырях. До сих пор тамошние монахи делают удивительные по своей красоте изделия в технике ганутель. Они даже приравниваются к ювелирным. Так что уместно будет рассказать детям о Средиземном море, острове Мальта, Мальтийском ордене.

Кстати! Мальтийский орден до сих пор имеет статус наблюдателя в Совете Европы и ООН и официальных послов в 105 странах.

Техника выполнения изделий:

  1. Плотно наматываем проволоку на палочку. Получается спираль. Аккуратно снимаем спираль с палочки.

    Порядок выполнения работы в технике ганутель

  2. Формируем нужную деталь, например, лепесток цветка, листик.
  3. Наматываем нитки.
  4. Делаем следующую деталь.
  5. Собираем готовое изделие.

Изделия, выполненные в технике ганутель, получаются очень красивыми

Занятия техникой ганутель развивают у детей усидчивость, аккуратность и целеустремленность. А также учат планированию, ведь сначала нужно представить, что должно получиться в итоге, подобрать подходящие по цвету нитки, собрать готовое изделие.

Картотека игр для занятий по конструированию

На занятиях по конструированию можно использовать и игровые моменты, связанные с общей темой. Вот несколько интересных игр.

«Кто быстрее»

Данная игра применяется на занятии со строительными материалами на тему «Построй по плану». Воспитатель готовит или одну большую схему предлагаемой постройки или несколько маленьких — по числу команд. Также надо подготовить одинаковые строительные наборы (можно с лишними деталями, но это уже усложненный вариант).

Для игры «Кто быстрее» командам дошкольников предлагается построить такой замок

Ребята делятся на 2–3 команды (в зависимости от общего числа детей). По сигналу воспитателя они начинают строить свои модели. При оценке результатов оценивается не только, какая команда закончила строительство первой, но и качество постройки — ее устойчивость, соответствие плану и эстетичность. Также необходимо учитывать сплоченность действий — по условиям игры не может победить та команда, не все члены которой принимали участие в игре.

Данная игра развивает внимательность, координацию, аккуратность, ответственность, умение работать сообща.

«Что в мешочке лежит»

Для этой игры потребуются разные детали от деревянного конструктора и непрозрачный мешочек. Она развивает тактильные ощущения ребёнка и помогает научиться ими пользоваться. Также целью игры является закрепление названий строительных элементов конструктора.

В мешочек складываются разные детали конструктора. Дети по очереди засовывают туда руку, берут деталь и пытаются на ощупь определить, что это. Затем называют, что им попалось, достают из мешка и показывают всем. Побеждает тот, кто безошибочно угадал больше деталей.

Детали деревянного конструктора используются в игре «Что в мешочке лежит»

«Разложи детали по порядку»

Детям раздаются детали от деревянного конструктора. Воспитатель показывает на несколько секунд картинки с изображением 6 деталей, потом убирает их, а дети должны выложить в ряд правильную последовательность того, что увидели. Это упражнение отлично развивает внимательность и память.

Начинать можно с 4 одноцветных деталей, а со временем дойти до 7 и разного цвета. В идеале ребенок должен запоминать последовательность из 7 предметов, но хорошим результатом считается и 6.

«Построй по памяти»

Игра аналогична предыдущей. Только здесь педагог строит какую-то конструкцию из 7–8 деталей, предлагает запомнить, разбирает ее, а дети строят по памяти. Кто построит первым и правильно — водит, то есть создает свою конструкцию и предлагает ее повторить.

«Построй с закрытыми глазами»

Очень весёлая игра. Дети делятся на команды (3–4 человека будет достаточно, чтобы друг другу не мешали), им раздаются кубики (лучше использовать крупные пластмассовые наборы), даётся время, чтобы посовещаться, затем завязываются глаза и предлагается построить, что они задумали. Чья постройка окажется интереснее, та команда и выиграла.

Крупные детали пластмассового конструктора подойдут для игры «Построй с закрытыми глазами»

Игра развивает внимательность, мелкую моторику, аккуратность, умение договариваться, планировать и действовать сообща.

Проведение открытого урока в подготовительной группе

В подготовительной группе открытые уроки проводятся как для родителей, чтобы показать, чем занимаются их дети, как себя ведут, как с ними общается воспитатель, так и в рамках методической работы.

План открытого урока по теме «Строим мост»

В вводной части урока воспитатель показывает картинки разных мостов и рассказывает, какие бывают мосты, их назначение.

Воспитатель: «Сегодня у нас гости, ребята. Давайте поздороваемся с ними.

Тема нашего занятия «Какие бывают мосты». Сейчас мы посмотрим на картинки и узнаем, какие бывают мосты. На первой фотографии мы видим железнодорожный мост. По таким мостам через водные препятствия проезжают поезда. На второй картинке — автомобильный мост, построенный специально для машин. Посмотрите на третью картинку. Если по мосту ходят только люди, то такой мост называется пешеходным.

Обратите внимание на четвертую картинку — какой интересный мост. Он двухъярусный. По первому ярусу едут автомобили, а по второму — поезда. Также могут быть двухъярусные мосты для автомобилей и пешеходов. Мосты делятся не только на железнодорожные, автомобильные и пешеходные. Они бывают разными и по типу постройки. Посмотрим, какие же ещё бывают мосты.

На пятой фотографии мы видим подвесной мост. Такие мосты прокладываются обычно в горах и чаще всего бывают пешеходными. Хотя современные технологии позволяют строить подвесные мосты и для автомобилей. На шестой фотографии мы видим, что мост проходит не над рекой, а над железнодорожными путями. Такой мост называется эстакадой. По ней могут ходить люди, ездить машины или поезда. Значит, какие могут быть эстакады? (Ответы детей).

Посмотрим на седьмую фотографию. Мы видим, что мост здесь проходит не над рекой и не над другой дорогой. Такой мост называется виадук. Его отличие от эстакады в том, что он проходит не над ровной поверхностью. На восьмой фотографии мы видим, что по виадуку едет поезд. Значит, какой это виадук? (Ответ детей).

Люди стараются не просто построить мост, но и сделать его красивым. Вот, например, пешеходный мост в Китае. Он называется «Драконий мост». Посмотрите на девятую фотографию — он действительно напоминает тело дракона. Иногда люди строят и необычные мосты. Пример такого моста на десятой фотографии. Это пешеходный «Мост Моисея» в Голландии. Он построен ниже уровня реки.

Посмотрите, у всех мостов есть опоры, на которых укладываются перекрытия (кроме подвесных мостов). Крайние опоры моста называются устоями. То есть это что-то такое очень надежное. А вот опоры между ними, которые стоят в воде, называются быками. Поэтому поводу даже есть стихотворение, которое написал детский поэт Александр Шибаев:

Что за шутки?Говорят, На БЫКАХ Мосты стоят! Вот он, мост, Под ним река — Ни единого быка!

Не пойму я ничего:Утонули, что ли? Или все до одного Убежали в поле От нелёгкого труда?

Ну, а мост на чём тогда?

Шибаев А.А.

Вы, наверное, устали? Давайте поиграем в игру «Перейди через речку». (На полу укладываются 2 шнура в метре друг от друга — это «речка». Через них перекидывается доска шириной в 15 см — «мостик». Дети должны перейти по дощечке на другую сторону).

Вот у нас речка, на другом берегу растут ягоды на земле, чтобы их собрать, надо будет присесть, и яблоки на дереве — надо подпрыгнуть. Ну, пошли! (Дети переходят по мостику речку и по команде «Ягоды — яблоки» приседают и подпрыгивают, вытягивая руки вверх).

Насобирали мы ягод и яблок, теперь пойдем назад. (Дети переходят через речку обратно).

Теперь вы сами должны построить мосты. Решите сами, какие они будут. (Дети строят мосты из строительных конструкторов).

Пример самостоятельной работы на занятии — дети разбиваются на команды и строят мост по своему замыслу

Вот какие красивые мосты у нас получились! Что же мы узнали сегодня на занятии? Какие бывают мосты? (Ответы детей). А теперь давайте подумаем, какие мосты есть в нашем городе? (Ответы детей).

Молодцы, ребята! Давайте попрощаемся с нашими гостями».

Фотогалерея: какие бывают мосты
Пример анализа занятия на тему «Строим мост»

Цели занятия:

  • познакомить детей с конструкциями мостов;
  • узнать новые слова: виадук, эстакада;
  • развить навыки планирования и строительства мостов;
  • развить навыки совместной работы.

Анализ занятия. Цели занятия были выполнены. В вводной часть был использован наглядный материал. Осуществлялась двусторонняя связь — дети активно участвовали в процессе. Не забыта физкультурная пауза. Воспитанники смогли отвлечься и выплеснуть накопившуюся энергию. Это помогло им сосредоточиться на второй части занятия и выполнить задание, предложенное педагогом. Дети для выполнения задания были разбиты на группы по 3 человека, что дало им всем возможность поучаствовать в процессе строительства. В целом занятие прошло успешно.

Примеры конспектов занятий по конструированию для открытых уроков

Самообразование воспитателя по теме конструирования

Конструирование — процесс творческий. Можно, конечно, проводить стандартные занятия, используя простейшие приёмы, и бесконечно строить из кубиков, делать традиционные аппликации или вырезать примитивные поделки из бумаги. Но это не будет интересно детям, да и научиться они смогут немногому.

Чтобы научить детей, воспитатель должен обладать развитой креативностью и владеть различными умениями. Сейчас есть много возможностей для самообразования — издается много книг по различным видам рукоделия, множество сайтов в интернете для увлечённых людей. Нужно только желание овладеть новой техникой и поделиться новыми знаниями с детьми.

Как выполнить работу по самообразованию

Лучшим показателем хорошей работы любого учреждения в глазах проверяющих является красиво оформленная документация. С настоящим самообразованием эта работа пересекается лишь частично, потому что реальное самосовершенствование — процесс индивидуальный и продолжающийся всю жизнь. Каковы же правила написания хорошей работы по самообразованию?

  1. В первой части работы обязательно ссылаться на ФГОС ДО.
  2. Необходимо после выбора темы правильно сформулировать заголовок. Он должен быть ёмким и научно ориентированным. Темы по самообразованию могут долго оставаться актуальными, а вот заголовки необходимо корректировать.

    При оформлении работы по самообразованию желательно использовать как можно больше таблиц, графиков, диаграмм

  3. Текст должен быть написан профессиональным языком, с терминами и пояснениями.
  4. Побольше иллюстраций, а особенно — таблиц, графиков, диаграмм и прочей наглядности, подтверждающей результаты работы по самообразованию.

Выполнив работу по самообразованию по этим принципам, педагог окажется на хорошем счету у руководства ДОУ. Потому что оно, в свою очередь, будет иметь возможность представить ваш труд на проверку разнообразным проверяющим, которые тоже останутся довольны. А воспитатель продолжает заниматься самообразованием, планированием уроков, разработкой новых тем для практической работы с детьми.

Красиво оформленная работа по самообразованию — залог успеха педагога

Примерные темы по самообразованию воспитателя

Формирование сенсорного опыта детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством аппликации.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством аппликации.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Вариативные формы организации детской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.

Мастерская как форма организации продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе продуктивной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Сотрудничество педагогов и родителей по познавательному развитию воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках продуктивной деятельности.

«Детство-гид»

http://detstvogid.ru/arhiv-voprosov-otvetov-k-state-kak-sformulirovat-aktualnuyu-temu-po-samoobrazovaniyu/.html

Занятия по конструированию в детском саду очень важны, поскольку развивают не только творческие способности и фантазию дошкольников, но и такие качества, как усидчивость, аккуратность, внимательность, ответственность, способность доводить начатое дело до конца. Чтобы занятия по конструированию увлекали детей, следует делать их разнообразными, а это дает стимул для самосовершенствования и воспитателю.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

melkie.net

Конструирование из бумаги в детском саду, оригами и другие виды

Дата: 12 апреля 2017 Автор: Лариса Морозова Рубрика: Для дошкольников

Бумага — самый популярный материал для творческих занятий с дошкольниками. Ее можно складывать, мять, рвать, скручивать. Эти на первый взгляд простые действия для ребенка достаточно сложны. Выполняя поделки из бумаги, ребятишки в детском саду не только развивают свои художественные способности и творческую фантазию, но и расширяют кругозор, приобретают дополнительные знания, учатся моделированию и конструированию.

Цели обучения конструированию из бумаги в ДОУ, актуальные для каждой возрастной группы задачи и приёмы

Конструирование из бумаги как вид продуктивной деятельности дошкольников направлено на получение конкретного результата — поделки. Это познавательное занятие тесно связано с игрой, и поэтому очень интересно для ребенка.

Конструирование развивает детское мышление, а именно операции анализа и синтеза. Совершенствуется зрительное восприятие, дошкольники приходят к пониманию того, что в окружающем мире существуют однородные предметы, относящиеся к одному понятию и имеющие общие признаки. Например, у всех домов, даже непохожих друг на друга, есть стены, крыша, окна и двери.

Изготовление поделок из бумаги, хотя и увлекательное занятие, однако является для дошкольников довольно сложным видом деятельности. Оно требует развития пространственных представлений, внимательности и точности действий. Методика бумажного конструирования предусматривает, как правило, наглядное и обстоятельное объяснение процесса изготовления каждой поделки. При этом большее значение имеет образец, сделанный педагогом (даже в старшем дошкольном возрасте).

Приобщение к конструированию из бумаги начинается во второй младшей группе и преследует цель познакомить малышей с этим видом деятельности, вызвать к ней интерес. Вначале педагог рассказывает ребятам о свойствах бумаги: они узнают, что она бывает мягкая и жесткая, гладкая и шершавая, может иметь любой цвет. При этом важно дать детям потрогать материал руками.

На дальнейших занятиях дошкольники обучаются простейшим приемам работы с бумагой — им предлагается помять ее, сложить, скрутить, оторвать от нее кусочки. Несомненно, малышей заинтересуют такие действия, воспитатель при этом обращает внимание на сопровождающие их звуки.

На занятиях по конструированию у малышей развивается умение следовать словесной инструкции педагога, которая сопровождает каждое действие. При создании простых поделок ребят формируется эстетический вкус, воспитывается аккуратность и усидчивость.

Конструирование начинается с самых простых поделок из готовых деталей, которые предлагает малышам педагог. Они уже имеют все необходимые сгибы и надрезы. Задача детей — сложить их и склеить. Правильно разместить детали помогает воспитатель, он же дополняет изделия деталями. Например, при создании зайчика дошкольники склеивают концы одной полоски, чтобы получилась голова. Затем к ней приклеиваются готовые ушки. Голова крепится на мостик из широкой полоски с надрезами — лапками. После этого воспитатель подходит к каждому ребенку и приклеивает на мордочку зайки объемные глазки и рисует носик.

Такую простую поделку могут выполнить воспитанники второй младшей группы

Вообще, дети очень любят мастерить животных. В младшей группе для этой цели можно использовать универсальную заготовку: на сложенном пополам листе картона вырезается круг и большое кольцо — голова и тело зверька. Далее голова приклеивается к туловищу, детали раскрашиваются пятнами, полосками и т.д. (в зависимости от вида животного), на круге рисуется мордочка.

С помощью простой заготовки можно мастерить самых разных животных

В младшем дошкольном возрасте очень важно хвалить малышей в процессе работы. Ведь у детей еще не сформированы нужные навыки, и процесс конструирования из бумаги проходит сложнее, чем у старших дошкольников.

В средней группе ребята совершенствуют приобретенные начальные навыки работы с бумагой. Кроме того, в этом возрасте они уже начинают работать с ножницами, учатся скруглять углы, получая округлые формы, делать надрезы по краю бумаги. Воспитатель учит детей сгибать прямоугольный и квадратный лист бумаги пополам, совмещая при этом углы. В поделки из бумаги в этом возрасте начинают активно включаться аппликативные элементы, дорисовывание деталей.

Воспитанники средней группы уже могут вырезать простые фигурки животных

Колечки из полосок разной длины просто вставляются друг в друга

В старшей группе у дошкольников уже достаточно развита мелкая моторика, координация движений рук. В этом возрасте дети учатся сгибать бумажный лист вчетверо, разрезать детали по сгибу. Ребята успешно комбинируют в поделке различные формы материала. У воспитанников старшей группы уже хорошо развито пространственное мышление, они разбираются в различных техниках. В процессе конструирования совершенствуется репродуктивная деятельность (работа по образцу), но в то же время педагог стимулирует творческую фантазию детей — побуждает их вносить в поделку свои отличительные особенности, предоставляет выбор материала разного цвета и фактуры. В старшем дошкольном возрасте вводится конструирование по замыслу, когда каждый ребенок придумывает свою идею для поделки.

Методика конструирования в старшей группе предполагает постепенное усложнение заданий, а также их разнообразную тематику. Чтобы стимулировать интерес детей, воспитатель предлагает им поделки для театральных инсценировок или коллективные композиции.

В подготовительную группу дошкольники приходят уже со сформированным набором умений и навыков, необходимых для бумажного конструирования. Поэтому в данном возрасте первостепенно значение уделяется развитию творческой фантазии. Дети подводятся педагогом к пониманию выразительных возможностей видов бумаги, разных по фактуре. Кроме того, ребята учатся работать по разметке — сгибать и разрезать заготовки по намеченным воспитателем пунктирным линиям.

Отметим, что образец в старшем дошкольном возрасте уже не так важен, как раньше. В ряде случаев его могут заменить словесные указания. Однако если конструкция поделки новая и достаточно сложная, то воспитатель использует полный показ с обстоятельным комментированием последовательности выполнения работы.

Разновидности проектов конструирования: на плоскости, объёмное, оригами, конструирование из полосок и пр.

Бумага — универсальный материал для творчества в детском саду. Конструирование из этого материала представлено различными способами. Прежде всего, поделки подразделяются на плоскостные и объемные. В первом варианте основная часть заготовки приклеивается к основе (картону или плотной бумаге), при этом присутствует частичный объем — некоторые части выступают над поверхностью либо приклеиваются не полностью.

Плоскостная поделка, которую можно предложить воспитанником старшей группы

Более выразительны и интересны для детей объемные поделки, ведь с ними можно поиграть. Это разнообразные домики, коробочки, шкатулки, мебель для кукол. Объемная форма здесь достигается за счет сгибов плотной бумаги.

Объемные поделки всегда вызывают у дошкольников интерес

Часто на занятиях конструированием педагог использует технику оригами: изделие складывается из бумаги без применения клея и ножниц. Таким способом можно смастерить самых разных животных, птиц, цветы и неодушевленные предметы (самолет, кораблик и пр.).

Поделки старших дошкольников

Отметим, что изделие, созданное в технике оригами, также может приклеиваться к основе.

Оригами на плоскости

Еще одна разновидность объемного конструирования — поделки из бумажных полосок. Здесь уже используются ножницы и клей. Этим способом оформляются изделия, традиционно состоящие из круглых форм (неваляшка, снеговик, фонарик, колодец), однако при наличии желания и фантазии так можно смастерить любого зверя или птицу.

Поделка из полосок воспитанников старшей группы

Наиболее уместный материал для создания поделок (оригами, объемных и пр.), их оптимальный размер

Для бумажного конструирования в детском саду используется бумага разного качества и цвета. Плотность и цветовая гамма заготовки зависит, прежде всего, от вида конструирования. Так, для оригами обычно предлагается плотная бумага ярких цветов (например, специальная цветная бумага, предназначенная для принтера). Также подойдет промасленная бумага с глянцевым или матовым эффектом — на ней не будут образовываться трещины от сгибов. Отметим, что для создания лодочки или кораблика можно предложить ребятам вощеную или пергамент — в таком случае они смогут запустить самодельную игрушку в воду.

Тон основы, конечно же, зависит от изображаемого объекта (зеленый цвет подойдет для создания лягушки, белый — лебедя, желтый — рыбки и т.д.).

Для объемных поделок, которые впоследствии будут использоваться для игр и театральных инсценировок (например, маски), можно использовать плотную бумагу, тонкий картон и даже обои. Некоторые вещи можно делать из оберточной бумаги, которая имеет свойство топорщиться: подключив фантазию, из нее можно оформить оригинальное дерево.

Объемная композиция из оберточной бумаги с использованием обрывной техники

Отдельные вещи можно мастерить из пестрой журнальной бумаги, например, сказочную птицу.

Журнальная бумага необычно смотрится в композиции

Изделия из полосок также делают из плотной бумаги — тонкая не будет держать форму. Но также не подойдет и картон — полоски в этом случае будут плохо склеиваться. Отметим, что в объемных поделках из полосок воспитатель может дополнительно зафиксировать детали — скрепить их степлером, но так, чтобы это не очень бросалось в глаза.

При конструировании из бумаги в поделку вполне можно включать бросовый материал. Например, втулку от рулона туалетной бумаги можно превратить в тело бабочки или в ствол дерева (кроной при этом может стать картонная тарелочка).

Использование бросового материала делает изделие оригинальным

Поделка из картонных тарелочки и втулки от туалетной бумаги

Картонные спичечные коробки — идеальный материал для создания кукольной мебели, останется только обклеить их яркой цветной бумагой.

Спичечные коробки идеальны для изготовления кукольной мебели

Кроме того, в поделку можно включать спички, зубочистки, пряжу.

Поделка из бумаги с использованием фотографии, поролоновой губки и зубочисткок

Хвостик оформлен из толстой пряжи красного цвета

Что касается размера поделок, то они не должны быть слишком большими: в этом случае ребенку неудобно будет, например, прижимать детали пальчиками по всей длине для лучшего приклеивания. С другой стороны, неудобна и работа со слишком мелкими элементами.

Для плоскостной поделки оптимальный размер основы — лист картона формата А5, изображение при этом занимает почти всю его поверхность. Для изделия в технике оригами обычно предлагается основа формата А4.

Бумажные игрушки из полосок обычно не превышают десяти сантиметров в высоту или длину.

Способы изготовления исходных деталей, степень участия детей в этом процессе

Что касается изготовления исходных деталей для бумажного конструирования, то в младшей группе все заготовки детям предоставляет воспитатель. В средней группе основную часть элементов также заранее готовит педагог, однако дошкольники уже могут самостоятельно разрезать бумажную деталь по намеченному сгибу.

В старшем дошкольном возрасте ребята уже принимают участие в изготовлении деталей, например, они вполне могут нарезать лист бумаги на полоски примерно одинаковой ширины и длины, сделать надрезы по краю. Для большей выразительности изделия педагог иногда предлагает воспитанникам фигурные ножницы.

Дополнительные техники, используемые в создании поделки (элементы рисования, раскрашивание, аппликация и пр.). Уместность индивидуального подхода при конструировании из бумаги в ДОУ

Бумажное конструирование очень тесно связано с аппликацией, особенно если речь идет о плоскостных поделках. Аппликативные элементы делают изделие более ярким и выразительным, особенно если предмет изображения — бабочка, сказочная птица, или дерево.

Оригами с элементами аппликации

В поделку также уместно включать и пластилин — из него можно оформить глазки и носик бумажного зверька.

Чтобы композиция была более реалистичной, отдельные детали можно дорисовывать карандашами или фломастерами, например, мордочку животного или личико неваляшки.

В старшем дошкольном возрасте уже четко видны способности детей к тому или иному виду деятельности. Ребятам, которые проявляют интерес к конструированию из бумаги, быстро справляются с работой, можно усложнять задание, предлагая им дополнительные элементы для украшения поделки. Например, если тема занятия «Диван для кукол», то его можно не просто смастерить, а нанести на воображаемую ткань узор в виде горошка, полосок или цветов. Точно так же можно украсить и бумажный стаканчик.

Варианты мотивирующего начала занятия по конструированию из бумаги: сюрпризный момент, рассматривание картинок, беседа, придумывание сказочного сюжета и пр.

Каждое занятие в детском саду должно быть похоже на путешествие в сказочный мир, особенно если речь идет о продуктивной деятельности. Задача воспитателя — сделать так, чтобы дошкольники почувствовали себя волшебниками или мастерами, создающими прекрасную вещь. Поэтому начинать занятия нужно с сюрпризного момента или небольшого спектакля, в котором задействуются какие-то интересные персонажи и вовлекаются сами дети. Конструирование может задействовать навыки ребят, полученные на музыкальном занятии.

Приведем конкретные примеры мотивации. В начале занятия по теме «Паровоз» (средняя группа) воспитатель обращает внимание детей на рельсы, построенные на ковре из кубиков. Педагог рассказывает удивленным детям, что по дороге в детский сад она встретила собачку, которая ей рассказала, что у зайчика в лесу очень болит живот. Нужно привезти его к врачу, но не на чем: в лесу нет автобусов и троллейбусов. Мама зайчиха очень просила передать ребятам, чтобы они сделали вагончики для паровоза, потому что медвежата уже проложили рельсы. Воспитатель выясняет у ребят, что они согласны они приняться за такую сложную работу.

Отметим, что в конце занятия нужно обязательно вернуться к сказочному сюжету: педагог благодарит детей за помощь, ведь, теперь зайчик сможет добраться до врача и обязательно поправится.

Еще один пример привлечения интереса дошкольников к продуктивной деятельности — рассказ воспитателя про дедушку с бабушкой (вторая младшая группа): они ждут гостей и хотят испечь колобки для угощения. Но, оказывается, у них кончилась мука. Дети вместе с педагогом заглядывают в волшебный сундучок и обнаруживают там бумагу. Все вместе они принимают решение сделать колобка из этого материала.

Классическая мотивация для детей — сделать для персонажа (куклы, матрешки, неваляшки) или лесного зверька друзей, чтобы им было с кем поиграть. Похожий вариант — в группу приходи мама-кошка (или другое животное), которая опечалена тем, что разбежались ее котята. Ребята с радостью соглашаются помочь — смастерить из бумаги пропавших зверьков.

Еще один безотказный вариант — желание детей сделать поделку в подарок своим близким на какой-то праздник (8 Марта, 23 февраля, Новый Год, День Матери).

Интересная мотивация связана с конструированием одежды из бумаги. Так, например, под музыкальную композицию В. Шаинского «Цирк» в гости к дошкольникам приходит игрушечный клоун. Ребята рассказывают, кто этот персонаж, чем он занимается, где можно его встретить. Детям предлагаются загадки про детали одежды клоуна. А затем педагог предлагает самостоятельно смастерить для него яркий наряд. Таким образом дошкольники в игровой форме приходят к выводу, что для формирования целостного образа важную роль играют детали, и изготовить их вполне можно своими руками.

Игрушка, которую можно использовать на занятии

Другой пример — сказка про Золушку. Педагог рассказывает ребятам, что Золушка как-то раз собралась на бал, но у нее не было нарядного платья. И тогда она решила смастерить его из бумаги: вырезала большой круг, сложила его пополам — но юбка оказалась слишком велика. Тогда героиня сложила полукруг еще раз, но и эта юбочка была слишком широкой. Она сложила ее еще раз — юбочка получилась совсем узенькой. К счастью, в это время появилась добрая фея и подарила Золушке красивое бальное платье. Дети же тоже могут помочь героине, смастерив для нее из бумаги прекрасную звездочку, которая украсит платье.

Отметим, что в занятие по конструированию следует активно включать стихотворения, загадки, физкульминутки, подходящие по теме. Все это стимулирует детей к творчеству.

Картотека тем по конструированию из бумаги для каждой возрастной группы ДОУ

Приведем примерный перечень тем, которые можно использовать на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада.

Младшая группа:

  • «Зайка» и другие животные самой примитивной формы из широких полосок.
  • «Дождик», «Осенние листочки» (наклеивание объемных комочков на картонную основу).
  • «Зонтик» (складывание круга пополам, дорисовывание и добавление недостающих деталей).
  • «Платочек» (складывание квадрата пополам и украшение с помощью аппликации или рисования).
  • «Елочка» (складывание квадратика по диагонали, из нескольких таких треугольников составляется елочка).
  • «Домик» (прямоугольник складывается пополам и приклеивается треугольная крыша).
  • «Месяц» (складывание круглой заготовки пополам и дополнение деталями).
  • «Очки для бабушки» (соединение двух кружков из картона с помощью узкого картонного прямоугольника).
  • «Солнышко» (приклеивание к кругу бумажных петелек).
  • «Сердечко» (складывание из полоски бумаги).
  • «Птичка» (складывание круга пополам и дополнение его готовыми деталями — крылышки, головка, хвостик).
  • «Дерево» (приклеивание объемного треугольника к нарисованному стволу).

Средняя группа:

  • «Открытка» (складывание квадрата пополам и украшение его подходящими элементами).
  • «Гирлянда» из колечек (как вариант – «Гусеница»).
  • «Домик» (из геометрических фигур).
  • «Яблоко» (загибание уголков в центр квадрата).
  • «Бабочка» (складывание треугольника из квадрата, отгибание противоположных углов, украшение аппликативными деталями).
  • «Грибок» (складывание квадрата для получения треугольника и прямоугольника — шляпка и ножка гриба).
  • «Елочная игрушка» (складывание круга пополам и приклеивание половинки к половинке такой же заготовки).
  • «Резная снежинка» (складывание снежинки из базовых форм — воздушный змей).
  • «Аквариумные рыбки» (складывание треугольника пополам, украшение аппликативными деталями).
  • «Кораблик» (Отгибание части треугольника, выворачивание отогнутой части наружу).
  • «Закладка для книги» (познакомить с базовой формой «конфетка», украшение аппликативными деталями).
  • «Цветик-семицветик» (составление предмета из нескольких форм «конфетка» разного цвета).
  • «Воздушный змей» (закрепить умение изготавливать базовую форму «воздушный змей», украшение аппликативными деталями).

Старшая группа:

  • «Фонарик» (аппликация из полосок, надрезы)
  • «Дом» (как вариант – «Телевизор», «Будка для собаки»).
  • Автобус (складывание картона пополам и дополнение необходимыми деталями).
  • Корзинка (оригами).
  • Снегирь (оригами).
  • Матрешка (оригами).
  • «Платье для куклы» (оригами).
  • «Божья коровка» (крылышки оформляются из двух сложенных кругов).
  • «Карнавальные маски» (из картона).
  • «Елочка» (нанизывание бумажных деталей на стержень).
  • «Театр игрушек» (поделки для театрального уголка).
  • «Птица счастья» (хвост оформляется в виде гармошки, дополнение яркой аппликацией)
  • «Самолет» (оригами).
  • «Кораблик» (оригами).
  • «Рыбка» (оригами).
  • «Коврик» («плетение бумажных полосок).

Подготовительная группа:

Объектом для бумажного конструирования в этом возрасте может быть любое животное, птица, насекомое, явление природы или неодушевленный предмет. Приведем некоторые варианты из множества возможных:

  • «Ёжик» (на основе полосок)
  • «Попугай» (на основе полосок)
  • «Тигр» (на основе полосок)
  • «Многоэтажный дом»
  • «Мухомор» (из цилиндра и конуса, дополнение аппликативными деталями)
  • «Лошадка» (из спичечных коробков)
  • Санки
  • «Автомобиль» (из спичечных коробков и других деталей, обклеивание цветной бумагой)
  • «Слоник»
  • «Осьминог» (из салфеток с дополнением бумажными деталями).

Кроме того, начиная со старшей группы можно предлагать дошкольникам конструирование по замыслу. Что касается коллективных работ, то их можно практиковать с самого раннего возраста (например, «Осенний лес» во второй младшей группе, «Мебель для кукол» в средней группе).

Конспекты занятий

Фотогалерея готовых поделок воспитанников детского сада с комментариями по выполнению работы, поэтапное конструирование

Фотогалерея «Работы воспитанников второй младшей группы»

Для изготовления поделок из бумаги во второй младшей группе воспитатель предлагает малышам готовые детали. Их нужно просто приклеить на основу (так, например, сделана композиция «Солнышко» и «коллективная работа «Улица города») или склеить друг с другом («Сердечко»). Конструирование на тему «Птицы» заключается в последовательном наклеивании друг на друга элементов. Поделка «Красивая птичка» интересна тем, что крылышки наклеены на туловище не до конца, и кажется, что птичка вот-вот взлетит.

Фотогалерея «Работы воспитанников средней группы»

В средней группе педагог также предлагает, в основном, готовые детали. Однако дошкольники уже должны расположить их особенным образом, например, в виде конуса («Жираф») или сделать ножницами надрезы («Журавлик», «Цветочная клумба»).

В этом возрасте в работу можно начинать включать дополнительные материалы, например, при выполнении поделки «Елка» ребята нанизывают бумажные квадратики на деревянный стержень.

Детям предлагается и более сложная работа — сложить лист бумаги в виде гармошки («Ежик»). Более замысловатым становятся полеки из полосок (в работе «Гусеница» присуттсвует двойное плетение).

В средней группе в конструирование добавляются элементы аппликации (поделки «Жираф», «Чайная пара»).

Фото: «Работы дошкольников старшей группы»

В старшей группе конструирование открывает дошкольникам большие возможности для творчества. Дети выполняют поделки на самые разные темы, например, мастерят на занятии не просто птичку, а павлина с роскошным хвостом и объемными глазками («Павлин»). Интересны вариации на тему «Рыбка», часто это сказочные образы: «Золотая рыбка» с плавниками и хвостиком из разноцветных полосок, морская обитательница, выполненная в технике оригами с аппликацией, сделанной фигурными ножницами («Рыбка»).

Вообще, оригами используется на занятих конструированием в этом возрасте очень часто. Это замысловатой формы «Звезда», которая может украсить платье Золушки или интерьер комнаты в Новому Году. В этой технике получаются очень красивые платья («Платье для куклы», «Нарядное платье»). Очень красивы и оригинальны матрешки — здесь оригами сочетается с рисованием. Ребята складывают из бумаги забавные мордочки животных и потом дорисовывают на них глазки, носики и усы («Кошка с котятами», «Собачка»). Очень красивы цветочные комопзиции на плоскости («Тюльпан»).

Усложняется конструирование из полосок: дошкольники закругляют или заостряют их концы, дополняют изделие аппликативными элементами («Заяц», «Самолет»).

Представляют интерес объемные поделки («Снеговик», «Корзинка с цветами», коллективная композиция «Дома на нашей улице»). Часто объемное конструирование сочетается с плоскостным («Трон для короля»).

На занятии привлекаются бросовые материалы, которые делают поделку оригинальной (например, «Осьминог», сделанный из втулки от туалетной бумаги).

Фотогалерея «Работы воспитанников подготовительной группы»

В подготовительной группе среди поделок из бумаги можно встретить настоящие шедевры. Это объемные овощи, сделанные из плотных бумажных полосок ярких тонов («Овощи»). Аппетитно выглядит «Груша», состоящая из множества бумажных долек.

Дети в этом возрасте умеют конструировать самых разных животных, дорисовывая или наклеивая отдельные детали.

Очень интересны поделки на тему «Дом»: это миниатюрны «Домик», выполненный в технике оригами, «Теремок» из бросового материала — пустого бумажного пакета от муки, дополненный крышей и окнами из цветной бумаги. Очаровательна коллективная композиция «Древний город-крепость», создавая ее, ребята упражнялись в самых разных приемах: склеивание заготовки в форме цилиндра и конуса, скругление углов у прямоугольника, разрезание бумажной полоски на части, формирование зубчатого края на картонной детали.

Отметим, что во многих поделках основой выступает бумажный цилиндр или конус («Ракета», «Пингвин», «Семья», «Чашка»). Поделка «Семья» — сюжетная композиция с использованием элементов аппликации и рисования. Отметим, что лица и прически папы и мамы прорисованы очень хорошо.

Усложняются поделки в технике оригами — это «Кресло для куклы», а также «Собачка», составленная из двух элементов (лапы ее обозначаются с помощью ножниц).

Необычна композиция «Осенние мотивы», где основой выступает оберточная бумага, на ее фоне ярко смотрятся листья из цветной бумаги.

Произведением искусства можно назвать «Жар-птицу», которую воспитанники подготовительной группы коллективно мастерили в технике квиллинг. Конечно, такая работа проводится под контролем педагога, однако дети сами выбирают цвета полосок, накручивают их на карандаш, формируют петельки.

Фотогалерея «Поэтапное конструирование из бумаги»

Хорошим подспорьем для маленького человека являются схемы поэтапного конструирования, особенно если речь идет о технике оригами. Они особенно акутальны для старшего дошкольного возраста: опираясь на такие наглядные пособия, ребята вполне могут выполнить поделку самостоятельно, в свободное время.

Техника оригами Техника оригами Техника оригами

Программа кружка по оригами в средней группе. Темы для занятий — картотека

Создание поделок в технике оригами — настолько интересная и обширная тема, что она вполне может быть оформлена в виде рабочего кружка поделок. Фантазёры 4–5 лет с удовольствием будут мастерить игрушки и подарки своим близким.

Кружок по оригами обязательно предполагает оформление соответствующей документации, в первую очередь, программы. Она начинается с пояснительной записки, где обуславливается актуальность выбранной темы, ее значимость для педагогического процесса в ДОУ. Обозначаются межпредметные связи занятий по оригами с различными образовательными областями.

Также указывается срок реализации программы, ее цель и конкретные задачи (образовательные, развивающие, воспитательные), формы, методы, приемы работы с воспитанниками средней группы.

Педагог кратко раскрывает этапы в освоении детьми искусства оригами (подготовительный, основной и заключительный), а также приводит диагностические параметры оценки того, насколько успешно дошкольники овладели конструктивными умениями.

К программе также прилагается список детей, которые будут посещать указанный кружок.

Основная же часть документа — перспективное планирование кружка по оригами для средней группы. В качестве примера разработку воспитателя Погореловой Г.А.:

Анализ занятия по конструированию в ДОУ и его влияние

В раннем возрасте анализ поделок, сконструированных из бумаги, не проводится: в конце занятия воспитатель хвалит всех без исключения воспитанников, чтобы поддержать в них интерес к продуктивной деятельности и уверенность в своих возможностях.

Однако уже в средней группе педагог должен обсуждать с детьми результаты их работы. Отметим, что этот процесс не должен сводиться к однозначным оценкам вроде «нравится» — «не нравится»: воспитатель, например, просит поднять руки тех ребят, которые считают, что хорошо поработали на занятии. Затем поднимают руки те, у кого не получилось полностью воплотить задуманное. После этого педагог выделяет самые аккуратные и выразительные поделки, одновременно подсказывая, как можно было сделать лучше остальные. Ошибки, допущенные в процессе работы, не должны оставаться без внимания: нужно найти их причину, и хорошо, если до этого додумаются сами дети.

В старшем дошкольном звене в конце занятия дети вспоминают приемы, которыми они пользовались при создании поделки (например, складывание бумаги, надрезание, склеивание деталей между собой), отмечают, насколько удачно они их применили, что было самым сложным в процессе работы.

При оценке коллективной композиции педагог учитывает не только качество поделки, но и то, насколько ребята соблюдали правила совместной работы, проявляли ли в ходе нее уважение к товарищам. Отмечаются дошкольники, которые проявляли наибольшую инициативу.

Конструирование из бумаги — увлекательное занятие для дошкольников самого разного возраста. Такая деятельность имеет большое значение в формировании эстетического вкуса, творческой фантазии, конструктивного мышления детей. Особую радость ребенку доставляет тот момент, что он видит ощутимый результат своего труда — игрушку, с которой можно поиграть либо украсить свою комнаты. Полученный результат труда поднимает самооценку, воспитывает самостоятельность, желание развиваться дальше. Если в младшем дошкольном возрасте бумажные поделки дошкольников еще довольно просты, то старшие дошкольники зачастую создают настоящие шедевры.

(Visited 38 790 time, 42 visit today)

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория). Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Метки:

shkolabuduschego.ru

Занятие по конструированию в подготовительной группе из бумаги " Зоопарк"

Комплексное занятие по конструированию в подготовительной группе.

Тема: «Зоопарк»

Программное содержание:

I. Конструирование.

1. Упражнять детей в умении совместного выполнения одной постройки по ее схематическим изображениям в 2-х разных позициях (вид сверху, вид сбоку)

2. Учить детей работать в паре, договариваться друг с другом, распределять обязанности, видеть результаты совместной работы.

II. Игра

1. Учить детей распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.

2. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений

Материал к занятию: игровой персонаж Незнайки, карточки с цифрами от 0 до7, числовые карточки до 7, схематическое изображение вольеров в 2-х разных позициях (вид сбоку, вид сверху, модели животных.

Ход:

Стук в дверь. Входит Незнайка и несет книгу о жизни диких животных

Незнайка: Здравствуйте ребята! Посмотрите, какую интересную книгу я принес про зверей, а какие там картинки. Звери, как настоящие! А еще будет интереснее, если посмотреть на них в «живую»: на зубастого волка или оленя. У него такие большие ветвистые рога. Поэтому отправлюсь я в лес и посмотрю на них.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем закончится встреча Незнайки с зубастым волком, а с оленем? (Незнайка может погибнуть)

Незнайка: Как же я тогда зверей увижу?

Воспитатель: Ребята, как можно увидеть сразу всех животных в городе? (в зоопарке)

Незнайка: А у нас в Солнечном городе нет зоопарка.

Воспитатель: Дети, что же делать? Как помочь Незнайке? (нужно построить зоопарк). Но нам нужно не только построить, нужно еще и привезти животных в наш зоопарк. А где же мы можем их взять? Куда обратиться и кому? (дать детям подумать, выслушать их предложения)

Дети, я предлагаю вам обратиться к леснику. Вы знаете, кто такой лесник? Чем он занимается? Сейчас я позвоню леснику и дам заказ на приобретение животных. (Звоним по телефону)

Алло! Здравствуйте! Нам нужен лесник. Мы хотим дать заказ на приобретение животных для зоопарка. Сообщите нам, каких вы можете предоставить животных, и в каком количестве. Вы можете сразу дать ответ, давайте я запишу.

Дети! Лесник предлагает нам зайцев, волков, тигров, оленей, медведей. Но у меня в руках только 5 заявок на животных, а вас больше, но в путь должны отправится все. Что же делать? (нужно объединиться в пары). Правильно! Договоритесь между собой, кто с кем отправится в путь. (Раздаем каждой паре по заявке). На каждой заявке изображена цифра, которая показывает, какое количество зверей вы должны привезти. (Каждую пару спрашиваем, сколько они должны привезти животных). Ну что ж, теперь вы знаете, какое количество животных вы должны привезти. Как вы думаете, теперь мы можем отправляться в путь? (Да) Хорошо! Представьте себе, вы привозите зверей, они уставшие, голодные, куда вы их будете заселять? Нам не куда! Что же делать? (нужно строить вольеры)

Незнайка: А может нам построить один, но большой вольер и поселить всех зверей в него.

Воспитатель: Вы согласны с Незнайкой? Почему? Верно. Хищников с травоядными животными в один вольер не сажают. Они их съедят.

Итак, как мы поступим? Верно. Для каждого животного построим отдельный вольер. Они должны быть просторные, поэтому строить будем по рисунку (раздаем детям схемы-чертежи вольеров) .

Рассмотрите рисунки вольеров. Сколько рисунков вы видите? (два). Рассмотрите I рисунок. Как вы думаете, как нужно посмотреть на вольер, чтобы увидеть такой вид? Не забывайте, что предметы мы рассматриваем с 3-х позиций: вид спереди, вид сбоку и вид сверху.

Итак, вид сверху. Почему? (потому что видны все четыре стороны вольера) .

Теперь рассмотрим 2 рисунок. Как нужно взглянуть на вольер, чтобы увидеть такой вид? (вид сбоку) Почему? Мы должны точно знать, какие строительные детали нам нужны. Определить расположение детали: лежит она или стоит.

Рассмотрите внимательно, какие детали вам понадобятся и в каком количестве, Прежде чем вы начнете строить, вам нужно договорится между собой, кто какую работу будет выполнять: кто строит, а кто носит детали. (Дети договариваются между собой) .

Дети строят по схеме. По ходу строительства спрашиваем: сколько ты взял деталей, на какую сторону поставил, какая сторона на нас смотрит и т. д.

Ну что ж вольеры готовы. Можно отправляться в путь. Вас ждет машина, с прицепом. В нем вы привезете животных. Когда приедете в лесничество, вас встретит лесник. Счастливого вам пути! (дети садятся в машину и под музыку отправляются в путь. Воспитатель переодевается в лесника).

Лесник: Здравствуйте, вам кого?

Дети: Нам нужен лесник.

Лесник: Зачем?

Дети: Мы приехали за зверями для нашего зоопарка.

Лесник: Я рад вам. Давайте пройдем в мой кабинет, и вы расскажите каких животных вам нужно и в каком количестве? Лесник обращается к первой паре детей.

Каких вам нужно животных (оленей). Сколько вам нужно оленей? Давайте вашу заявку. Я посмотрю по компьютеру, сколько у меня есть оленей (лесник делает вид, что работает с компьютером). Я могу предоставить вам, вот столько оленей (лесник показывает числовую карточку). Посмотрите и сосчитайте, хватит ли вам животных. Или вам придется ехать в другое лесничество? Сравните вашу цифру с моим количеством животных в вольере. У кого животных больше у вас или у меня? На сколько больше? Теперь пройдите к клетке и отсчитайте столько животных, сколько вам нужно. (Дети отсчитывают нужное количество животных)

Хочу вас предупредить, что в целях безопасности животные усыплены.

Затем лесник обращается к следующей паре.

- Вы за кем приехали?

- Сколько вам нужно медведей? (7) Я хочу вам предоставить вот столько медведей (6). Хватит ли вам? (Нет)

-Почему? Насколько у меня медведей меньше, чем у вас в заявке? (на один меньше). Давайте договоримся так, вы забирайте 6 медведей, а когда у нас появятся еще медведи, мы вам одного обязательно пришлем. А сейчас пройдите к вольерам и отсчитайте 6 медведей.

Таким образом, идет сравнение с другими парами. В конце лесник проверяет количество взятых животных у каждой пары детей.

Дети садятся в машину, прощаются с лесником и под музыку отправляются в свой зоопарк, где их встречает воспитатель.

- Я рада, что вы справились с заданием. Привезли животных. Как вы думаете, теперь мы можем животных поселить в вольеры? Почему? (потому что зоопарк готов)

- Раз зоопарк готов, я предлагаю вам в него поиграть.

Далее дети развертывают игру: распределяют роли, готовят атрибуты к игре.

infourok.ru

Блок конспектов занятий по конструированию из бумаги для подготовительной группы

Конспекты занятий по конструированию из бумаги

(возраст детей: 6-7 лет, подготовительная группа)

1 занятие:

Тема: «Домики для гномов».

Программное содержание: Продолжить знакомить детей со способами техники бумажной скульптуры; продолжить учить делить лист бумаги на квадраты, делать из него объемные предметы (домики), с помощью деталей передавать сказочный колорит; активизировать воображение детей. Совершенствовать навыки работы с ножницами и бумагой. Приучать экономно расходовать материал. Воспитывать аккуратность в работе, внимательное отношение к просьбам товарищей.

Материал: квадратные листы цветной и белой бумаги (20×20 см.) для дома, полоски цветной бумаги (10×10 см.) для крыши, обрезки и мелкие полоски цветной бумаги – для украшения, образец, ножницы, карандаши, клей, письмо от гномов.

Организация рабочего места: Дети сидят парами, материал лежит не подносах посередине стола, обрезки и мелкие полоски бумаги в отдельной коробке. Перед каждым ребёнком кисть, ножницы, простой карандаш, баночка для клея.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

- Ребята, сегодня утром для нашей группы пришло письмо от знакомых гномов. Вот оно (дети рассматривают красочно иллюстрированное письмо). Они в письме благодарят нас за альбомы и книжки с картинками, которые мы для них уже сделали. Пишут, что им очень нравится наша группа, потому что вы очень дружные и весёлые ребята, и просят построить для них дома, чтобы они могли поселиться у нас в группе.

2. Показ способов работы.

- Посмотрите, ребята, вот такой домик получился у меня.

- Из какого материала он сделан? (Из бумаги)

— Правильно, домик сложен из бумаги, разделённой на много квадратов Давайте вспомним, как разделить лист на квадраты.

- Итак, берём лист квадратной формы. Складываем лист пополам, цветной стороной наружу, совмещаем углы и стороны. Складываем от себя, проглаживаем линию сгиба ладошкой. Чтобы стены дома получились ровными, ещё раз проглаживаем линию сгиба верхней частью ножниц. Теперь разворачиваем лист и оба верхних края по очереди прикладываем к середине, к линии сгиба. Новые линии сгиба приглаживаем ножницами. Снова разворачиваем лист и складываем его пополам, края прикладываем к линии сгиба. С одной и с другой стороны по лини и сгиба делается надрез на один квадратик

( Дети самостоятельно выполняют этап работы, воспитатель следит за ходом и по необходимости оказывает помощь)

- Что предстоит нам сделать теперь? (сложить выкройку)

- Правильно, из готовой выкройки сложим домик: сначала надо сложить два средних надрезанных квадрата, затем на них наложить два крайних. (На стенах домика дети намечают карандашом место для окон и дверей, затем вновь раскладывают выкройку)

- Ребята, гномы очень разные человечки, так давайте и домики у них будут тоже разные, не похожие один на другой, давайте по-разному украсим домики, чтобы гномы их не путали.

( Дети самостоятельно наклеивают на дома элементы украшения. В процессе работы воспитатель помогает детям справиться с заданием, тем кто украсил дом, напоминает, как надо его склеить).

- Ребята, как правильно поступить, что бы получилось у домика красивая крыша (сложим цветную полоску бумаги пополам и приклеим её)

3. Самостоятельная работа детей.

4. Оценка работы.

Дети рассматривают готовые домики на столе. Воспитатель обращает внимание на аккуратность склеивания поделки, на четкость линии сгиба, оригинальность украшения домиков.

5. Итог.

- Посмотрите, в каких ярких и нарядных домиках будут жить гномы.

2 занятие:

Тема: «Тележки для гномов»

Программное содержание: продолжить знакомить детей со способами техники бумажной скульптуры; закреплять способ деления листа бумаги на квадраты с помощью сгибания; учить понимать чертеж и действовать в соответствии с ним; совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовый поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Активизировать воображение детей; развивать мелкую моторику; совершенствовать навыки работы с ножницами и бумагой; воспитывать аккуратность.

Материал: квадратные листы белой бумаги (21×21см) , мелкие обрезки цветной бумаги для оформления, по 4 круга, чертежи построения коробочки, ножницы, карандаш, клей.

Организация рабочего места: дети сидят парами за столами, материал лежит перед каждым ребенком.

Ход занятия.

Организационный момент.

Загадка о гномах.

Человечек лесной,

ростом с ребёнка,

но с длинной бородой. (гном)

- Правильно, ребята. Помните, на прошлом занятии мы с вами сделали красивые домики для гномов. Гномикам они очень понравились и они стали в них обживаться. Так как эти волшебные создания очень любят тепло, каждый из них сделал в своём домике печку. За дровами они часто ездят в лес. Но случилось так, что все тележки у них пропали: то ли волк спрятал, то ли Баба Яга – ни кто не знает. А дрова тяжелые и гномы очень устают носить их в руках. Давайте сегодня поможем гномам и сделаем тележки для перевозки грузов.

2. Показ способов работы:

- Давайте вспомним, как разделить лист бумаги на много мелких квадратиков: (сложить пополам, развернуть, края листа приложить к середине, снова повернуть лист и повторить все операции, что бы поделка была аккуратной, сгибы надо пригладить ножницами.)

- Посмотрите, вот такая тележка получилась у меня. (показ готовой коробки)

- А вот «разворот» коробки. Посчитайте, сколько в ней квадратиков в длину и высоту? (по 3.)

- А сколько квадратиков на сложенном месте бумаги у вас? (по 4.)

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы осталось по 3 квадратика в длину и в ширину? (Надо отрезать по одной полоски шириной в 1 квадрат с одной и другой стороны ).

(На доске рисуется чертеж квадрата разделенного на 16 частей, затем заштриховываются те части, которые надо отрезать)

3. Самостоятельная работа детей (дети обрезают лишние детали)

4. Физкультминутка.

Жили-были в домике                                 (показ руками крыши дома над головой)           Маленькие гномики                               (наклониться и показать рукой рост гномика)  Тик, Пики, Ники, Лики . (хлопки )  1,2,3,4,5-стали гномики стирать. (Имитация стирки)(Загибание пальцев)                        Тики-штанишки                        Пики-носочки                        Ники-рубашки                        Чики-платочки                        Лики  умница был, он водичку всем носил.

                        1,2,3,4,5-вышли гномики гулять. (Ходьба на месте)                        Бабу снежную лепили, (имитация движений)                      Птичек крошками кормили,                      А потом с горы катались, (Пальцы бегут по коленам)                         А еще в снегу валялись,                                 А потом домой пришли,   (ходьба на месте)                        Съели суп и спать легли. (Имитация движений)

- Чтобы сложить и получить квадрат необходимо сделать разрезы: на один квадрат в глубину по линии сгиба с двух противоположных сторон (воспитатель для этого использует чертеж и показывает жирной линией места надреза)

- Теперь можно сложить коробочку. (С помощью воспитателей дети складывают коробочку, отмечают карандашом место где будут наклеивать узор. Затем приступают к оформлению. По совету дети украшают коробочки по-разному, чтобы гномы не путали их).

- Ребята, чего не хватает у тележек? (колес и ручки)

- Конечно, давайте приклеим заготовки: 4 колеса и ручку (полоску бумаги) к нашим тележкам.

5. Оценка работ.

- Какие аккуратные красивые тележки у вас сегодня получились. Это значит вы правильно, точно и аккуратно складывали бумагу пополам. И все тележки получились очень красочные и непохожие. Молодцы!

3 занятие:

Тема: «Мебель для домиков гномов»

Программное содержание: продолжить знакомить детей со способами техники бумажной скульптуры; закреплять навыки деления листа на квадраты и получения путём сгибания и надрезания бумаги коробочки; развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок; активизировать воображение детей, их мыслительную деятельность; совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность.

Материал: квадратные листы белой и цветной бумаги (20×20 см ) , прямоугольники и полоски цветной бумаги, ножницы, клей, карандаш.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Ребята, послушайте загадки:

На четырех ногах стою, Ходить я вовсе не могу: Когда устанешь ты гулять, Ты можешь сесть и отдыхать. (стул)

Под крышей – четыре ножки,А на крыше – суп да ложки. Стол

Свысока он смотри вниз:В нем и новенький сервиз,И старинная посуда,И ножей, и вилок груда.Здесь одежды только нет:Это все-таки… (Буфет)

Если ты устал играть, То ложишься на… Кровать

Я удобный, очень мягкий,Вам не трудно угадать, -Любят бабушки и внукиПосидеть и полежать. Диван

Словно праздничный товар,Ты на ней расставишь обувь:И кроссовки, и сапожки,Сандалеты, босоножки,Чтобы не пылилисьИ легко носились. Обувная полка

- Ребята, а как одним словом можно назвать эти предметы? (мебель)

- Вы знаете, ребята, мы с вами сделали замечательные домики для гномов, но совершенно забыли про мебель для этих домиков.

А на чем же гномики будут сидеть, спать. Вот сегодня я предлагаю подумать над тем, как можно сделать из бумаги мебель для гномиков.

Показ способов работы

- И так, посмотрите, перед вами готовая коробочка, которую вы все умеете делать. Давайте вспомним этапы выполнения работы по изготовлению коробочки. (Дети вспоминают как правильно согнуть бумагу, срезать ненужные детали, надрезать бумагу, что бы сложить коробочку).

- А как вы думаете, как эти коробочки, которые у вас получатся превратить в мебель? (ответы детей)

(Воспитатель слушает ответы детей и дополняет их: на коробочку можно приклеить прямоугольник сверху – получится тумбочка, а если вырезать ножки с четырех сторон получится стол. Приклеив полоску цветной бумаги сбоку, можно получить стул или кресло)

3. Самостоятельная работа детей (дети самостоятельно «превращают» коробочки в предметы мебели, а затем украшают их)

4. Оценка работ.

- Молодцы, ребята, какая красивая, удобная и оригинальная мебель для гномов у вас получилась. Вы удачно использовали дополнительный материал. Гномики будут очень рады.

5. Итог.- Скажите, что общего во всех предметах мебели? (общий способ создания – сначала, строится коробочка, а из неё с помощью добавления различных элементов получаются другие предметы.)

sundekor.ru

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию из бумаги в подготовительной группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию из бумаги в подготовительной группе.

Коллективная работа: «Кленовые листочки»

Тема: Коллективная работа «Кленовые листочки»

Техника: оригами

Цели:

- систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе;

- закрепить названия деревьев и уметь соотносить лист с деревом;

- учить определять дерево или кустарник по описанию;

- показать значение листопада для жизни растений зимой;

- развивать навыки работы с бумагой, выполнения аккуратных точных сгибов;

- развивать чувство композиции.

Материалы и оборудование:

- квадратные листы различной цветной бумаги;

- ножницы;

- клей ПВА, кисточка и подставка для кисточки;

- иллюстрации осенних деревьев;

- большой лист бумаги с заранее нарисованным на нем стволом дерева;

Предварительная работа:

- беседа о времени года и сезонных изменениях;

- рассматривание репродукций картин художников;

- по возможности, прогулка с детьми в осеннем парке;

Основная часть.

Воспитатель читает стихотворение об осени:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают

Гуси, грачи, журавли

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

В руки возьмём по корзинке

В лес за грибами пойдём

Пахнут пески и тропинки

Вкусным осенним грибком.

Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении ? Как вы догадались, что осень? Что происходит в природе в это время года? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы сказали, что осенью часто дует холодный ветер. А что происходит с деревьями, когда дует сильный ветер? Правильно, они качаются из стороны в сторону. Давайте и мы с вами превратимся в деревья.

^

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку про то природное явление, которое бывает только осенью, а вы постарайтесь отгадать.

Листья жёлтые кружатся,

Наземь ковриком ложатся.

Жёлтых листьев хоровод

Осенью случается.

Танец этот — каждый год.

Как он называется?

(Листопад)

Воспитатель: Правильно. Ребята, давайте с вами рассмотрим букет из осенних листьев. Назовите, с каких деревьев эти листочки. (ответы детей)

Д/и «С какого дерева листок?»

^

Воспитатель: Сегодня мы с вами сделаем свой листопад. А листочки у нас будут кленовые. Давайте повторим, каких цветов бывают осенние листочки.(ответы детей)

Под спокойную музыку, по образцу, дети складывают лист, при необходимости пользуясь ножницами.

Воспитатель: А теперь приклеиваем ваши листочки к веткам. (далее дети приклеивают листья к дереву). Вот и готово наше дерево. Посмотрите, какой красивый у нас получился клен, совсем, как настоящий!

lit-yaz.ru