Мы рады приветствовать вас на сайте «АВТОКОВРИК»

НОВОСТИ

"Автоковрик" расширяет ассортимент ковриков в салон автомобилей. В продажу поступили резиновые и текстильные автомобильные коврики на следующие модели автомобилей: Ford Focus III; Nissan Juke; Hyundai Solaris,  ELANTRA 2011, Kia Soul, PICANTO II, Sorento 2011; Mazda 3 2009, CX-5; Mercedes GL X164; Opel Astra J; Renault Sandero, Duster; Subaru XV; VW Polo sedan, Jetta 2011, Passat B7 2011;  Mitsubishi ASX;   VW Polo sedan. Огромный ассортимент автомобильных ковриков в наличии.  

Розничные магазины:

г. Ростов-на-Дону,
ул. Красноармейская, 157
тел.: +7 (863) 292-30-66

г. Таганрог,
ул. Седова, 2/2,
тел.: +7 (8634) 32-76-32

г. Миллерово,
Рынок МТК, ул. Толстого,
пав. № 63, т.: +7 (86385) 2-99-19

с. Чалтырь
ул. Олимпийская, 1/82
т.: +7 (863) 247-10-66

Интернет-заказы:
E-mail: [email protected]
тел.: +7 (905) 428-29-55

Ислам для всех! Коврик намаз


Ислам для всех! - Можно совершать намаз без молитвенного коврика?

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Дорогой брат Игорь! Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Одним из положений, единогласно принятых богословами-суннитами является то, что совершение молитвы именно на земле - например, стоя на грунте или камнях, не является обязательным условием. Шейх аль-Хатиб аш-Ширбини (богослов шафиитского мазхаба) сказал в "Мугниль-мухтадж"; (1/426): "Все мусульмане, за исключением шиитов, единогласны во мнении о дозволенности совершения молитвы на шерстяном покрытии и в шерстяной одежде. В таком совершении молитвы нет ничего нежелательного. Только имам Малик считает желательным избегать этого. Шииты же сказали, что так совершать молитву нельзя, потому что шерсть не относится к растениям, произрастающим на земле". Никак не влияет на действительность молитвы толщина и мягкость покрытия - главное, чтобы поза при земном поклоне была устойчивой. Имам Бухари передал от 'Аиши (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир и благословение Всевышнего ему и его семье) совершал молитву на постели в своем доме, в то время как она лежала между ним и киблой - подобно тому, как совершается молитва над покойником. Бухари озаглавил этот хадис: "Глава о совершении молитвы на постели". Имам Ибн Хаджар сказал в "Фатх аль-бари": "Этим заглавием Бухари имел в виду то, что было достоверно передано Ибн Аби Шайбахом от Ибрахима ан-Наха'и от аль-Асвада и его учеников о том, что они считали нежелательной молитву на коврах, мехах и дерюгах. И указал на дозволенность такой молитвы на основании единогласного мнения сподвижников и табиинов".

Имам Ахмад в своей книге "Аль-муснад", Табарани в "Аль-му'джам аль-кабир", а также Абу Дауд передали хадис от аль-Мугиры ибн Шу'ба (да будет доволен им Аллах): "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) совершал молитву на шубе из дубленого меха". Ибн Хузайма и Хаким утверждали достоверность этого хадиса, последний сказал так: "Достоверный хадис, соответствующий условиям (принятия хадиса) у Бухари и Муслима. Однако они не связывают его с темой меха. Муслим передает его от Абу Са'ида в разделе о молитве на циновке". Аз-Захаби сказал: "Соответствует условиям Муслима. Несмотря на то, что в цепочке передатчиков этого хадиса присутствует слабое звено, он считается хорошим хадисом, в силу того, что существуют другие хадисы, указывающие на этот же смысл. Так, имам Ахмад передал в "Аль-Муснад" от Мухаммада ибн 'Абдуррахмана ибн Аби Ляйла, что один из сподвижников сказал:"О посланник Аллаха! Можно ли мне молиться на мехах?" Тот ответил:"А зачем же иначе нужна выделка?"

Шейх ас-Синди в своих комментариях к "Аль-муснаду" (31/407) поясняет: "То есть если ты не будешь молиться (на мехах), то пропадет польза от выделки, ибо она имеет целью очищение и подготовку меха для совершения молитвы, и если молитва на нем будет недозволенной, то от выделки не будет пользы".

Также ученый ханбалитского мазхаба ат-Туюри передал в своей книге"Ат-туюрият" (стр. 740) от 'Абдуллаха ибн 'Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву на ковре.

Дозволенность такого совершения молитвы передается от группы сподвижников и ученых-богословов, живших позже. Они иногда совершали молитву на мягких и толстых покрытиях, таких как различные матрацы, подлокотные и обычные подушки, ковры, меховые накидки, дерюги, попоны, войлок и т.д.

Имам Абу Бакр ибн Аби Шайба в "Аль-мусаннаф" передал слова 'Абдуллаха ибн 'Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) касательно совершения больным человеком земного поклона (суджуда) на обычную и подлокотную подушку: "Больной может совершать земной поклон на подлокотную подушку и чистую одежду". Также он передал от Умм Салама (да будет доволен ею Аллах), что у нее однажды заболелся глаз, и она совершала земной поклон на кожаную подушку. От Анаса (да будет доволен им Аллах) также передается, что он совершил земной поклон на подлокотную подушку. От Абу аль-'Алийа передается, что будучи больным, он совершал земной поклон на подушку. Аль-Хасан аль-Басри считал, что нет ничего плохого в совершении земного поклона на подлокотную и обычную подушки во время нахождения человека на корабле.

В той же книге, в разделе о "Молитве на постели" передается, что Анас (да будет доволен им Аллах) совершал молитву на своей постели, а также что Тавус совершал молитву на постели, в которой он лежал, будучи больным.

Также в разделе о "Молитве на дерюгах" (1/436-437) сказано, что такие сподвижники как 'Али, Джабир, Абу ад-Дарда, Ибн Мас'уд, Ибн 'Аббас (да будет доволен ими Аллах), а также 'Умар ибн 'Абдул-Азиз из табиинов (да смилуется над ним Всевышний Аллах) - все они совершали молитву на дерюгах (одежда из грубого холста). Однако от Ибрахима передано, что аль-Асвад и его ученики считали нежелательным совершение молитвы на коврах, мехах и дерюгах.

В разделе о "Молитве на коврах" (1/437-438) передано, что Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я не вижу никакой проблемы, если я совершу молитву на шести коврах, расположенных один поверх другого". Са'ид ибн Джубайр сказал: "'Абдулла ибн 'Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) совершил с нами вечернюю молитву на ковре, застланным на всю комнату". 'Абдулла ибн 'Аммар сказал: "Я видел, как 'Умар совершил молитву на толстом ковре". Аль-Хасан аль-Басри сказал: "Совершение молитвы на ковре дозволительно". От него также передается, что он совершал молитву на небольшом коврике, и в земном поклоне его стопы и колени были на нем, а руки и лицо касались земли или тростниковой циновки. Также от Кайса ибн 'Аббада аль-Кайси и Мурры аль-Хамадани передается, что они оба совершили молитву на войлоке.

Еще имам Ибн Аби Шайбах передал в той же книге, в разделе о "Молитве на меху" (1/441-442), что Масрук выделывал шкуру своего жертвенного животного для совершения на ней молитвы. Это же передается и от 'Алкамы. Также от 'Абдуррахмана ибн аль-Асвада передано, что он совершал у себя дома молитву на овечьей шкуре с шерстью. В то же время он передал от аль-Асвада и его учеников, что они считали нежелательным совершение молитвы на мехах.

Ибн Хазм сказал в "Аль-мухалла" (1/402-403): "Дозволяется совершать молитву на шкурах, на шерсти, и на всем том, на что можно садиться, если они являются чистыми. Женщине можно совершать молитву на шелке. Это является также и мнением Абу Ханифы, Шафи'и, Абу Сулаймана и других. 'Ата сказал, что нельзя совершать молитву кроме как на земле или гальке. Малик сказал, что нежелательно совершение молитвы на чем-то другом, кроме земли и того, что на ней произрастает. А 'Али (Ибн Хазм имеет в виду себя) сказал: "Это мнение не имеет доказательства, подтверждающего его верность. Земной поклон должен совершаться семью частями тела: ступнями, коленями ног, руками, лбом и носом; Малик разрешает, чтобы все части тела в суджуде касались упомянутых ранее поверхностей, за исключением лба. А какая разница между лбом и остальными частями?! Ведь нет ничего того, что указывало бы на разницу между ними ни в Коране, ни в сунне, ни в консенсусе ученых. Нельзя это вывести ни путем аналогии, ни из слов какого-либо сподвижника, или даже авторитетного мнения. Пусть Всевышний Аллах дарует нам успех! Нам было передано от Ибн Мас'уда, что он совершил молитву на дерюге из шерсти. Также и от 'Умара ибн аль-Хаттаба, что в молитве он совершал земной поклон на толстый ковер. И от Ибн 'Аббаса, что он также совершал земной поклон на шерстяной ковер. Также это передается и от Абу ад-Дарда, от Шурайха, аль-Хасана и аз-Зухри. И не было того, кто был бы не согласен с мнением упомянутых нами сподвижников (да будет доволен ими Аллах). И у Всевышнего Аллаха мы ищем успех!"

Ученые-богословы разных школ ставили условием устойчивость поверхности при касании ее лбом в земном поклоне.

У ханафитов имам ас-Сарахси говорит в книге "Аль-мабсут": "Дозволяется совершать молитву на снегу, если он плотный и позволяет совершение земного поклона. Если же он недостаточно плотный, то земной поклон на нем недействителен, так как подобен поклону в воздухе. То же касается и суджуда на мягкой траве, хлопке; лоб должен ощущать устойчивую поверхность. Совершение молитвы на толстом ковре также считается у ученых действительным при условии его плотности. Исключение составляет лишь имам Малик (да смилуется над ним Всевышний Аллах). Передается, что некоторые сподвижники говорили:"Нет ничего страшного, если совершать молитву на десяти и более коврах". (1/205-206)

Имам аль-Касани сказал в "Бадаи' ас-санаи'" (1/210): "Если молящийся совершит земной поклон на траву или хлопок, и его лоб достаточно опустится, чтобы почувствовалась твердость земли, то молитва будет считаться действительной; если же этого не произойдет, то она недействительна. Также и молитва на толстом ковре считается действительной, если он плотный. И на снегу - если место совершения земного поклона будет плотным, то это разрешается, а иначе – нет".

Имам аль-Камаль ибн аль-Хумам сказал в "Фатх аль-кадир" (1/304): "Разрешается совершать земной поклон на траве, соломе, хлопке и ковре, если почувствуется твердая поверхность. Это же относится и к плотному снегу. Если же его лицо будет утопать в нем и земля не будет прощупываться, то совершение земного поклона таким образом не разрешается. Позволительна молитва на повозке, стоящей на земле, подобно молитве на кровати. Если же повозка будет опираться на животного (двухколесная), то совершение в ней молитвы недействительно, подобно молитве на подвешенном между деревьями гамаке. Также разрешается совершать молитву на пшенице и ячмене, но не дозволяется совершать молитву на просе и рисе, ибо в таком случае будет отсутствовать устойчивость".

В книге "Аль-фатава аль-хиндийя" (1/70) сказано: "Можно совершать земной поклон на траве, соломе, хлопке, ковре или снеге, если положение лба и носа будет устойчивым, и будет ощущаться твердость земли. Иначе - нет. Именно так сказано в книге "Аль-хуласа".

Шейх Ибн 'Абидин сказал в своем комментарии (1/472) к словам аш-Шурунбуляли , что условие действительности земного поклона - устойчивое положение лба. То есть необходимо, чтобы молящийся в земном поклоне почувствовал твердую землю, и сколько бы не пытался опустить голову ниже, не смог этого сделать. Поэтому недействителен суджуд на рисе и кукурузе, если они будут не в мешках. Также недействителен на хлопке, снеге и постели, если не будет ощущаться твердая поверхность.

Еще он сказал там же (1/523): "Слова "и нужно чтобы он почувствовал твердость земли" означают, что сколько бы ни старался молящийся опустить голову ниже изначального положения во время первого касания, он не сможет этого сделать. Посему действительна молитва на ковре, подстилке, пшенице, ячмени и кровати, а также и на стоящей на земле повозке, если она не опирается на спину животного, подобно подвесному гамаку между деревьями. Также молитва недействительна на рисе или кукурузе, если они находятся не в мешках, на рыхлом снегу, если лицо молящегося погружается в снег, и он не чувствует твердую поверхность, также как и на траве, если не чувствуется твердость земли. Отсюда становится известной дозволенность совершения молитвы на хлопковом матраце, если будет чувствоваться твердость земли; если же она не будет чувствоваться, то совершение на ней молитвы не дозволяется. Так сказано в книге "Аль-Бахр".

У маликитов считается нежелательным совершение молитвы на ковре, матрасе и т.д., если молитва совершается за пределами мечети и необходимости (в мягкой подстилке) нет. В мечети и при необходимости нежелательность отпадает.

Шейх ад-Десукий приводит в своем комментарии к книге "Аш-шарх аль-кабир" (1/252)слова имама ад-Дардира: "Нежелательно совершать земной поклон на одежду или ковер, который не предназначен для застлания мечети. Нет нежелательности в его совершении на подстилке, не считающейся роскошью, к примеру, сплетенной из травы. Тем не менее, лучше не совершать земной поклон на подстилке. Если же подстилки мягкие, то его совершение на них нежелательно". После этого ад-Десуки комментирует: "Имеется в виду, что ковер не только не предназначен для мечети, но и отсутствует необходимость совершения земного поклона на него, как например жара, холод, жесткость земли. Если же такая необходимость существует, то нет нежелательности. Если ковер предназначался специально для мечети, то нет нежелательности в совершении на нем земного поклона. И неважно, постелил его человек, основавший мечеть, или же он куплен на средства из пожертвованного имущества, или же он был пожертвован другим человеком специально для мечети".

У шафиитов имам аш-Шафи'и (да будет доволен им Аллах) говорит в книге "Аль-умм" в разделе об одежде и подстилочных материалах, на которых можно совершать молитву (1/111): "Посланник Аллаха (мир и благословение Аллаха ему и его семье) совершил молитву в одежде из шерсти. Поэтому можно совершать молитву в одежде из шерсти, волос и пуха. Также разрешается совершать молитву на изготовленных из них подстилках. Кроме того, посланник Аллаха (мир и благословение Всевышнего ему и его семье) сказал: "Любая выделанная шкура считается чистой". Поэтому можно совершать молитву в выделанных шкурах животных, умерших без закалывания, в выделанных шкурах хищников, и в выделанных шкурах всех животных, за исключением собаки и свиньи. Также можно совершать молитву в шкуре любого заколотого животного, пригодного для употребления в пищу, даже если она не выделана.

Имам ан-Навави сказал в "Аль-маджму" (3/398): "Если молящийся совершит земной поклон на хлопок, траву или вещь, наполненную ими, то он должен так надавить (головой), что если бы под покрытием была рука, на ней остался бы след. Если он не этого не сделает, то его поклон не будет считаться действительным. Имам двух Запретных Мечетей (аль-Джувейний) сказал: "Мое мнение - достаточно просто свободно положить голову (на место поклона), и нет нужды надавливать". Однако утвержденным положением в мазхабе является первое мнение, которое в категоричной форме было принято также и шейхом Абу Мухаммадом аль-Джувейни и авторами книг "Ат-татимма" и "Ат-тахзиб".

Аль-Хатиб аш-Ширбини сказал в "Мугниль-мухтадж" (1/373):

"Тяжесть его головы должна ощущаться на месте совершения земного поклона - согласно упомянутому ранее утверждению: "И когда ты будешь совершать земной поклон, то ставь свой лоб в устойчивое положение". Тяжесть головы означает, что должно быть давление (головой на место совершения поклона) так, что если представить под этим местом вату или траву, то они помнутся, или если предположить существование под этим местом руки, на ней останутся следы поклона. Имам (двух Запретных Мечетей) считал, что достаточно простого опускания головы. Он даже сказал, что такое положение головы ближе к смиренному положению молящегося, чем попытки надавливания".

У ханбалитов Ибн Таймийа говорит в "Аль-фатава аль-кубра" (2/68): "Среди обладателей знания нет разногласий относительно дозволенности совершения молитвы на покрытиях, сделанных из растительных материалов - к примеру на циновке и т.п. Разногласие существует только относительно того, что не произрастает из земли - например, подстилки из шкуры домашнего скота и ковра из шерсти. Большинство ученых-богословов разрешают совершать молитву на них. Такого мнения придерживаются последователи хадиса, такие как Шафи'и и Ахмад, а также и ученые из Куфы, такие как Абу Ханифа и другие. В доказательство они приводят хадис 'Аиши, где говорится о подстилке, которая была не из растительного материала, а из кожи или шерсти".

Аль-Мардави пишет в "Аль-инсаф" (2/70): "Ученые нашего мазхаба сказали:"Если (молящийся) совершит земной поклон на траву, хлопок, снег или лед, и т. п., и не ощутит их твердость, то его поклон недействителен, по причине отсутствия устойчивости".

Аль-Бухутий сказал в "Кашшаф аль-кина" (1/298): "Совершение молитвы на снегу считается действительным, будь то с наличием подстилки или без нее, если он плотный, ибо в таком случае все части тела будут устойчивы. Также действительна молитва на траве и взбитом хлопке, если под ними ощущается твердость земли. Если же нет, то молитва недействительна, так как лоб в неустойчивом положении".

Следовательно, Вы можете молиться и без коврика на чистой поверхности (примечание редакции).

Всевышний Аллах знает лучше.

По материалам сайта www.dar-alifta.org

islam.com.ua

Совершал ли Пророк ﷺ намаз на коврике?

  Категория: Фикх   Создано 23.08.2014 17:31   Автор: Админ.

 

 

 

 

Вопрос: Ассаламу алайкум, Совершал ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, намаз на коврике, без глины и земли? Если да, то можете ли вы привести хадисы из известных источников о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз на нем?

 

Ответ: Ва алайкум ассалам ва рахматуЛлахи ва баракатух.  

Если поискать в сборниках хадисов, совершал ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, намаз на коврике, то можно найти небольшое число хадисов об этом. Также есть и комментарии ученых к этим хадисам, в которых они говорят, что можно совершать намаз на любом чистом коврике.

 

Приведем пару хадис из «Сахих» Муслим и Бухари:

 

 

Первый хадис: Сообщается, что Абдуллах ибн Шаддад сказал:

سمعت خالتي ميمونة زوج النبي صلى الله عليه وسلم أنها كانت تكون حائضا لا تصلي وهي مفترشة بحذاء مسجد رسول الله صلى الله عليه وسلم وهو يصلي على خمرته ، إذا سجد أصابني بعض ثوبه

 

«Я слышал, что моя тетя Маймуна — жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, [рассказывала о том, что] она не молилась, когда у неё были месячные. Jна сидела рядом с тем местом, где совершал молитвы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Он же обычно молился на своей подстилке (хумра), и во время совершения земных поклонов [края] его одежды касались меня».

 

Этот хадис передали: Ахмад 6/330, аль-Бухари 333, Муслим 513, Абу ‘Авана 2/53, Абу Дауд 369, Ибн Маджах 653, аль-Байхакъи 2/239, 409.

Второй хадис: Передают со слов Анаса ибн Малика о том, что [однажды] его бабушка Мулейка пригласила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отведать еды, которую она приготовила. Он отведал [угощение], а затем сказал: «Становитесь, и я помолюсь с вами». Анас сказал:

 

فقمت إلى حصير لنا قد اسودَّ من طول ما لبس فنضحته بماء ، فقام رسول الله صلى الله عليه وسلم وصففتُ واليتيم وراءه ، والعجوز من ورائنا ، فصلَّى لنا رسول الله صلى الله عليه وسلم ركعتين ثم انصرف

 

«Тогда я подошёл к нашей подстилке, почерневшей от долгого использования, и побрызгал её водой, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал на неё. Мы с сиротой встали за ним в ряд, а за нами − старуха (Мулейка), и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил с нами молитву в два рак’ата, а потом он, да благословит его Аллах и приветствует, ушёл»

Этот хадис передал Муслим 658 и аль-Бухари 373

Комментируя последний хадис, имам Навави, да смилуется над ним Аллах, пишет:

 

 فيه : جواز الصلاة على الحصير وسائر ما تنبته الأرض ، وهذا مجمع عليه ، وما روي عن عمر بن عبد العزيز من خلاف هذا محمول على استحباب التواضع بمباشرة نفس الأرض. وفيه : أن الأصل في الثياب والبسط والحصر ونحوها الطهارة ، وأن حكم الطهارة مستمر حتى تتحقق نجاسته

 

«В этих хадисах есть указание на дозволенность совершения намаза на коврике и на чем-либо другом, что разделяет от земли (все то, что служит преградой), и в этом единогласное мнение (то есть нет иного мнения, на которое можно было бы опираться).

 

То разногласие [в этом вопросе], которое передается от Умара ибн Абдуль Азиза, отнесено к желательности смирения, совершая намаз касаясь телом о землю.

 

В этом хадисе также есть указание на то, что основа в одежде и подстилках – чистота, и то, что решение относительно их чистоты актуально до тех пор, пока не будет точно известна их осквернённость».

 

[Имам Навави, «Шарх Муслима», 5/163]

 

 

 

Добавить комментарий

taalib.ru

Положение ковриков для молитвы | Салиха

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

‘Аиша и Маймуна рассказывали, что «посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре». аль-Бухари 333, 379, 381.

Что касается слова «аль-Хумра», то ученые разошлись в его определении.

Например, имам ат-Табари и Абу Убайд говорили, что «хумра» – это то, на чем совершается молитва, что сделано из пальмовых листьев, с размером куда помещается голова и руки (в суджуде). См. “Гъарибуль-хадис” 1/177, “Фатхуль-Бари” 1/728.

А имам аль-Хаттаби говорил, что Хумра – это коврик (саджада) на который совершает земные поклоны молящийся, и сказал, что ее размер может быть больше, чем место для лица и рук. См. “аль-А’лям” 1/372.

Кстати в этом определении размера имам аль-Хаттаби опирался на хадис от Ибн Аббаса, что приводит имам Абу Дауд 5247. И к этому хадису автор книги «‘Аунуль-Ма’буд» Шамсуль-Хаккъ Азым Абади сказал, что этот хадис является ясным доводом на то, что хумра может быть и больших размеров.

Таким образом, данный хадис является ясным аргументом на то, что совершать молитву на коврике можно! И слова сподвижников «Кана юсалли» «совершал молитву…» – указывают на постоянство, а не на какой-то единичный случай. Поэтому имам аль-Бухари назвал главу в своем Сахихе так: «О молитве на хумре». См. «Сахих аль-Бухари» 1/173.

Также и имам ат-Тирмизи назвал главу в своем сборнике подобным образом и привел хадис о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре, после чего сказал: “Об этом говорили некоторые ученые, а Ахмад и Исхакъ (ибн Рахауайх) говорили: «Установлено достоверно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре»”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 331.

Следует отметить, что сообщается от ‘Умара ибн Абдуль-Азиза, что он порицал совершение намаза на чем-либо кроме земли. И передается, что если он делал намаз на хумре, то брал землю и сыпал ее на хумру. См. “аль-Аусат” 5/115.

Имам Ибн Батталь говорил: “Нет разногласия среди факъихов всех городов в дозволенности совершения молитвы на коврике, кроме того, что передается от Умара ибн Абдуль-Азиза, что он сыпал землю на хумру и делал суджуд на это. Вероятно, он делал так по причине смиренности и скромности, и в этом нет противоречия аль-джамаа. И Ибн Аби шайба передал от Уруи ибн аз-Зубайира, что он порицал совершение молитвы на чем-либо, кроме земли. И подобное передается не только от Уруи. Однако скорее всего они имели ввиду не запрет, а нежелательность”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 1/285.

Но как бы ни то было нет никакой нежелательности в том, чтобы совершать намаз на коврике, так как этот поступок установлен самим пророком (мир ему и благословение Аллаха), а слова и поступки кого-либо иного не могут быть противопоставлены действиям пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Имам аш-Шаукани в отношении хадиса, о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре, сказал: “Этот хадис указывает на то, что нет проблем совершать молитву на коврике, будь он из ткани или пальмовых волокон или еще чего-либо. И нет разницы, большой будет коврик или маленький!” См. “Найлюль-аутар” 2/130.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Ибн ‘Умар и другие сахабы совершали намаз на хумре, и это порицали только те, кто порицал совершение суджула не на землю”. См. “Фатхуль-Бари” 3/24.

Второе: Для чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву на коврике?

Ученые сказали, что смысл этого был по причине холодной или горячей земли, так как именно такое значение несет в себе хумра. Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Хумра была так названа по причине покрытия лица молящегося от земли. И от этого был назван платок — химар, который покрывает голову (женщины)”. См. “Умдатуль-къари” 4/160.

Имам ат-Табари сказал: “Хумра была названа так по причине защиты лица от холодной и горячей земли”. См. “Фатхуль-Бари” 1/728.

Нет сомнений, что холодная земля или же горячая будет отвлекать молящегося от смирения в молитве.

Однако нет никаких указаний на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) использовал этот коврик по причине опасения совершить молитву на место наджасы.

Да конечно, одним из условий (шурут) молитвы является совершить ее с отсутствием наджасы на теле, одежде и месте совершения молитвы! Но речь идет о том случае, когда человек действительно знает о наджасе, а не испытывает сомнение.

И ученые разошлись в вопросе, если человек совершил сознательно с наджасой или на наджасу молитву, нарушена ли его молитва? Большинство ученых сказали, что молитва такая не действительна, опираясь на то, что изначально запрет чего-либо указывает на недействительность. И в качестве довода они приводили аят: «Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (аль-Бакъара 2: 125).

А также и хадис аль-Бухари, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел вылить воду на то место, куда помочился в мечети один бедуин.

Другие же ученые сказали, что совершение молитвы с наджасой или на наджасу является грехом, однако это не портит молитву, и это мнение выбрал имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани. См. “Сайлюль-джарар” 1/157, «ас-Самр аль-мустатаб» 1/331.

Однако если человек совершает молитву на улице, скажем на асфальте или же земле, и использует коврик не с намерением защиты от наджасы, а чтобы не испачкать одежду пылью и грязью, то нет в этом инша-Аллах никаких проблем.

На основании сказанного ясно, что основа состоит в том, что совершение молитвы на коврике дозволено и не является нововведением! Однако в некоторых случаях это может стать порицаемым и даже нововведением, о чем говорили ученые.

Во-первых: Если человек убежден в том, что намаз необходимо делать именно на коврике и нельзя его делать на земле. В этом есть уподобление шиитам-рафидитам, совершающим молитвы на определенный предмет.

Во-вторых, Делать намаз на коврике с изображением живых существ, что весьма порицается.

В-третьих, Постоянное совершение намаза на коврике, даже если в нем нет нужды, как например, в доме или мечети, где и так есть паласы. Причина этого может быть либо в придавании чрезмерного значения коврику для молитвы, либо по причине чрезмерных наущении шайтана о вероятности наличия наджасы на месте молитвы. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Что касается впавших в крайность людей, чрезмерно подверженных наущениям (уасуасам), то они не совершают молитву на земле и на общих подстилках на земле, а совершают только на коврик и тому подобное!” См. “Маджму’уль-фатауа” 22/177.

В-четвертых, специальный коврик для имама, который проводит молитву на нем. Нет никаких указаний для этого, и такой поступок также может относиться к числу нововведений.

Уа-Ллаху а’лям.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

«Саляф – Форум»

Во-первых:

soliha.com

Положение ковриков для молитвы (саджада) — Такуа — Богобоязненность

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Каков хукм молитвы на коврик ? И какой хукм класть его в мечети, чтобы на нем молился имам ? Является ли это новшеством ?

Ответ:Хвала Аллаху !Молитва на коврик является дозволенной, т.к. есть этому основа.Приводят имам Бухарий, 379, имам Муслим, 513, от Маймуны, да будет доволен ею Аллах, кот сказала:

 كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُصَلِّي عَلَى الْخُمْرَةِ

 «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился на хумра«

Хумра — это небольшой коврик, кот примерно рассчитан для лица, кот делается из листьев пальмы, и делает сажда на него молящийся, чтобы уберечься от жара земли или ее холода.аль-Хаттабий выбрал мнение, что коврик может быть и больше, чем только для лица, и привел в довод хадис, кот. приводит абу Дауд, 5247, от ибну Аббаса, кот. сказал:

 جَاءَتْ فَأْرَةٌ فَأَخَذَتْ تَجُرُّ الْفَتِيلَةَ فَجَاءَتْ بِهَا فَأَلْقَتْهَا بَيْنَ يَدَيْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى الْخُمْرَةِ الَّتِي كَانَ قَاعِدًا عَلَيْهَا فَأَحْرَقَتْ مِنْهَا مِثْلَ مَوْضِعِ الدِّرْهَمِ

 «Пришла мышь, и зацепила собой свечу, и уронила ее перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на коврик (хумра), на котором он сидел, и прожгла место в нем, примерно с дирхам…»(достоверность этого хадиса подтвердил шейх Альбаний, в «сунан аби Дауд», 4369)

Сказал аль-Абадий, в » ‘аунуль-ма’буд»:»Это есть явное доказательство того, кто коврик может быть больше (т.е. как большая постилка). Так же в «ан-нихая».(см. «фатхуль-барий», 333)Сказал имам аш-Шауканий:»Хадис указывает на то, что нет проблем молиться на коврик, не важно из материи или из пальмовых листьев или из чего-то другого. И так же не имеет разницы маленьким он будет или большим, как циновка или как ковер, как это известно из молитвы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на циновку, ковер и (фаруа) мех. шкура».

Однако известно, что есть некоторые причины, кот. делают запретным молитву на ковриках и т.п.

Из них: 1 — если есть на коврике изображения живых существ, и запрещено использовать его, и необходимо убрать сурат2 — если есть на коврике украшения, рисунки, кот. отвлекают молящегося и мешают его молитве, такая молитва макрух.Сказали ученые «ляджнатуд-даима»:«Что касается изображения, в кот. нет души, как например горы, реки, моря, деревья, дома и т.п., без изображений живых существ вокруг них, то дозволены они, однако молитва на таком макрух, т.к. это отвлекает молящегося, и пропадает смирение в молитве. Что касается самой молитвы, то они сахиха (приемлема)».(см. «фетауа ляджнатуд-даима», 6/180).Так же есь фетва от «ляджны«:«Мечети — это дома Всевышнего Аллаха, дома для выстаивания молитв и поминания Аллаха, и для смирения перед Ним… Рисунки, украшения на полу, коврах, стенах, кот. отвлекают от поминания Аллаха, отвлекают от смирения, и поэтому это порицали многие саляфы. И необходимо молящимся сторониться этого в мечетях, и хранить полноту поклонений своих, и сторониться того, что отвлекает от поминания Аллаха в таких местах (как мечеть), надеясь на награду. А что касается такой молитвы (т.е. на таком коврике или в таком месте), то она приемлемая».(см. «фетауа ляджнатуд-даима», 6/181, 182)

3 — если молитва совершается на коврик, для того, чтобы не прикасаться к земле, считая это низким или пренебрегая этим Передал имам Бухарий, 2036, от абу Са’ида аль-Худрий, да будет доволен им Аллах, кот. сказал:

اعْتَكَفْنَا مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْعَشْرَ الأَوْسَطَ مِنْ رَمَضَانَ قَالَ فَخَرَجْنَا صَبِيحَةَ عِشْرِينَ . قَالَ : فَخَطَبَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ صَبِيحَةَ عِشْرِينَ ، فَقَالَ : إِنِّي أُرِيتُ لَيْلَةَ الْقَدْرِ وَإِنِّي نُسِّيتُهَا فَالْتَمِسُوهَا فِي الْعَشْرِ الأَوَاخِرِ فِي وِتْرٍ فَإِنِّي رَأَيْتُ أَنِّي أَسْجُدُ فِي مَاءٍ وَطِينٍ ، وَمَنْ كَانَ اعْتَكَفَ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَلْيَرْجِعْ . فَرَجَعَ النَّاسُ إِلَى الْمَسْجِدِ وَمَا نَرَى فِي السَّمَاءِ قَزَعَةً ، قَالَ : فَجَاءَتْ سَحَابَةٌ فَمَطَرَتْ وَأُقِيمَتْ الصَّلاةُ فَسَجَدَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الطِّينِ وَالْمَاءِ حَتَّى رَأَيْتُ أَثَرَ الطِّينِ فِي أَرْنَبَتِهِ وَجَبْهَتِهِ

«Мы совершали и’тикаф вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, десять ночей в середине Рамадана, и наступила двадцатое утро. И обратился к нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Поистине я видел ночь предопределения, однако (было сделано так что) я забыл это, так ищите же ее в последние десять ночей Рамадана, в нечетные дни. И поистине я видел как буду делать сажда в воду и глину (грязь земленая). И тот, кто совершал и’тикаф с посланником Аллаха, тот пусть вернется !»И люди стали возвращаться в мечеть, и мы не видели на небе облачка. Затем пришла туча и пролился дождь, и наступило время молитвы, и посланник Аллаха делал сажда, да благословит его Аллах и приветствует, в глину и в воду, и мы видели следы грязи на его лбу и конце носа«.И в этом хадисе видно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал сажда в воду и глину, и не проявлял высокомерие и не подкладывал что-то на землю !

4 — если совершается молитва на коврик, кот. постелен на общий ковер для всех в мечете, пренебрегая. Или же делается это предостерегаясь от наджаса.Сказал шейхуль-Ислам ибну Теймия:«Что касается тех, кто проявляет чрезмерность, из тех, кто подвержен наущениям, то они не молятся на землю, и не то, что постелено для всех, однако они молятся на коврик и т.е.»(см «маджму’ аль-фатауа», 22/177)

5 — если совершает человек молитву на коврик, считая что обязательно нужно совершать молитву на спец. коврик, и то что на нем обязанность молиться на коврик и нет разницы дома или в мечети. И дошло до того, что многие не молятся, кроме как на коврик, даже если дом застелен ковром.Сказал шейхуль-Ислам, рахимахуЛлах:«Что касается молитвы на коврик, кот. видеться молящемуся как необходимость, то не было этого во времена саляфоа, мухаджиров и ансаров, и тех, кто последовал за ними в благе, с кот. пришел посланник Аллаха. Однако они молились в мечетях на землю, и никто из них не брал специальный коврик для молитвы. Передается от ‘абдуРрахмана ибну Махди, когда прибыл в Медину, разложил коврик. Тогда приказал Малик задержать его. Ему сказали что это ‘абдуРрахман ибну Махди, на что он ответил: «Разве не знал он, что расстилать коврик в нашей мечети — это бид’а !»(см. «маджму’аль-фатауа», 22/163)

6 — так же если выделяется имам, дается ему коврик, специально для него, чтобы он молился на нем, хотя мечеть устлана ковром, зачем же тогда такое различие ?!Это не дозволено, т.к. нет в этом необходимости, и это может привести сердце к высокомерию, и Аллах Велик от этого !

Уа-Ллаху а’лям.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »

(781)

takwa.ws


Смотрите также